Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кировская школа-гимназия №2" Кировского района Республики Крым |
ул. Р. Люксембург, д.52, пгт Кировское, Кировский район, Республика Крым, 297300 тел.: (06555) 4-16-72, E-mail: [email protected] ОКПО 00838950 ОГРН 1159102029250 ИНН/КПП 9108104435/910801001 |
Анализ результатов исследования уровня
функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов
МБОУ «Кировская школа-гимназия№2»
1. Общая характеристика диагностической работы в рамках исследования уровня функциональной грамотности учащихся 8 и 9 классов
Исследование уровня функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов МБОУ «Кировская школа-гимназия№2» прошли в ноябре-декабре 2022 года в соответствии с пп. 2.5. п. 2 Плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2022/2023 учебный год, утверждённого приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.09.2022г. № 1418, в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021г. № 03-1510, в рамках реализации национального проекта «Образование»,Плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся общеобразовательных учреждений на 2022/2023 учебный год, утверждённого приказом отдела образования, молодёжи и спорта администрации Кировского района Республики Крым от 10.10.2022 № 183. Исследование проводилось в форме диагностических работ (далее – ДР) с использованием инструментария электронного банка тренировочных заданий Российской электронной школы (РЭШ) и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Цель проведения ДР по функциональной грамотности – оценить уровень сформированности у учащихся читательской грамотности (далее – ЧГ), естественнонаучной грамотности (далее – ЕГ) и математической грамотности (далее – МГ), финансовой грамотности (далее − ФинГ), глобальных компетенций (далее − ГК), креативного мышления (далее − КМ) как составляющих функциональной грамотности (далее – ФГ).
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки ЧГ, ЕГ, МГ, ФинГ, КГ, КМ выбрана концепция современного международного исследования PISA (Programme for International Students Assessment).
Диагностика функциональной грамотности связана с выявлением уровня сформированности компетенций, как способности мобилизовать знания, умения, отношения и ценности при решении практических задач; проявлять рефлексивный подход к процессу обучения и обеспечивать возможность взаимодействовать и действовать в различных жизненных ситуациях, вырабатывая осознанную стратегию поведения. Для формирования и оценки каждого вида функциональной грамотности использовался задачный подход. Особенность заданий ФГ – их многофакторность и комплексный характер.
Содержательные области, представленные в задачах по направлениям функциональной грамотности, показаны в таблице 1.
2. Аналитическая часть
(какие задания даны, результаты выполнения заданий, какие вопросы или умения вызвали затруднения)
Основой для разработки заданий являлись различные ситуации реальной жизни, как правило, близкие и понятные учащимся и требовавшие от них осознанного выбора модели поведения. Задания включали в себя описание ситуации, представленной, как правило, в проблемном ключе и могли содержать текст, графики, таблицы, а также совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие. Контекст проблемной ситуации мотивировал учащихся на выполнение нескольких взаимосвязанных вопросов-задач, объединённых общей содержательной идеей. В большинстве случаев одно задание, описывающее проблемную ситуацию, содержало две-три-четыре и более задач. Каждая задача в структуре комплексного задания – это законченный элемент, который классифицируется по нескольким категориям: компетенция, тип знания, контекст, когнитивный уровень. Их последовательное выполнение способствовало тому, что, двигаясь от задачи к задаче, учащиеся погружались в ситуацию и приобретали как новые знания, так и функциональные навыки.
Содержательные области, представленные в задачах по направлениям функциональной грамотности, показаны в таблице 1.
Таблица 1
Содержательные области оценки
ЕГ | МГ | | ЧГ |
Живые системы | Количество | Работа | |
физические системы | Пространство и форма | Здоровье | |
- | Изменение и зависимости | - | |
- | Неопределенность и данные | - | |
Для заданий по всем видам грамотности были определены уровни сложности познавательных действий. Выделены следующие познавательные уровни:
Высокий. Анализировать сложную информацию или данные, обобщать или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая разные источники информации, разрабатывать план или последовательность шагов, ведущих к решению проблемы.
Средний. Использовать и применять понятийное знание для описания или объяснения явлений, выбирать соответствующие процедуры, предполагающие два шага или более, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков.
