СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Амфотерные оксиды и гидроксиды.  Лабораторный опыт №4 Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока для 8 класса Амфотерные оксиды и гидроксиды.  Лабораторный опыт №4 Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств  к  учебнику Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.

Просмотр содержимого документа
«Амфотерные оксиды и гидроксиды.  Лабораторный опыт №4 Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.»

Урок №41 8 класс «____»_____20____г.

Тема. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Л.О.№4 Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Цель урока: раскрыть понятие «амфотерность», показать двойственный амфотерный характер оксидов и гидроксидов.

Задачи:

Образовательные: повторить и углубить знания об оксидах и основаниях; дать понятие «амфотерность».

Развивающие: развивать навыки составления уравнений химических реакций с участием амфо­терных соединений; показать условность деления гидроксидов на кислоты и основания.

Воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь экспериментально доказывать амфотерный характер оксидов и гидроксидов.
Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, формулировать выводы.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, коммуникативную компетентность в общении со сверстниками и учителем.

Основные понятия. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости; растворы соли цинка, щелочи, кислоты; штативы с пробирками.

Тип урока: комбинированный


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап (проверка готовности класса к уроку) 1—2 мин

  2. Актуализация опорных знаний 10 мин

  • Какие вещества называются оксидами? Оксиды — это бинарные соединения, состоящие из двух химиче­ских элементов, один из которых — кислород в с. о. —2. Общая ф-ла RxOy

  • Кто такие гидроксиды? Сложные ве­щества, в со­став которых входят атомы металла и гидроксогруппа ОН. Общая ф-ла Ме(ОН) п

  • Какими химическими свойствами обладают оксиды?

  • Какими химическими свойствами обладают гидроксиды?

  • Выполним задание на с.145 №4

  • Какое химическое свойство является наиболее характерным для оснований? (Взаимодействие с кислотами.)

  1. Мотивация

Посмотрите на два эти рисунка Что общего? АМФОРА и АМФИБИЯ

  • Греч. «амфо» - двоякий, двойной

  • Амфора – древнегреческий сосуд с двумя ручками

  • Амфибии – земноводные животные

  • Возникает вопрос, а при чем здесь химия? Может уже кто-то догадался? 

Сегодня на уроке мы и попытаемся в этом разобраться. Сформулируем тему и цель нашего урока.

Эпиграфом к уроку хочу взять слова Д Хевеши

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока не удается связать воедино,
разрозненные факты, им наблюдаемые

  1. Изучение нового материала 20 мин

  • Что такое амфотерность? Это способность химического вещества проявлять как кислотные, так и основные свойства, в зависимости от условий реакции.

Вещества, проявляющие амфотерные свойства элементы А-групп Периодической системы - Be, Al, Ga, Ge, Sn, Pb, Sb, Bi, Po и др., большинство элементов Б-групп - Cr, Mn, Fe, Zn, Cd, Au и др

Познакомимся с некоторыми физическими свойствами оксидов и гидроксидов.

  • Fe2O3 - твердое вещество, имеющее красно-коричневый цвет. В природе встречается в виде минерала гематита.

  • Al2O3 - твердое вещество белого цвета. В природе его часть можно встретить в виде глинозема, а также сапфира и рубина.

  • ZnO - твердое вещество, не имеющее цвета, в воде не растворяется.

Использование:

  • Fe(OН)2 - гидроксид железа (бесцветное твердое вещество) в изготовлении аккумуляторов;

  • Al(OН)3- гидроксид алюминия — для очистки воды;

  • Ве(ОН)2 -гидроксид бериллия — для получения оксида.

Работа с учебником с. 147 Лабораторный опыт №4

Тема. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

  1. Как можно получить в лаборатории нерастворимое основание, например гидроксид магния или гидроксид цинка? 2NaOH + ZnCl2 - 2NaCl + Zn(OH)2 (белый осадок)

  2. Какими свойствами обладают нерастворимые основания?

1) Zn(OH)2 +2НС1 - ZnCl2 +2Н2О

2) Zn(OH)2 + 2NaOH - Na2ZnО2 + 2Н2О

Гидроксид цинка взаимодей­ствует и с кислотами, и с основаниями. Такие гидроксиды (и окси­ды) называются амфотерными, они обладают свойствами кислот и оснований. Приставка амфо говорит о двойственности свойств.

Для лучшего понимания можно написать формулу гидроксида цинка таким образом: H2ZnО2.

Тогда H2ZnО2 + 2NaOH - Na2ZnO2 + 2Н2О

3) ZnO + 2HC1 = ZnCl2 + H2О

4) ZnO + 2KOH = K2ZnО2 + H2О идет при сплавлении реагирующих веществ

  1. Подведение итогов урока 10 мин

Используя прием «Один ум – хорошо, а два – лучше» будем работать в паре. Перед вами карточка- таблица с заданиями. Вам необходимо проставить знак + где происходит реакция.

Откройте учебник §43 ст. 146 и продолжайте заполнять таблицу для амфотерных оксидов

  1. Домашнее задание 1 мин §43используя ст. 146 напишите уравнения для Al, тестовые задания.

  2. Рефлексия 2 мин. Продолжите фразу:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!