Анализ лирического произведения
Учитель русского языка и литература ГОУ ЛНР « Стахановская СШ им. П.Л.Дремова №32»
Гончар Е.А.
Кого мы называем лирическим героем?
Лирический герой –автор
(Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо);
рассказчик (позиция автора).
Что означает выражение «настроение лирического героя»?
Настроение лирического героя – воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу
Изобразительно-выразительные средства
- Олицетворение
- Эпитет
- Метафора
- Сравнения
- Анафора
- Антитеза
- Инверсия
Олицетворение
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например : О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
лес проснулся (сравните: ребенок проснулся ); камыш шепчет ( девушка шепчет ); темнота подкралась ( разведчик подкрался ).
Эпитет
Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа.
Например : веселый ветер, мертвая тишина, черная тоска
В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ, В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ, Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.
Метафора
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например : крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы ).
безмолвная женщина — безмолвная улица; деликатный человек — деликатный вопрос; бойкий мальчик — бойкий спор; мудрый старик — мудрое решение; любопытная соседка — любопытный вопрос.
Сравнения
Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Например : Грачи мелькали как сеть .
Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР , Играя в облаках, пугает взор.
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ. Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней В моей душе чем старше, тем сильней.
Средства выразительности речи.
Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..
Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.
Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Фонетические изобразительно-выразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове:
Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.
Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)
Ассонанс - повторение гласных звуков в слове:
думаю думу свою.
Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.
Багровое взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
«Лирика. Что? Чем? Зачем?»
-Что описывают поэты?
-Чем рисуют поэтические образы?
-Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах ?
План анализа лирического текста .
Год написания произведения.
В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
Композиция (построение произведения).
Жанр произведения ( если не указан выше)
Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
Язык художественного произведения.
Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).
Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь; ветреная ГЕБА,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь на землю пролила.
Год написания произведения
Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.
Тема стихотворения
Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире
Идея стихотворения
Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.
СЮЖЕТ
Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение
Выразительные средства языка
Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые; Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит; Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.
Звукопись: 1)у – гр- у –а—а 2)е – е – р – гр 3) р – е – гр – а 4) гр – о – е – б – г - б – о Размер стиха Четырехстопный ямб
Собственная аргументированная оценка
«Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.
Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.
Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.
Клише
В стихотворении (автор, название) говорится о … Стихотворение пронизано ….. (каким ?) настроением . Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как … .. Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?) В стихотворении мы словно слышим звуки ( какие? Через что?) Поэт хочет запечатлеть (нарисовать ) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИВС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)….. Используя ….., поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне ……, ассоциируется с …... Особенно меня привлекает в стихотворении
СИНКВЕЙН- это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна .
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн по теме урока
1.Поэт
2.Талантлив.
Убедителен.
3.Созерцает. Чувствует. Рисует. 4.Околдовывает чудными пейзажами. 5.Мастер
Выскажите своё мнение по изученному материалу, используя составленный вами синквейн или предложенное клише ответа :
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я научил(а) ся ( сь )…
у меня получилось..
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Спасибо за урок!