СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет о педагогической деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2017-2018 учебный год по теме самообразования "Приемы и методы работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы".

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет о педагогической деятельности»

Муниципальное казённое учреждение

«Управление образованием Туринского городского округа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чукреевская средняя общеобразовательная школа









АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о педагогической деятельности

«Приёмы и методы работы с детьми ЗПР

на уроках русского языка и литературы»

за межаттестационный период

(2013-2018г.)







Исполнитель: учитель русского языка

и литературы

Верховод Ксения Сергеевна









Чукреевское, 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

1. Анализ методов и приемов работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

1.1. Основные понятия, рассматриваемые при анализе педагогической деятельности………………………………………………………………….…5-6

1.2. Анализ методов и приемов работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы………………………………………………………...….7-10

2. Анализ эффективности применения методов и приемов работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы……………………………....11-15

Заключение………………………………………………………………….……16

Список литературы………………………………………………………………17







Введение

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. Известно, что в последние годы количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) не только не снизилось, но неуклонно растет. Под термином «задержка развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых).

В Конституции РФ и Законе «Об образовании Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

В Законе об образовании в Свердловской области (статья 17 п. 3) указано: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным законом может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Именно поэтому все чаще в общеобразовательных организациях открываются специальные коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Поскольку не каждое образовательное учреждение в силах организовать подобную работу, интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель, работающий в подобных условиях, сталкивается с различными трудностями методического характера: как же организовать учебную деятельность учащихся данной категории, чтобы они овладели базовыми знаниями, умениями и навыками? Как на занятиях работать со всем классом и одновременно с каждым ребёнком? Как обеспечить успешность в обучении каждого из них?

В МАОУ Чукреевской СОШ я работаю второй год, за этот период я столкнулась с несколькими категориями детей: дети норма, дети с ЗПР, дети с умственной отсталостью. Уже на первом этапе работы возникли трудности в организации учебного процесса, т.к. каждая категория детей требует особого внимания и контроля со стороны учителя.

Актуальность данной проблемы заставила меня задуматься о необходимости применения новых подходов и технологий во взаимодействии с учениками данной категории.

Поэтому решила выбрать тему самообразования: «Приемы и методы работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы». Проблема, которая стояла передо мной, заключалась в поиске таких технологий, методов и приемов педагогической деятельности, которые будут способствовать созданию условий для формирования базового уровня обученности русскому языку и литературе.

Объектом анализа является педагогическая деятельность в период с 2017 по 2018 год.

Предметом анализа является приемы и методы работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы.

Цель: изучить теорию по теме самообразования, проанализировать и дать оценку педагогической деятельности в аттестационный период по данному направлению.

Задачи:

  1. Углубить знания о понятиях: дети с ограниченными возможностями здоровья, задержка психического развития, умственная отсталость, особые образовательные потребности, инклюзивное образование.

  2. Проанализировать методы и приемы работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы.

  3. Проанализировать эффективность применения методов и приемом работы с детьми ЗПР.

  4. Спроектировать направления педагогической деятельности на последующий период аттестации.



1. Анализ методов и приемов работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

    1. . Основные понятия, рассматриваемые при анализе педагогической деятельности

Изучив литературу по данной теме, познакомилась с содержанием основных понятий при работе с детьми ЗПР:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (согласно п. 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Дети с умственной отсталостью - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Особые образовательные потребности – потребности, возникшие в свиязи с нарушением психофизического развития и ограничением возможностей освоения образовательных (общеобразовательных) программ, формирования и развития навыков жизненной компетенции (социального адаптирования).

Инклюзивное (франц. Inclusif – включающий в себя,) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.



1.2. Анализ методов и приемов работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

У большинства обучающихся с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Каждый учитель русского языка и литературы ставит перед собой общую цель – создать условия для формирования прочных орфографических, пунктуационных и речевых навыков. Именно поэтому в своей работе выделяю следующие направления:

  • формирование связной речи;

  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;

  • развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

  • развитие внимания, памяти, слуха, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать:

  • учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно;

  • использовать дополнительные наводящие вопросы;

  • применять наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

  • использовать приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для выполнения заданий;

  • оказывать помощь в выполнении определенных операций;

  • предлагать образцы выполнения упражнений.

Изучив специальную литературу, выявила группу актуальных методов и приемов работы на уроках русского языка и литературы. Данные приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, уроках литературы и чтения, так и на определенных этапах урока. Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка обучающихся, а также на развитие, памяти, внимания, логики, воображения.

Приемы, способствующие формированию связной речи и грамматического строя русского языка

  1. Пересказ художественного текста с использованием серии сюжетных картин.

  2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.

  3. Прием «Реставрация текста». Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи. Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.

  4. Прием «Снежный ком». В данном приеме выполняется задание на произвольное построение речевого высказывания. Первый ученик сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования, второй ученик повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит вторую фразу. Третьему необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым и добавить свое предложение.

  5. Прием «Мозаика». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.

  6. Прием «Составляем схему». Это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов-рассуждений. Задание: прочитайте текст-рассуждение, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему.