Низкий. Выполнять одношаговую процедуру, например, распознавать факты, термины, принципы или понятия, или найти единственную точку, содержащую информацию, на графике или в таблице.
По всем направлениям функциональной грамотности, в заданиях ДР преобладают низкий и средний уровни сложности.
Таблица 2
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | ЕГ | | МГ | | ЧГ |
8 класс | 9 класс | 8 класс | 9 класс | 8 класс | 9 класс |
Низкий | 5 | 5 | 5 | 4 | 6 | 6 |
Средний | 8 | 7 | 2 | 3 | 7 | 9 |
Высокий | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Всего | 16 | 16 | 9 | 9 | 16 | 17 |
Для оценивания результатов выполнения работы использовался общий балл по каждому направлению функциональной грамотности. А на основе суммарного балла, полученного участниками ДР за выполнение всех заданий, определялся уровень сформированности функциональной грамотности по каждому направлению. Выделено пять уровней сформированности функциональной грамотности: недостаточный, низкий, средний, повышенный и высокий.
В представленном анализе выявления уровней сформированности ФГ предложены следующие показатели: процент сформированности уровней функциональной грамотности по каждому направлению.
2.1. Читательская грамотность
При разработке инструментария по направлению читательская грамотность выдержана следующая идеология: читательская грамотность, проявляющаяся в осознании непрерывных (сплошных) текстов - включая литературные тексты - остается ценной, но при этом сделан акцент на оценивании понимания информации из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает сформированность таких умений, как анализ, синтез, интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся источников. Актуализирована оценка навыков чтения составных текстов, структура которых специфична по способу предъявления информации на основе тематического единства текстов разных видов.
Приводим в кратком виде общую классификацию текстов, принятую в заданиях по ЧГ за основу. В связи с включением визуальных изображений в тексты, они делятся на сплошные тексты (без изображений) и несплошные тексты (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем, визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно.
В диагностической работе представлены задачи на оценку следующих компетентностных областей:
Найти и извлечь (информацию из текста).
Интегрировать и интерпретировать (информацию из текста).
Осмыслить и оценить (информацию из текста).
Использовать (информацию из текста)
Распределение задач по компетентностным областям в диагностической работе представлено в таблице 3.
Таблица 3
Компетентная область | Количество задач |
8 класс | 9 класс |
Найти и извлечь | 6 (37,5%) | 5 (33%) |
Интегрировать и интерпретировать | 6 (37,5%) | 8 (47%) |
Осмыслить и оценить | 1 (6%) | 1 (6%) |
Использовать | 3 (19%) | 3 (18%) |
Уровень сформированности читательской грамотности оценивался в двух заданиях, как для обучающихся 8 класса («Школа журналистики», «Профессии»), так и для обучающихся 9 класса («Антибиотики», «Профессии»). Общее количество задач в 8 классе - 16, а в 9 классе - 17.
2.1.2. Результаты выполнения диагностической работы по читательской грамотности обучающимися 8 и 9 классов
В диагностической работе по читательской грамотности приняли участие 21 обучающихся 8 классов и 35 обучающихся 9 классов, что составило 4 % и 4,5% от общего количества учащихся общеобразовательного учреждения.
Распределение результатов участников диагностической работы по уровням сформированности читательской грамотности показано в таблице.
Таблица 4
| Высокий | Повышенный | Средний | Низкий | Недостаточный |
8 класс | 2,7 | 10,7 | 37,3 | 38,6 | 10,7 |
9 класс | 5,1 | 21,5 | 36,7 | 26,6 | 10,1 |
Из таблицы видно, что процент восьмиклассников, которые показали высокий и повышенный уровень сформированности читательской грамотности, очень маленький – 2,7%. А тех, участников ДР, кто показал низкий и недостаточный уровни – большинство (49%).
Высокий и повышенный уровни сформированности читательской грамотности среди девятиклассников достигли 26,6% участников ДР, тем не менее чуть больше трети обучающихся (36,7%) показали недостаточный и низкий уровни.
