Анализ результатов ОГЭ по химии в 9 классе МБОУ «Курумканская СОШ № 1»
В 2021-2022 году экзамен по химии в 9 классе проводился в формате ОГЭ.
Сдавали экзамен по химии 7 учащихся. Экзамен проводился 01.06.2022 г.
На выполнение экзаменационной работы по химии давалось 3 часа (180 минут).
Работа состоит из 2 частей, включающих в себя 23 задания и 24 задание-эксперимент.
Часть 1 экзаменационной работы содержала 19 заданий: 15 заданий (№ 1 – №3, №5-8, №11,13,14, №16, №18, №19) базового уровня сложности (с выбором ответа, оцениваемое в 1 балл каждое) и 5 заданий: №4,№9,№10,№12,№17 повышенного уровня сложности (с кратким ответом, оцениваемое в 2 балла каждое). Часть 2 содержала 5 заданий (№ 20 – № 24) высокого уровня сложности с развёрнутым ответом: задание №20 оценивалось в 3 балла, задание №21 – 4 балла, задание №22 – 3 балла, задание №23 - 4 балла и задание №24 эксперимент - 2 балла. Таким образом, максимальный балл за 1 часть составил 24 балла (из них 14 баллов – за задания базового уровня сложности, 10 баллов – за задания повышенного уровня сложности), за 2 часть 10 баллов (за 5 заданий высокого уровня сложности). Общий максимальный балл за правильно выполненную экзаменационную работу ОГЭ по химии составил 40 балла.
Шкала перерасчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
0-9 баллов – отметка «2»
10-20 баллов – отметка «3»
21-30 баллов – отметка «4»
31-40 баллов – отметка «5»
Количественные показатели
Класс | Кол-во выполнявших работу | Оценка | Качество знаний | Успеваемость | Ср. балл |
«2» | «3» | «4» | «5» |
9 | 7 | 0 | 3 | 3 | 1 | 71 % | 100% | 4,3 |
Индивидуальные результаты обучающихся (в баллах)
ФИО | Первичный балл | Оценка | Годовая оценка |
Бадмаева А. О. | 27 | 4 | 4 |
Будакова А. К. | 16 | 3 | 3 |
Доржиева А.В. | 19 | 3 | 3 |
Ламуев Д. | 23 | 4 | 4 |
Походиева Д.С. | 31 | 5 | 5 |
Эрдыниев А.А. | 12 | 3 | 3 |
Эрдыниева В.Э. | 30 | 4 | 4 |
6 учащихся подтвердили годовую оценку по предмету, а Походиева Д. получила экзаменационную оценку выше годовой оценки по химии.
Анализ результатов выполнения учащимися заданий части 1 и 2
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Бадмаева А. О. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 3 | 2 |
Будакова А. К. | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
Доржиева А.В. | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Ламуев Д. | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 3 | 3 | 4 | 0 |
Походиева Д.С. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Эрдыниев А.А. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Эрдыниева В.Э. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 |
Основные ошибки:
| | Уровень сложности | Максимальный балл за задание | % выполнения |
Часть 1 | Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности | | | |
1 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. | Б | 1 | 86 |
2 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. | Б | 1 | 100 |
3 | Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в ПСХЭ. | Б | 1 | 100 |
4 | Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов | П | 2 | 57 |
5 | Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | Б | 1 | 71 |
6 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. | Б | 1 | 71 |
7 | Классификация и номенклатура неорганических веществ. | Б | 1 | 100 |
8 | Химические свойства оксидов:оснόвных,амфотерных, кислотных | Б | 1 | 43 |
9 | Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов | П | 2 | 100 |
10 | Химические свойства простых веществ металлов и неметаллов | П | 2 | 86 |
11 | Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. | Б | 1 | 86 |
12 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. | П | 2 | 86 |
13 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) | Б | 1 | 57 |
14 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | Б | 1 | 14 |
15 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | Б | 1 | 25 |
16 | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | Б | 1 | 71 |
17 | Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. | П | 2 | 57 |
18 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | Б | 1 | 43 |
19 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Б | 1 | 0 |
Часть 2 | |
20 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | В | 3 | 57 |
21 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | В | 4 | 57 |
22 | Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции | В | 3 | 43 |
23 | Решение экспериментальных задач | В | 4 | 71 |
24 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. | В | 2 | 86 |
Анализируя выполнение работы выпускников по качеству усвоения контролируемых элементов содержания, было принято во внимание положение о том, что усвоенными можно считать элементы содержания, проверяемые заданиями базового уровня, процент выполнения которых больше 60%, и заданиями повышенного и высокого уровней сложности, процент выполнения которых превышает 68%.
Средний процент выполнения заданий базового уровня – 62%. Успех выполнения этих заданий объясняется тем, что они непосредственно направлены на проверку усвоения химических понятий и законов, с которыми ученики знакомятся, начиная с самых первых уроков по предмету «Химия», и далее при изучении различных тем, следовательно, предполагают их многократную отработку. Всего 14 % выполнили задание № 14 на «РИО», с заданием № 15 справились 25% «Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель» никто не справился с заданием № 19 «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия»
Средний процент выполнения заданий повышенного уровня сложности составил 77 %, что показывает хорошую подготовленность обучающихся.
Средний процент выполнения заданий высокого уровня сложности составил 57 %, что показывает о достаточном уровне подготовленности обучающихся к решению расчетных задач и составлению окислительно-восстановительных реакций, определению окислителя и восстановителя. Выполнение задания 24 – химический эксперимент - 86%. 1 учащийся не приступил к выполнению химического эксперимента, но отлично справился с заданиями высокого уровня (набрал 12 б из 14 возможных) и в связи с эти не успел по времени.
Выводы:
1. Провести анализ ошибок, допущенных на экзамене. Учесть эти минусы при подготовке к ОГЭ – 2023.
2. Разработать систему исправления ошибок.
3. Систематически проводить диагностические работы со всеми обучающимися.
Учитель химии: Дудеева О.Ц.