Анализ урока
Урок проводится по программе Д.Кабалевского. Важнейшей особенность программы является ее тематическое построение. Каждая четверть учебного года имеет свою тему, которая последовательно углубляясь, раскрывается от урока к уроку.
Урок «Музыка народов ближнего зарубежья» - первый в четверти по теме «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
В соответствии с тематическим построением программы выделяются такие типы уроков: введение в тему, углубление темы, обобщение темы.
Так как данный урок является первым в данной теме соответственно тип урока – введение в тему.
Главным признаком урока введения в тему является наличие в его содержании первоначальной характеристики нового ключевого знания. Процесс введения в тему состоит в активизации имеющегося у школьников жизненного и музыкального опыта под углом зрения нового ключевого знания; создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся на основе восприятия музыки приходят с помощью учителя к решению поставленной задачи; первоначальном обобщении представлений о новом ключевом знании и закреплении его при восприятии новых произведений.
Новым ключевым знанием является понятие о том, что между музыкой русского народа и музыкой разных народов нет непереходимых границ.
Данный урок отвечает основным требованиям, предъявляемым к школьному уроку, так и к уроку искусства.
Важные «признаки» этого урока как урока искусства:
Построение урока по законам искусства, т.е. наличие, логически выстроенной музыкально-педагогической драматургии урока, художественно целесообразных контрастов (между формами и видами музыкальной деятельности учителя и учащихся; формами урока), наличие эмоциональной кульминации урока.
Активное, музыкально-исполнительская деятельность учащихся (игра на свирели, ложках, пение, слушание музыки).
Применение ряда специфических методов, присущих музыкальному образованию:
Метода эмоциональной драматургии, направленного на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке.
Метода анализа и сравнения, направленного на выявление общего и особенного (сходства и различия) между музыкой русского народа и музыкой других народов.
Метода использования при разучивании песни художественных образов и ассоциаций, помогающих воспроизведению музыки, моделированию звуковых процессов, исполнению музыки.
Метода размышления о музыке.
Метода сопереживания, направленного на развитие музыкальности – переживания музыки, которое по своему существу является эмоциональным переживанием.
Основой урока стала музыка народов ближнего зарубежья: украинская, молдавская, грузинская.
Музыкально-педагогическая идея: познакомить учащихся с музыкой народов ближнего зарубежья, помочь почувствовать и понять ее самобытную красоту.
Жанр урока можно охарактеризовать как урок - музыкальное путешествие.
Форма урока в ее музыкально-педагогической интерпретации определяется как сонатная.
В эмоциональной драматургии урока музыкальный материал располагается по принципу эмоционального развёртывания с кульминацией в восприятии учащимися Финала Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского.
Драматургическое развертывание происходит методом построения урока в сонатной форме с ее главными частями – экспозицией, разработкой, репризой, кодой.
Главная тематическая линия урока включает в себя раскрытие:
- в экспозиции (проверка домашнего задания, исполнение русской народной песни «Светит месяц», разгадывание кроссворда) - цели урока и нового ключевого знания;
- в разработке (разучивание попевки «Дружба», слушание, разучивание с помощь нотной записи украинской народной песни «Веснянка») - закрепление новой темы;
- в репризе (слушание Финала Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского) - знакомство со стилем отдельных ведущих русских композиторов;
- в коде (слушание грузинского народного танца «Лезгинка», молдавского народного танца «Молдовеняска», домашнее задание) – закрепление цели урока и нового ключевого знания.
Начинаем урок со входа под песню «Шире круг» музыка Д.Л. Льва-Компанейца и музыкального приветствия. Их цель - организовать детей. Настроить на активно-эмоциональное восприятие темы урока. Метод разбивки детей на команды «Шестнадцатые», «Восьмые» и «Четвертные» даёт возможность учителю актуализировать знания детей по музыкальной грамоте, определить уровень знаний элементов музыкального языка, полученных на предыдущих уроках.
Проверка домашнего задания проводится для актуализации знаний и применения их в новой ситуации («Светит месяц»). Этот методический прием выстраивания учебного материала от знакомого - к незнакомому, всегда облегчает освоение детьми новых для них музыкальных знаний.
Исполнение русской народной песни «Светит месяц» служит для закрепления основных знаний об основных стилевых качествах, характерных для русской народной музыки и перехода к основной цели урока – введения в тему, раскрытия нового ключевого знания о том, что между музыкой русского народа и музыкой разных народов нет непереходимых границ.
Обращение учителя к методу забегания вперед и возвращения к пройденному в кроссворде с вопросами о жанрах русских песен помогает сделать промежуточный срез знаний детей, усвоенных в предыдущей четверти.
Приём музыкальной беседы о дружбе в Артеке настраивает детей на обобщающие выводы о музыке стран ближнего зарубежья, о воспитательной функции музыки, помогает воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные, дружелюбные отношения между людьми независимо от их национальности.
Прием пения фраз из песни «Шире круг» Д.Л. Льва-Компанейца помогает развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух учащихся.
Задание - разучивание с помощью нотной записи попевки «Дружба» - используется с целью “зрительной проекции” (в сознании ученика) музыкальной интонации; для обогащения интонационного словаря школьника (пополнения словарного запаса в выражении художественных образов).
Слушание украинской народной песни «Веснянка», грузинского народного танца «Лезгинка», молдавского народного танца «Молдовеняска» расширяет знания детей о музыкальной культуре разных стран и народов в процессе виртуальной экскурсии по странам ближнего зарубежья.
Разучивание с помощь нотной записи украинской народной песни «Веснянка» приносит учащимся не только радость и положительные эмоции, но и создает возможность для сопереживания музыки, самовыражения. Данный вид музыкально-исполнительской деятельности способствует развитию познавательного интереса учащихся, вокально-хоровых навыков, творческих и актёрских способностей детей.
Слушание Финала Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского знакомит детей со стилем выдающегося русского композитора, воспитывает любовь к своему родному краю через различные виды творческой деятельности, учит делать сравнительный анализ средств музыкальной выразительности различных музыкальных произведений, используя полученные знания и практические навыки.
Слушание грузинского народного танца «Лезгинка» и молдавского народного танца «Молдовеняска» содействует развитию умений распознавать на слух музыкальные интонации разных культур, воспитывает интерес к зарубежной музыке.
Обобщение темы урока помогает детям сделать самостоятельный вывод о том, что у каждого народа своя национальная музыка, но между музыкой русского народа и музыкой разных народов нет непереходимых границ.
Домашнее задание направлено на закрепление темы урока, его воспитательную цель о том, что все народы должны в мире жить и еще крепче дружить. Задание нарисовать рисунок к прослушанной на уроке музыке стимулирует с помощью изобразительного искусства музыкальное воображение, эмоциональное, тембровое и ладово-слуховое восприятие учащихся.