Следует отметить, что обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни при выполнении диагностической работы столкнулись с трудностями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку читательской грамотности, как направления функциональной грамотности.
Таким образом, эти группы обучающихся продемонстрировали недостаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
Естественнонаучная грамотность
Основные подходы к моделированию заданий для оценки естественнонаучная грамотности учащихся 8, 9 классов
Инструментарий по направлению естественнонаучная грамотность разрабатывался на основе инструментария PISA, в котором определяют три основные компетентностные области естественнонаучной грамотности:
научное объяснение явлений;
применение естественнонаучных методов исследования;
интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Каждая компетентностная область ЕГ характеризуется группой умений:
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов: преобразовать одну форму представления данных в другую; анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях; оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы);
Применение методов естественно-научного исследования: различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса; описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
Научное объяснение явлений: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; предложить объяснительные гипотезы.
Распределение задач по компетентностным областям в диагностической работе представлено в таблице 5.
Таблица 5
Компетентная область | Количество задач |
8 класс | 9 класс |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов | 4 (27%) | 4 (25%) |
Применение естественнонаучных методов исследования | 6 (40%) | 5 (31%) |
Научное объяснение явлений | 5 (33%) | 7 (44%) |
Уровень сформированности естественнонаучной грамотности у обучающихся 8 класса оценивался в трёх заданиях - «Экстремальные профессии», «Ресурсы и отходы», «Батарейки», с общим количество задач - 16. Для обучающихся 9 класса были предложены также три
задания - «Открытие вирусов», «Выпечка хлеба», «Какие шины лучше?», с общим количеством задач - 16.
3.1.2. Результаты выполнения диагностической работы по естественнонаучной грамотности обучающимися 8 и 9 классов
В диагностической работе по естественнонаучной грамотности приняли участие 15 обучающихся 8 классов и 25 обучающихся 9 классов, что составило 2,8% и 4,7% от общего количества обучающихся общеобразовательных организаций округа соответственно.
Распределение результатов участников диагностической работы по уровням сформированности естественнонаучной грамотности показано в таблице
Таблица 6
| Высокий | Повышенный | Средний | Низкий | Недостаточный |
8 класс | 3,3 | 30,0 | 38,4 | 23,3 | 5,0 |
9 класс | 4,5 | 16,7 | 48,5 | 18,2 | 12,1 |
Высокий и повышенный уровень сформированности ЕГ показали 33,3% обучающихся 8 класса, участников ДТ. Низкий и недостаточный уровни у 28,3% восьмиклассников.
Высокий и повышенный уровни сформированности ЕГ среди девятиклассников, участников ДР достигли всего 21,2%, но очень высок процент тех, кто показал низкий и недостаточный уровни - 30,3%.
Обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни сформированности естественнонаучной грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных. Кроме этого, обучающиеся испытывают трудности при самостоятельной формулировке описаний, объяснений и выводов. Это свидетельствует о дефицитах в сформировнности умений письменной речи с использованием естественнонаучной терминологии.
Анализ полученных результатов естественнонаучной грамотности позволяет сделать следующие выводы:
результаты ДР демонстрируют, что 30,3% обучающихся 9 класса и 28,3% обучающихся 8 класса показали низкий и недостаточный уровни сформированности естественнонаучной грамотности;
большинство обучающиеся 8 и 9 классов, участников ДТ, не владеют компетенциями естественнонаучной грамотности;
обучающиеся 8 класса показали самый большой процент (39,7%) освоения по компетенции «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов», а по компетенции «Применение естественнонаучных методов исследования», самый низкий процент (16,9%).
освоение каждой компетенции среди девятиклассников, участников ДТ, продемонстрировали около 30%.
4.Математическая грамотность
4.1. Характеристика диагностического инструментария исследования уровня математической грамотности учащихся 8 и 9 классов
Цель проведения диагностических работ по математической грамотности в 8-9-х классах: выявление уровня сформированности математической грамотности учащихся в соответствии с «Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».
Задачи:
Выявление затруднений и дефицитов учащихся, возникающих в процессе решения задач на оценку математической грамотности.
