СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ лирического произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса по теме "Анализ лирического произведения"содержит памятки " Изобразительно-выразительного средства", план анализа и анализ стихотворения Тютчева " Весенняя гроза"

Просмотр содержимого документа
«Анализ лирического произведения»

Анализ лирического произведения Учитель русского языка и литература ГОУ ЛНР « Стахановская СШ им. П.Л.Дремова №32» Гончар Е.А.

Анализ лирического произведения

Учитель русского языка и литература ГОУ ЛНР « Стахановская СШ им. П.Л.Дремова №32»

Гончар Е.А.

Кого мы называем лирическим героем? Лирический герой –автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой –автор

(Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо);

рассказчик (позиция автора).

Что означает выражение «настроение лирического героя»?   Настроение лирического героя – воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу

Что означает выражение «настроение лирического героя»?

Настроение лирического героя – воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу

Изобразительно-выразительные средства Олицетворение Эпитет Метафора Сравнения  Анафора Антитеза  Инверсия

Изобразительно-выразительные средства

  • Олицетворение
  • Эпитет
  • Метафора
  • Сравнения
  • Анафора
  • Антитеза
  • Инверсия

Олицетворение Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например : О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно? лес проснулся  (сравните:  ребенок проснулся ); камыш шепчет  ( девушка шепчет ); темнота подкралась  ( разведчик подкрался ).

Олицетворение

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например : О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

лес проснулся  (сравните:  ребенок проснулся ); камыш шепчет  ( девушка шепчет ); темнота подкралась  ( разведчик подкрался ).

Эпитет Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например : веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска  В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,  В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ  Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,  Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Эпитет

Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа.

Например : веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ, В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ, Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Метафора Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы ). безмолвная женщина — безмолвная улица; деликатный человек — деликатный вопрос; бойкий мальчик — бойкий спор; мудрый старик — мудрое решение; любопытная соседка — любопытный вопрос.

Метафора

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы ).

безмолвная женщина — безмолвная улица; деликатный человек — деликатный вопрос; бойкий мальчик — бойкий спор; мудрый старик — мудрое решение; любопытная соседка — любопытный вопрос.

Сравнения Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например : Грачи мелькали как сеть .  Горят аулы, нет у них защиты.  Врагом сыны отечества разбиты,  И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ  МЕТЕОР ,  Играя в облаках, пугает взор. Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ  Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.  Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней  В моей душе чем старше, тем сильней.

Сравнения

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например : Грачи мелькали как сеть .

Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ  МЕТЕОР , Играя в облаках, пугает взор.

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ. Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней В моей душе чем старше, тем сильней.

Средства выразительности речи. Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья. В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках… Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей.. Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия. Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова? Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Средства выразительности речи.

Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

 Фонетические изобразительно-выразительные средства.   Аллитерация – повторение согласных звуков в слове:  Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин) Ассонанс - повторение гласных звуков в слове: думаю думу свою. Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней. Багровое взметнулось полымя Над рокотом аэродрома, А голуби, как будто голые, Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов) ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.  Полночной порою в болотной глуши  Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

Фонетические изобразительно-выразительные средства.

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове:

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)

Ассонанс - повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…

 «Лирика. Что? Чем? Зачем?» -Что описывают поэты? -Чем рисуют поэтические образы? -Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах ?

«Лирика. Что? Чем? Зачем?»

-Что описывают поэты?

-Чем рисуют поэтические образы?

-Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах ?

План анализа лирического текста . Год написания произведения. В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний). Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении) Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор). Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны). Композиция (построение произведения). Жанр произведения ( если не указан выше) Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы). Язык художественного произведения. Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.). Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

План анализа лирического текста .

Год написания произведения.

В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

Композиция (построение произведения).

Жанр произведения ( если не указан выше)

Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

Язык художественного произведения.

Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

  Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»    Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит С горы бежит поток проворный. В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный – Все вторит весело громам. Ты скажешь; ветреная ГЕБА, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь на землю пролила.

  Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит

С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

Год написания произведения Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.

Год написания произведения

Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.

Тема стихотворения Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире Идея стихотворения Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.

Тема стихотворения

Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире

Идея стихотворения

Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.

СЮЖЕТ Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение

СЮЖЕТ

Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение

  Выразительные средства языка Эпитеты  – раскаты молодые, перлы дождевые;  Метафора  – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;  Инверсия  – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д. Звукопись:  1)у – гр- у –а—а  2)е – е – р – гр  3) р – е – гр – а  4) гр – о – е – б – г  - б – о  Размер стиха Четырехстопный ямб

Выразительные средства языка

Эпитеты  – раскаты молодые, перлы дождевые; Метафора  – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит; Инверсия  – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.

Звукопись: 1)у – гр- у –а—а 2)е – е – р – гр 3) р – е – гр – а 4) гр – о – е – б – г  - б – о Размер стиха Четырехстопный ямб

Собственная аргументированная оценка «Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.  Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.  Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.

Собственная аргументированная оценка

«Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.

Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.

Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.

Клише В стихотворении (автор, название) говорится о … Стихотворение пронизано ….. (каким ?) настроением . Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как … .. Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?) В стихотворении мы словно слышим звуки ( какие? Через что?) Поэт хочет запечатлеть (нарисовать ) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)….. Используя ….., поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне ……, ассоциируется с …... Особенно меня привлекает в стихотворении

Клише

В стихотворении (автор, название) говорится о … Стихотворение пронизано ….. (каким ?) настроением . Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как … .. Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?) В стихотворении мы словно слышим звуки ( какие? Через что?) Поэт хочет запечатлеть (нарисовать ) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)….. Используя ….., поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне ……, ассоциируется с …... Особенно меня привлекает в стихотворении

 СИНКВЕЙН- это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:   1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна .  2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.  3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

СИНКВЕЙН- это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна .

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн по теме урока 1.Поэт 2.Талантлив.  Убедителен. 3.Созерцает. Чувствует. Рисует. 4.Околдовывает чудными пейзажами. 5.Мастер

Синквейн по теме урока

1.Поэт

2.Талантлив.

Убедителен.

3.Созерцает. Чувствует. Рисует. 4.Околдовывает чудными пейзажами. 5.Мастер

Выскажите своё мнение по изученному материалу, используя составленный вами синквейн или предложенное клише ответа :   сегодня я узнал(а)… было интересно…  было трудно… я научил(а) ся ( сь )… у меня получилось.. я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…  мне захотелось…

Выскажите своё мнение по изученному материалу, используя составленный вами синквейн или предложенное клише ответа :

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я научил(а) ся ( сь )…

у меня получилось..

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!