  7. Приемы театрализации (чтение по ролям, чтение с разной интонацией, инсценирование).

  8. При работе над сочинением предлагаю карточки с опорными словами, словами-подсказками, синонимами.

Приемы, используемые для развития памяти, внимания, мышления и увеличения словарного запаса

  1. Прием «Кто больше?». Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество.

  2. Прием «Лингвистическое лото». С помощью лингвистического лото проверяется знание толкование значений слов и выражений. В ходе игры учитель зачитывает их толкование, если слово угадано правильно, клетка закрывается толкованием.

  3. Использование диктантов: слуховой, зрительный, выборочный, словарный, контрольный, «диктант-молчанка», перфокарта.

  4. Работа со словарями. Изучение словарной статьи, подбор синонимов, антонимов, составление предложений с изученным словом, подбор или создание иллюстрации для лучшего запоминания.

  5. Прием «Да - нет». Загадываю нечто. Ученики по вопросам пытаются найти ответ. На эти вопросы отвечаю только ответами «да или нет». Например, «Я задумала часть речи. По ее постоянным и непостоянным признакам отгадайте ее».

  6. Прием словесного рисования, составление кроссвордов, синквейнов, подготовка сообщений и докладов по заранее подготовленному плану.

  7. Чтение с остановками. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть разбирается, пробуем делать прогнозы о дальнейшем содержании. Использование этого приёма открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

  8. Двойной дневник. По ходу чтения заполняем таблицу, состоящую из двух граф. В первую выписываем фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или протест, непонимание. Во второй графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли они вызвали.

  9. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, признака, литературного персонажа, не имеющего общего признака для остальных.

Для активизации деятельности учащихся с ЗПР можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. «Сигнальные карточки». Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

  2. Использование вставок на доску (чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос).

  3. Использование информационно-коммуникативных технологий, прослушивание аудиофайлов, просмотр видео фрагментов привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность ребёнка, способствуют развитию внимания и памяти, улучшают эмоциональный фон.

  4. Активные методы рефлексии: рефлексия эмоционального состояния, содержания учебного материала, рефлексия деятельности.

  5. Игровые моменты, элементы соревнования, создание ситуации успеха. Игра «Кто больше…», «Кто меньше сделает ошибок…», «Подними карточку, если…», игра-эстафета.

Рассмотрев методы и приемы работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы, можно сделать вывод, что грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, повышение мотивации в учебно-воспитательном процессе.



2. Анализ эффективности применения методов и приемов работы с детьми ЗПР на уроках русского языка и литературы

Целенаправленная методическая и воспитательная работа, чередование методов и приёмов, применение индивидуального и дифференцированного подходов определило устойчивые, положительные результаты образовательного процесса.

На протяжении 2017-2018 учебного года являлась классным руководителем 7 класса, в котором двое учащихся имеют задержку психического развития. С данными детьми велась отдельная коррекционно-развивающая деятельность, направленная на формирование адекватных представлений о собственных возможностях, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

В результате Ахмаев Х. стал чаще посещать библиотеку, изредка принимал участие в школьных мероприятиях в составе класса (Фестиваль военно-патриотической песни «Песни великого подвига»), научился выполнять обязанности дежурного.

У Хариной А. повысилась самооценка, уверенность в собственных силах, ответственное и добросовестное отношение к выполнению общественных поручений, участие в школьных мероприятиях (День учителя, фестиваль военно-патриотической песни), участвовала в художественной самодеятельности Дымковского дома культуры (Новый год), принимала участие в районных мероприятиях:

  • Кросс наций, на котором заняла 3 место.

  • Смотр-конкурс детского и юношеского творчества противопожарной направленности «Звёздный фейерверк» (в составе отряда Юных инспекторов дорожного движения) - 1 место.

  • Открытие лыжного сезона – 3 место.

В составе учащихся 5 класса так же имеются дети с ЗПР, которые принимали участие во Всероссийской проверочной работе по русскому языку, один из них справился с базовым уровнем заданий и получил отметку «3».

Таким образом, на протяжении 2017-2018 учебного года удалось достичь следующих образовательных результатов по теме самообразования:

  1. У обучающихся с ЗПР возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

  2. Овладели навыками действий на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.

  3. Возросло умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

  4. Увеличилась познавательная активность на уроках.

  5. Стали чаще использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

  6. Преодолели страх вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия.

  7. Обучающиеся принимали участие в конкурсах школьного и районного уровней и занимали призовые места.

Успеваемость учащихся за 2017-2018г.

Показатели

Русский язык

Ито-го

Литература

Ито-

го

5кл.

7кл.

8кл.


5кл.

7кл.

8кл.

9-10кл.


% успеваемости

100

100

100

100

100

100

100

100

100

% качества

33

29

83

48

44

71

100

80

74

средний бал

3,3

3,4

3,8

3,5

3,4

3,8

4,2

4,4

4



Уделяя особое внимание детям с ЗПР, не стоит забывать о детях нормы, которым необходимо развивать творческий и интеллектуальный потенциалы. На протяжении межаттестационного периода учащиеся принимали активное участие в конкурсах и мероприятиях различных уровней. Результаты по данному направлению представлены в таблице.

