Бахтин С.Ф.
К УРОКАМ ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие речи учащихся на уроках литературы
3 подхода
психо-лингвистический методико-литературный
анализ анализ
лингво-стилистический
анализ
Анализ ряда диалогов:
- цель
- между кем
- тема
- позиция
- по ролям
настроение интонация
- выразительное чтение
- роль диалога в произведении, в судьбе героев …
и т. д.
Рассказ от лица героя
Например: Составить рассказ Герасима о Татьяне …
Изложение .
Например: Как Герасим нашёл Муму…
Анализ эпизода.
Например: Первая встреча Герасима и Муму…
- настроение героя
- цветовая гамма – почему эти цвета
- звуки и шорохи
- эпитеты, описывающие Герасима, Муму
Нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду произведения и
написать мини- сочинение .
Например: Почему я выбрал этот эпизод…
Сочинения сопоставительного характера
Рассказ И. Тургенева «Муму»
Выписать всех героев.
Составить пары героев, которых можно сравнить
- Герасим - Капитон
- Герасим - Татьяна
- Герасим – барыня
- Татьяна - Капитон
- Татьяна - барыня
3. В чём сходство - различие этих героев между собой.
4. Составить список качеств, присущих героям (по каждой паре)
Например: Герасим – Капитон
Сходство | Различие |
- - - - - | - - - - - |
- Можно по группам, по вариантам
- Можно в классе с учителем все
5. Записать в столбик все качества, присущие хорошему человеку
- выбрать те из них, которые относятся к Герасиму (Татьяне …)
- какие слова остались и почему
6. Беседа
- какое происхождение Герасима (Татьяны…)
- основное из детства, семьи, среды. Опишите это и сделайте
свои выводы…
АЛГОРИТМ
написания сочинения на литературную тему
Классификация тем –
А. Темы, предполагающие формально- содержательный анализ
произведения (содержание, тема, идея, проблема…)
Например: «Почему Н. Гоголь заканчивает комедию
«Ревизор» немой сценой?»
Б. Темы, предполагающие содержательный анализ произведения
(особенности мировоззрения писателя, литературное
направление, жанр произведения, род произведения… ) .
Например: «Автор и герой в романе М. Лермонтова «Герой
нашего времени».
В. Темы, предполагающие анализ «сквозной» темы в одном или
нескольких произведениях.
Например: «Тема Великой Отечественной войны в современной
прозе».
Г. Темы, предполагающие анализ образа автора
(какими способами автор проявляет себя в художественном
произведении – лирические отступления, автор- персонаж,
автор-создатель произведения… ).
Например: «Образ автора в поэме Н. Гоголя «Мёртвые души».
Д. «Свободные» темы
( нацелены на демонстрацию эрудиции, требуют знаний
не только по литературе, но и по философии, истории,
обществоведению…)
Например: «Общество находит в литературе
свою действительную жизнь…» (В. Белинский)
(по одному или нескольким произведениям
русской литературы ХХ века).
Подготовительный этап в работе над сочинением.
Выбор темы
- задать ??? по этой теме
- вычеркнуть те ???, на которые я не отвечу
- о чём буду писать в оставшихся…
Выделить ключевые слова темы
- термины – в словаре
- термины в каких других литературных произведениях
- термины по данной теме – в каких произведениях и как
соотносятся (названия, цитаты…)
- в чём их своеобразие…
Подбор материала к теме
- названия произведений
- цитаты
- высказывания критиков
Проверить свои знания
- по теории литературы
- по истории литературы
- по историко – литературным фактам
- жанр литературы
- род литературы
Определить основную мысль сочинения
- о чём писать…
- какова сквозная мысль…
Составить план сочинения.
Составить тезисы к плану.
План | Тезисы |
| - герои - мысли - определения - авторские ремарки - цитаты - критика |
8. Оформить тезис заключения и связать его со вступлением.
9. Написание сочинения.