СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм написания сочинения на литературную тему. 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм написания сочинения

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм написания сочинения на литературную тему. 5 класс»

Бахтин С.Ф.

К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ


Развитие речи учащихся на уроках литературы

3 подхода


психо-лингвистический методико-литературный

анализ анализ

лингво-стилистический

анализ


  1. Анализ ряда диалогов:

- цель

- между кем

- тема

- позиция

- по ролям

настроение интонация

- выразительное чтение

- роль диалога в произведении, в судьбе героев …

и т. д.


  1. Рассказ от лица героя

Например: Составить рассказ Герасима о Татьяне …


  1. Изложение .

Например: Как Герасим нашёл Муму…


  1. Анализ эпизода.

Например: Первая встреча Герасима и Муму…

- настроение героя

- цветовая гамма – почему эти цвета

- звуки и шорохи

- эпитеты, описывающие Герасима, Муму


  1. Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду произведения и

написать мини- сочинение .

Например: Почему я выбрал этот эпизод…


Сочинения сопоставительного характера

Рассказ И. Тургенева «Муму»


  1. Выписать всех героев.


  1. Составить пары героев, которых можно сравнить

- Герасим - Капитон

- Герасим - Татьяна

- Герасим – барыня

- Татьяна - Капитон

- Татьяна - барыня


3. В чём сходство - различие этих героев между собой.


4. Составить список качеств, присущих героям (по каждой паре)

Например: Герасим – Капитон

Сходство

Различие

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

- Можно по группам, по вариантам

- Можно в классе с учителем все


5. Записать в столбик все качества, присущие хорошему человеку

- выбрать те из них, которые относятся к Герасиму (Татьяне …)

- какие слова остались и почему


6. Беседа

- какое происхождение Герасима (Татьяны…)

- основное из детства, семьи, среды. Опишите это и сделайте

свои выводы…








АЛГОРИТМ

написания сочинения на литературную тему


  1. Классификация тем


А. Темы, предполагающие формально- содержательный анализ

произведения (содержание, тема, идея, проблема…)

Например: «Почему Н. Гоголь заканчивает комедию

«Ревизор» немой сценой?»


Б. Темы, предполагающие содержательный анализ произведения

(особенности мировоззрения писателя, литературное

направление, жанр произведения, род произведения… ) .

Например: «Автор и герой в романе М. Лермонтова «Герой

нашего времени».


В. Темы, предполагающие анализ «сквозной» темы в одном или

нескольких произведениях.

Например: «Тема Великой Отечественной войны в современной

прозе».


Г. Темы, предполагающие анализ образа автора

(какими способами автор проявляет себя в художественном

произведении – лирические отступления, автор- персонаж,

автор-создатель произведения… ).

Например: «Образ автора в поэме Н. Гоголя «Мёртвые души».


Д. «Свободные» темы

( нацелены на демонстрацию эрудиции, требуют знаний

не только по литературе, но и по философии, истории,

обществоведению…)

Например: «Общество находит в литературе

свою действительную жизнь…» (В. Белинский)

(по одному или нескольким произведениям

русской литературы ХХ века).




  1. Подготовительный этап в работе над сочинением.


    1. Выбор темы

- задать ??? по этой теме

- вычеркнуть те ???, на которые я не отвечу

- о чём буду писать в оставшихся…


    1. Выделить ключевые слова темы

- термины – в словаре

- термины в каких других литературных произведениях

- термины по данной теме – в каких произведениях и как

соотносятся (названия, цитаты…)

- в чём их своеобразие…


    1. Подбор материала к теме

- названия произведений

- цитаты

- высказывания критиков


    1. Проверить свои знания

- по теории литературы

- по истории литературы

- по историко – литературным фактам

- жанр литературы

- род литературы


    1. Определить основную мысль сочинения

- о чём писать…

- какова сквозная мысль…


    1. Составить план сочинения.


    1. Составить тезисы к плану.

План

Тезисы


- герои

- мысли

- определения

- авторские ремарки

- цитаты

- критика


8. Оформить тезис заключения и связать его со вступлением.

9. Написание сочинения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!