СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа лирического произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План анализа лирического произведения по сути является планом -конспектом, который поможет ученику провести без затруднений анализ любого стихотворения. В плане представлены следующие уровни анализа:история создания; неязыковые средства выразительности; смысловой анализ;  лингвистический анализ; анализ организации ритмики, строфики, рифмы; синтаксический анализ; лексический анализ.

Просмотр содержимого документа
«План анализа лирического произведения»

Примерный план анализа стихотворения

(Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)


Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.

Может быть «тематическим»: определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.

Может быть «биографическим»: рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.

Может быть «лирическим»: вы можете поделиться своими размышлениями о том, что даёт человеку встреча с прекрасным поэтическим произведением, «диалог» с поэтом при чтении его стихов.


Основная часть.

Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.


Примерный круг вопросов для анализа:


1.Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).

2.Определите особенности жанра, если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?

3.Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..

4.Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).


!Далее удобнее всего анализировать текст «вслед за автором», характеризуя каждую часть стихотворения, двигаясь от строчки к строчке, от строфы к строфе.


5.Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

- лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);

- фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);

- словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.);

- морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);

- синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);

- особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.

6.Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).

7.Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

8.Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?


Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)



Тематика лирических произведений

Тема —

то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

Пример: творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти — темы романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Мотив 

мельчайший элемент художественного произведения;

один из образов, созданных автором;

наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении «опорные» художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

Пример: уход человека от привычного ему образа жизни — мотив в творчестве А. Чехова; переодевания — в комедиях и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения — в финалах романов, повестей, комедий).

Лейтмотив 

ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельного произведения.

Пример: грозы, сны, сумасшествие, страдание — лейтмотивы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тема лирического произведения

Характеристика

Пример

Тема любви

(любовная лирика)

Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства

«Я помню чудное мгновенье...» (А. Пушкин)

Тема природы 
(пейзажная лирика)

Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

«Береза» (С. Есенин)

Тема назначения поэта и поэзии
(гражданская лирика)

Лирические произведения раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

«Смерть Поэта» (М. Лермонтов)

Тема поисков жизненного смысла

(философская лирика)

Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

«Нам не дано предугадать...» (А. Фет)

Тема свободы 
(вольнолюбивая лирика)

Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

«Вольность» (А. Радищев)

Тема дружбы

Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

«К Чаадаеву» (А. Пушкин)

Тема одиночества

Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимания другими людьми

«Парус» (М. Лермонтов)

Тема родины
(патриотическая лирика)

Лирические произведения о родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

«Россия» (А. Блок)

Тема народа

Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

«Железная дорога» (Н. Некрасов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!