Ориентирами для разработки инструментария были материалы международного исследования PISA (концептуальные рамки, примеры заданий и результаты выполнения заданий российскими учащимися). При этом были использованы все отечественные инновационные разработки в данной области. Диагностические работы проводились с использованием материалов, подготовленных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» Российской Академии образования.
Результаты выполнения работы анализировались по критериям и по работе в целом. Для оценивания результатов выполнения работы использовался общий балл. Проверка выполнения задач КИМ осуществлялась на основе критериев, разработанных для каждой задачи.
4.1.2. Подходы к разработке диагностических работ
Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки математической грамотности, выбрана концепция современного международного исследования PISA (ProgrammeforInternationalStudentsAssessment), результаты которого используются многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения.
В разрабатываемом российском мониторинге функциональной грамотности математическая грамотность понимается так же, как и в исследовании PISA: как «Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира».
Основа организации оценки математической грамотности включает три структурных компонента:
контекст, в котором представлена проблема;
содержание математического образования, которое используется в заданиях;
мыслительная деятельность (компетентностная область), необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, 2характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.
Общая характеристика диагностических работ
4.1.3.1.по математической грамотности в 8 классе
Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Содержательная область | Число заданий в работе |
Количество | 3 |
Пространство и форма | 2 |
Изменение и зависимости | 3 |
Неопределенность и данные | 1 |
Итого | 9 |
Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Компетентностная область | Число заданий в работе |
Формулировать | 3 |
Применять | 2 |
Интерпретировать/оценивать | 2 |
Рассуждать | 2 |
Контекст (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)
Контекст | | Число заданий в работе |
Личная жизнь | | 4 |
Образование/профессиональная деятельность | | - |
Общественная жизнь | | 5 |
| Итого | 9 |
Уровень сложности задания (распределение заданий и баллов по отдельным категориям)
В работу входят задания пяти уровней сложности: недостаточный, низкий, средний, повышенный, высокий.
Уровень сложности | Число заданий в работе |
Низкий | 5 |
Средний | 2 |
Повышенный | 2 |
Итого | 9 |
Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
с выбором нескольких верных ответов
с кратким ответом (в виде текста, букв, слов, цифр)
с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)
с развернутым ответом
на установление последовательности
на перетаскивание объектов.
Время выполнения диагностической работы составляло 40 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы:
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания), двумя баллами (7 заданий).
Максимальный балл составляет 16 баллов.
Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ –2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:
Недостаточный: от 0 до 3 баллов
Низкий: от 4 до 7 баллов
Средний: от 8 до 12 баллов
Повышенный: от 13 баллов
Высокий: от 15 баллов.
План диагностической работы по математической грамотности для учащихся 8-го класса
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Балл за выполнение | % выполнения |
| | Частота пульса при физической нагрузке | | |
1 | Изменение и зависимости | Формулировать | Математическое описание зависимости в буквенном виде (составление формулы) | 1 | 68 |
2 | Изменение и зависимости | Применять | Вычисление процентов в реальной ситуации | 2 | 42 |
| | Пособие на ребёнка | | |
3 | Количество | Интерпретировать | Реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста | 1 | 73 |
4 | Количество | Формулировать | Реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста и таблицы | 2 | 56 |
| | Ремонт комнаты | | |
5 | Пространство и форма | Формулировать | Составление фигуры из заданных элементов с учётом их линейных размеров | 2 | 47 |
6 | Пространство и форма | Рассуждать | Вычисление длины фигуры сложной формы, составленной из отрезков и дуги окружности | 2 | 32 |
| | Московский метрополитен | | |
7 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Установление характера зависимости, отношения величин, реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста | 2 | 24 |
8 | Неопределённость и данные | Применять | Реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами | 2 | 16 |
9 | Количество | Интерпретировать | Вычисления с рациональными числами, выбор результата | 2 | 4 |
4.1.3.2.по математической грамотности в 9 классе
Содержательная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Содержательная область | Число заданий в работе |
Количество | 2 |
Пространство и форма | 2 |
Изменение и зависимости | 4 |
Неопределенность и данные | 1 |
Итого | 9 |
Компетентностная область оценки (распределение заданий и баллов по отдельным областям)
Компетентностная область | Число заданий в работе |
Формулировать | 3 |
Применять | 2 |
Интерпретировать/оценивать | 2 |
Рассуждать | 2 |
Контекст (распределение заданий по отдельным категориям)
Контекст | | Число заданий в работе |
Личная жизнь | | 2 |
Образование/профессиональная деятельность | | 4 |
Общественная жизнь | | 3 |
| Итого | 9 |
Уровень сложности задания (распределение заданий по отдельным категориям)
Уровень сложности | Число заданий в работе |
Низкий | 4 |
Средний | 3 |
Высокий | 2 |
Итого | 9 |
Тип задания по форме ответов
В вариантах используются следующие типы заданий:
с выбором нескольких верных ответов
с кратким ответом (в виде текста (букв, слов, цифр)
с несколькими краткими ответами (отдельные поля для ответов)
с развернутым ответом
на установление последовательности.
