Анализ урока
(с позиции соответствия требованиям ФГОС ООО)
ФИО учителя: Слепцова Наталия Юрьевна
Дата посещения урока: 29.10.2014г.
Предмет: информатика и ИКТ
Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации»
Класс: 5А
Учащихся по списку: 18
Учащихся по факту: 16
1. Урок активизировал следующие образовательные достижения учащихся:
-предметные:
умение приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
расширение знаний о носителях информации, практическое использование различных информационных средств для сбора, хранения, обработки информации;
-метапредметные:
умение определять значимость информации в жизни человека;
формирование определённого уровня знаний об информационном процессе хранения информации в технических устройствах, в человеческом обществе – память человека (история и библиотека), в биологическом мире (биология), отдельной личности (приобретение личностно-значимого опыта для себя);
владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
-личностные:
формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
формирование стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.
2. Цели урока:
Познакомить понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память».
Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий с информацией, различать оперативную и долговременную память.
Цель урока предусматривала решение следующих задач:
Образовательная: познакомить с понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память»; практическое использование различных информационных средств для сбора, хранения, обработки информации.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления (сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности.
Воспитывающая: формировать информационную культуру обучающихся; расширять словарный запас обучающихся.
Использовалась следующая схема построения урока:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Задание на дом, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Вывод: это урок, развивающий в деятельности. Схема построения урока соответствует его цели и приоритетам ФГОС ООО:
обращение к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения;
использовались приёмы работы с классом, подчёркивающие динамику изменений в образовательных достижениях учеников – в знаниях, действиях, личностных новообразованиях; задавались вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу.
Системно-деятельностно организована работа с содержанием образования на уроке, что соответствует приоритетам ФГОС:
Цели и задачи, которые учитель ставит на данном этапе урока:
организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы, стимулировать познавательную активность через постановку проблемного вопроса;
определить уровень теоретической подготовки обучающихся;
познакомить учащихся с основными понятиями;
организовать совместную работу обучающихся по изучению материала; развивать способности обучающихся анализировать и делать выводы;
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: беседа, частично-поисковый, практический, групповой
Результаты: актуализированы необходимые знания для последующей постановки темы урока.
Определены цели, которые должны быть достигнуты обучающимися:
увидеть проблему, осознать и предложить способы её решения;
знать понятия «информация», способы её получения и т.д.
познакомиться с основными понятиями;
научиться практически применять полученные знания.
Результат: совместная постановка темы и целей урока, актуализированы необходимые знания, новый материал озвучен и записан в тетрадь, продолжено обучение производить сравнение и делать соответствующие выводы; практические задания выполнены всеми учащимися.
5. Для реализации системно - деятельностного подхода использовались следующие приемы:
- поощрение учеников в их стремлении задавать вопросы, комментировать;
- использование фронтальных опросов;
-в равной мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам;
-соответствие вопросов уровню интеллектуального развития учащихся в классе.
Для развития личностного потенциала учеников использовался следующий методический инструментарий:
-обращается внимание учителя и учеников на каждый ответ обучающихся;
-предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказывания их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
-задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно;
-создается атмосфера доброжелательности и уважения в общении.
Использование данных приемов способствует формированию
- регулятивных УУД:
-целеполагание
-планирование
-контроль
-коррекция
-оценка
- познавательных УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-рефлексия способов и условий действия, контроль оценки процесса и результатов деятельности;
-определение основной и второстепенной информации;
-постановка и формулирование проблемы;
коммуникативных УУД:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
Для оценивания результатов учебной деятельности использовалась рефлексия
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
оценить значимость учебных действий для самого себя.
Цели и задачи, которые учитель ставит на данном этапе урока:
формировать осознанность и критичность учебных действий;
осознать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Форма работы: индивидуальная
При подведении итогов урока определена цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
Цели и задачи, которые учитель ставит на данном этапе урока:
развивать навыки самооценки;
определить уровень достижения поставленных задач в течение урока;
формировать адекватную самооценку у обучающихся;
обеспечить дальнейшую работу по коррекции знаний и способов действий.
В конце урока проведена аргументация выставленных отметок.
На уроке организовано учебное сотрудничество учителя с учениками, основанного на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
Реальный результат урока полностью соответствует его целям: обучающиеся
изучили информационные процессы, научились различать действия, выполняемые с информацией; узнали, как хранили информацию раньше и как хранят ее в современном мире, рассмотрели практическое применение различных информационных средств для сбора, хранения, обработки информации.
Урок соответствует требованиям и приоритетам ФГОС ООО.
Директор МБОУСОШ № 61 О.В.Смирнова