Сведения об участии и результативности учащихся в школьных, районных, областных и всероссийских мероприятиях

Название мероприятия, год

Уровень

Результат

Фамилия, имя участника

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», 2013

Международный

Участие

Акулова Д., Деревнина А., Черепанова А., Мичурова Н., Курмачева А.

Социально-педагогический проект «Будь здоров!», 2013-2014

Районный

Участие

7 класс

«Мама, папа, я – спортивная семья», 2014

Районный

3 место

семья Пукемовых

«Серебряное перышко», 2014

Районный

3 место

Мичурова Н.

«Рождественское чудо» в номинации сольное исполнение, 2017

Районный

2 место

Долынчук А.

Конкурс сочинений «Здоровое поколение – здоровая нация!», 2017

Районный

Участие

Долынчук А.

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», 2018

Школьный этап

1 место

2 место

3 место

Фотеева А. Цыпушкина М. Долынчук А.

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», 2018

Районный этап

Участие

Фотеева А.

«Ученик года - 2018»

Школьный

3 место

Долынчук А.

Конкурс социального плаката «Будущее в твоих руках!», 2018

Районный

2 место

Симончик А.

Конкурс сочинений среди школьников Свердловской области в рамках ежегодной недели добра (17 – 24 апреля), 2018

Областной

Участие

Шерстюгов С., Цыпушкина М.

Всероссийский конкурс молодежных проектов «Если бы я был президентом» в номинации видеоролик


1 место

Тренихин Н.



Личные успехи и достижения педагогической деятельности

Профессиональное развитие любого педагога предусматривает работу не только с детьми, но и с коллегами. В течение 2017-2018 учебного года неоднократно демонстрировала свой педагогический опыт, как на школьном уровне, так и в районе:

  • провела открытый урок литературы в 5 классе;

  • в рамках независимой оценки качества образования провела открытый урок русского языка в 8 классе МАОУ Ленской СОШ;

  • приняла участие в областном конкурсе методических разработок: Классный час на тему «Права и обязанности ребенка»;

  • участвовала в районных педагогических чтениях «Образование XXI века: взгляд современного педагога»;

  • приняла участие во Всероссийском онлайн-конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, приуроченных к 130-летию рождения А.С. Макаренко;

  • на портале Единыйурок.рф (https://www.единыйурок.рф/) прошла несколько методико-педагогических программ: «Проектирование рабочей программы учебного предмета (курса)», «Трудовое воспитание», «Школьная медиация», «ФГОС ООО: вопросы и ответы», «ЕГЭ по русскому языку», «Информационная компетентность педагога»;

  • создала свой персональный сайт (https//multiurok.ru/kseniaverhovod/) и разместила несколько педагогических разработок, работу по данному направлению планирую продолжать.

В целях повышения профессионального мастерства прошла несколько курсов повышения квалификации:

  • 2017г. - Краткосрочные курсы в ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Методическое сопровождение школ с низкими образовательными результатами (русский язык)» (24 часа).

  • Курсы повышения квалификации в ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Технология подготовки к ГИА в формате ЕГЭ и ОГЭ по предмету русский язык и литература с учетом требований ФГОС» (72 часа).

  • 2018г. - Краткосрочные курсы в ЦОК ДПО по дополнительной профессиональной программе «Подготовка педагогических работников навыкам оказания первой помощи обучающимся» (18 часов).

  • Курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» по программе «Методические вопросы развития устной речи обучающихся: проблемы подготовки к ОГЭ по русскому языку» (24 часа).

Принимая участие в конкурсах и делясь опытом своей работы, для себя осознала, что моя работа приносит мне удовлетворение, имеет положительные результаты, получает хорошую оценку со стороны коллег, удается установить контакт в творческих работах с детьми.



Заключение

В результате анализа современной педагогической и психологической литературы, можно сделать вывод, что педагогу в процессе обучения детей с ЗПР главным приоритетом в работе является индивидуальный подход с учетом специфики психологических и физических особенностей каждого ребенка.

Выстраивать образовательный процесс необходимо, опираясь на общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

  2. Предотвращение наступления утомления (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала и средств наглядности).

  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

  4. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Обобщив и систематизировав опыт работы, проанализировав результаты педагогической деятельности, в последующий межаттестационный период определила для себя следующие задачи педагогической деятельности:

  1. Продолжить повышение уровня профессиональной подготовки.

  2. Совершенствовать формы и методы обучения, воспитания и творческого развития учащихся.

  3. Активно внедрять информационные технологии в учебную деятельность (творческие и исследовательские проекты).

  4. Принимать участие в профессиональных конкурсах различных уровней.

  5. Продолжить пополнение методической копилки в сети Интернет.



Список литературы

  1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.

  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – «Энас», 2003.

  3. Выготский Л.С. Мышление и речь – М., 1996.

  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1980.

  5. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области».

  6. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной  речи учащихся – М.,1991.

  7. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.

  8. Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика – М.1990.

  9. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.

  10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!