Время выполнения диагностической работы составило 40 минут.
Система оценки выполнения диагностической работы.
В работу входят задания, которые оцениваются одним баллом (2 задания), двумя баллами (7 заданий).
Максимальный балл по каждому варианту составляет 16 баллов.
Критерии оценивания заданий. Задания с выбором нескольких верных ответов, кратким или развернутым ответом оцениваются в 1, 0 или 2, 1, 0 баллов: полный верный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
По результатам выполнения диагностической работы на основе суммарного балла, полученного учащимся за выполнение всех заданий, определяется уровень сформированности математической грамотности:
Недостаточный: от 0 до 3 баллов
Низкий: от 4 до 7 баллов
Средний: от 8 до 12 баллов
Повышенный: от 13 баллов
Высокий: от 15 баллов.
План диагностической работы по математической грамотности для учащихся 9-го класса
№ задания | Содержательная область | Компетентностная область | Объект оценки | Балл за выполнение | % выполнения |
Акции и скидки | | | |
1 | Количество | Формулировать | Распознавание зависимости | 1 | 70 |
2 | Количество | Интерпретировать | Составление числового выражения и вычисление процентов | 2 | 52 |
Конструкция строительной фермы | | | |
3 | Пространство и форма | Применять | Распознавание зависимости между сторонами и углами, между сторонами треугольника, смежные углы, сумма углов треугольника | 2 | 62 |
4 | Пространство и форма | Рассуждать | Применение свойств прямоугольного треугольника: зависимость между сторонами и углами прямоугольного треугольника, между сторонами. | 2 | 42 |
Дорога до дачи | | | |
5 | Изменение и зависимости | Применять | Выявление истинных утверждений относительно графика реального движения (зависимость пройденного пути от времени движения), чтение кусочно-заданного графика | 2 | 31 |
6 | Изменение и зависимости | Интерпретировать | Чтение, понимание графика движения автомобиля и интерпретация результата анализа графика | 1 | 74 |
7 | Изменение и зависимости | Формулировать | Вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни | 2 | 36 |
Конкурс | | | |
8 | Изменение и зависимости | Формулировать | Запись двойного неравенства: числового и буквенного | 2 | 7 |
9 | Неопределенность и данные | Рассуждать | Сравнение чисел, работа с таблицей | 2 | 16 |
Результаты выполнения диагностической работы
Цель работы: проверить уровень сформированности математической грамотности как составляющей функциональной грамотности.
Трудности, которые испытали учащиеся:
непривычный объём и разнообразие сюжетов;
необходимость возвращаться к тексту сюжетной ситуации;
недостаточный учебный опыт;
несформированность общеучебных умений: работа с информацией, представленной в различной форме, нахождение данных в тексте.
Приняли участие: | 8 классы | 33 | 9 классы | 44 чел |
Уровень | Кол-во | % | Кол-во | % |
Недостаточный | 4 | 12 | 12 | 27 |
Низкий | 10 | 30 | 15 | 34 |
Средний | 13 | 39 | 14 | 32 |
Повышенный | 6 | 18 | 3 | 7 |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 |
Дефицитные знания:
нахождение доли, процента числа, вычисление элементов прямоугольного треугольника, работа с величинами, вычисления с рациональными числами, применение процентной зависимости для решения задачи, вычисление минимального времени движения автомобиля с выбранной скоростью в реальной жизни, запись двойного неравенства числового и буквенного, вычисление длины фигуры сложной формы, составленной из отрезков и дуги окружности, реальные расчеты с извлечением данных из таблицы и текста.
