СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ исторического фильма

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ исторического фильма»

Анализ интерпретации исторических событий и процессов в художественном фильме «Катынь» реж. А.Вайда (2007)

Ведение

Я выбрала фильм «Катынь» реж. А.Вайда потому, что мне всегда была интересна тема Второй мировой воны, а также репрессий со стороны советских властей по отношению к различным народностям и слоям населения. Фильм поразил меня до глубины души: потрясающая игра актеров, отличная постановка, интересная подача. Я, будучи человеком весьма впечатлительным, плакала на протяжении почти всего фильма. Интересно, что отец автора был расстрелян в Катыни. Наверное, именно это и стало стимулом для снятия фильма, ну, это лично мое мнение.

      В самом фильме мы можем проследить как минимум 2 главные сюжетные линии – это судьба офицеров, оказавшихся в русском плену, и судьба их жен, матерей и сестер, до последнего надеявшихся на возвращение мужчин. В самом начале фильма режиссер показывает нам очень сложную ситуацию, в которой оказался польский народ, так сказать «между двух огней»: с одной стороны фашистская Германия, с другой – Советский Союз. Из истории мы знаем, что Германию напала на Польшу без предупреждения, 8 сентября немецкие войска были уже под Варшавой, а в конце сентября Польша прекратила сопротивление. В середине сентября войска Советского Союза вступили на территорию Польши под предлогом защиты белорусского и украинского населения. Всего в ходе продвижения Красной Армии было взято в плен до полумиллиона польских граждан. Большинство из них были вскоре освобождены, и в лагеря НКВД попало 130 242 человек, среди которых были как военнослужащие польской армии, так и другие лица, которых руководство Советского Союза сочло «подозрительными» из-за их стремления к восстановлению независимости Польши. На протяжении всего фильма мы видим стремление многих героев вернуть Польше свободу, восстановить независимую Польшу. Всего в Катныском лесу было расстреляно советскими войсками более 20 тысяч польских военнопленных. В фильме ярко показаны сцены расстрела, с какой хладнокровностью это делалось, отточенный до автоматизма процесс расстрела, все происходящее напоминало чем-то конвейер.

  

Анализ интерпретации исторических событий и процессов

         Первое, что бросилось мне в глаза, при просмотре фильма «Катынь», и что я хотела бы описать в своей работе в первую очередь - это борьба двух исторических действительностей. Герои фильма знают, что в 1940 году советскими войсками были расстреляны десятки тысячи польских военнопленных, многие из которых не были военными по профессии. Это правда, и польский народ знает это. Для них не имеет огромного значения, что фашистская Германия использовала данное преступление в своих пропагандистских целях. Однако вскоре власть сменяется в сторону Советов, и уже немцы становятся виновниками массового расстрела. Как говорил Джордж Оруэлл, кто управляет прошлым, тот управляет будущим, кто управляет настоящим, тот управляет прошлым. Именно эта фраза, а в особенности ее вторая часть как нельзя лучше характеризует ситуацию, описываемую в фильме. Вплоть до 1990 года Советский Союз стоял на том, что именно немецкие войска расстреляли поляков. 13 апреля 1990 года, во время визита в Москву Ярузельского было опубликовано заявление ТАСС о катынской трагедии, гласившее:

    «Выявленные архивные материалы в своей совокупности позволяют сделать вывод о непосредственной ответственности за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных. Советская сторона, выражая глубокое сожаление в связи с катынской трагедией, заявляет, что она представляет одно из тяжких преступлений сталинизма».

            Автор хорошо отразил отношение людей к смене официальной истории: одни не согласны с новой информацией и готовы отстаивать правду даже ценой собственной жизни, другие наоборот, как хамелеоны, приспособились к новому порядку и терпят все, хоть и знают, что к чему на самом деле.

Сравнение исторической памяти поляков и белорусов

            Для польского народа Катынская трагедия до сих пор остра и актуальна. Три построенных поляками кладбища – Катынь, Медное, Харьков – где каждый из 15 тысяч польских пленных почтен поименно является исключением среди захоронений, оставшихся после преступлений советской власти. Один этот факт уже говорит о том, что «никто не забыт, ничто не забыто». В противовес этому стоит белорусская «Катынь». Это Куропаты - лесное урочище на северо-восточной границе Минска, где были обнаружены массовые захоронения расстрелянных в конце 1930 — начале 1940-х годов. По времени совершения расстрела понятно, что расстрел в Куропатах и расстрел в Катыни дело рук одних и тех же людей. Однако о Куропатах помнят не все белоруссы... Ярчайшим примером может послужить построение мегарсторана «Бульбашъ-холл». Весь интерент пестрит статьями с кричащими названиями, вот одно их них: «"Бульбашъ-холл": секс, баня, танцы на костях». А ведь так оно и есть по сути. Это же кощунство, строить места развлечений рядом с могилами. Это равнозначно тому, что построить в центре кладбища казино. Или, например ситуация, произошедшая в 2000-ых годах: строительство МКАД, которая проходила через Куропатский лес. Митинги, дежурства, ОМОН, нападения на участников митинга – все это видели Куропаты в 2000-ых годах, однако МКАД проложили и теперь, каждый раз, когда я еду с Литвы по кольцевой домой, я наблюдаю эти кресты, которые стоят вдоль дороги, в лесу, дальше от дороги. Эти коричневые деревянные кресты, без имен, без цветов, без дат, вот все, что напоминает мне как простому белорусу об этой трагедии. Согласитесь, что в Польше такого бы никогда не произошло, и это зависит не только от политического режима, но и от самого сознания людей.

Заключение

         Фильм «Катынь» очень достоверно и ярко показывает события периода 1939-1945 годов, жизнь того времени, атмосферу ожидания и надежды. Сам фильм нам говорит том, как важно на самом деле для всего народа и для одного человека, в частности, знать правду и верить в нее. Именно так можно будет разобраться в исторических действительностях, которые нам навязываются насильно и которые существуют на самом деле. А еще фильм побуждает нас ждать, даже если ожидания не оправдаются.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!