Рекомендации:
На этапе перехода из начальной школы в основную стремиться обеспечить преемственность начального общего и основного общего образования в вопросах создания условий для достижения школьниками предметных и метапредметных результатов обучения.
На уроках математики (алгебры, геометрии, внеурочной деятельности) целесообразно использовать банк задач, предназначенных для формирования и оценки математической грамотности, а также продолжить поиски новых методов и форм обучения актуальных при выполнении данных заданий. Включение в учебный процесс компетентностно-ориентированных задач, предполагающих несколько способов / методов решения, в том числе метод осознанного перебора, метод проб и ошибок, прикидку результата; а также наличие альтернативных вариантов ответов.
Выводы по результатам выполнения диагностических работ и рекомендации Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
Проблема, которая выявилась во время выполнения заданий – формализм знаний (знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Учатся для школы, а не для жизни).
Обучающиеся не приучены работать во временных рамках.
Главная трудность при выполнении заданий - несформированность умения читать тексты. Ошибки учащихся при выполнении заданий, в которых требовалось найти информацию, заданную в явном виде, были связаны в первую очередь с неумением внимательно (вдумчиво) читать текст и постоянно обращаться к тексту в поисках ответа на заданный вопрос.
Низкий процент выполнения заданий, связанных с практическим применением информации из текста, говорит о том, что учащиеся не готовы к заданиям, требующим умения выделить существенное, установить то, что знания нужны не для простого запоминания и воспроизведения, даже в том случае, когда они готовы продемонстрировать предметные навыки, связанные с более сложными умениями.
Пути решения:
помогать лучше осознавать изучаемый материал;
переводить знания из пассивных в активные (использовать практики развивающего обучения);
знакомить с алгоритмами решения проблем;
способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений;
формировать читательскую грамотность.
5. Выводы
Проведённый анализ результатов исследования уровня сформированности функциональной грамотности по трём направлениям (читательская грамотность, естественнонаучная грамотность и математическая грамотность) у обучающихся 8 и 9 классов позволяет сделать следующие выводы:
обучающихся 8 и 9 классов, участников диагностической работы по функциональной грамотности, столкнулись с трудностями, связанными с новизной формата и содержания задач, а также недостаточным опытом выполнения заданий, направленных на формирование и оценку ФГ;
- при выполнении заданий по всем видам функциональной грамотности обучающиеся показали низкий уровень сформированности общеучебных умений, основным из которых является умение работать с информацией, представленной в различной форме (текстах, таблицах, диаграммах или рисунках);
- при выполнении заданий по направлению «Читательская грамотность» затруднения вызывают задания репродуктивного характера, в которых предлагаются несплошные тексты, а именно: найти информацию, данную в явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить её, а также задания, в которых надо высказать собственное мнение, основываясь на прочитанном тексте, и на внетекстовых знаниях;
- так как формат заданий по направлению «Естественнонаучная грамотность» отличался от обычного и был приближен к реальной жизни, то при выполнении заданий участники ДР столкнулись с трудностями, которые свидетельствуют о недостаточной практикоориентированности содержания естественнонаучного образования;
- участники ДР по направлению «Математическая грамотность» не смогли выйти за пределы привычных для них учебных ситуаций и применить свои знания для решения задач, включённых в работу;
- причины не очень высоких результатов по направлениям функциональной грамотности у большинства обучающихся 8 и 9 классов, участников ДР, могут быть связаны с тем, что в процессе обучения школьники практически не имеют опыта выполнения заданий междисциплинарного характера, а развитие общеучебных умений осуществляется преимущественно в границах учебных предметов; обучающиеся редко оказываются в жизненных ситуациях (в том числе моделируемых в процессе обучения), в которых им необходимо решать социальные, научные и личные задачи.