Соловьянов А.С.
Учитель информатики, физики
Конспект урока информатики
Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
Дата: 2015
Класс: 8
Цели:
предметные – представление об измерении информации;
метапредметные – понимание необходимости выбора того или иного подхода к определению количества информации в зависимости от стоящей задачи;
личностные – развитие познавательных интересов, умения конспектировать; интерес к изучению информатики.
Задачи:
Научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
Развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алфавит;
мощность алфавита;
длина кода;
байт.
Используемые на уроке средства ИКТ:
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Существует несколько подходов к измерению информации. На этом уроке мы рассмотрим, только один, который называется алфавитным подходом к определению количества информации.
Новый материал
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.
Алфавит – набор букв, знаков препинания, цифр, скобок, пробел и других символов, используемых для представления информации
Мощность алфавита – полное число символов алфавита. Мощность алфавита обозначается буквой N
При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет информационную емкость. Информационная емкость знака зависит от мощности алфавита.
,
где N – мощность алфавита
i- количество информации, которое несет каждый знак
Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации. Количество информации в сообщении можно посчитать по следующей формуле:
,
где Ic – количество информации в сообщении
i- количество информации, которое несет каждый знак
K - количество знаков в сообщении (длина кода)
Информационный объем сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита.
Для записи сообщения использовался 32-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байт информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?
Физминутка
Домашнее задание.
Самостоятельная работа
Решение задач
Подведение итогов.
Выставление оценок по итогам самостоятельной работы
Рефлексия.
Что называется алфавитным подходом?
Что такое мощность алфавита?
Что понравилось на уроке? Что не понравилось?
Методическая литература.
Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева.- Волгоград: Учитель, 2008.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Приложение 1
Раздаточный материал
Самостоятельная работа Алфавитный подход к определению информации Вариант №1
Сравните объемы информации, содержащиеся в двух письмах. Первое письмо состоит из 50 символов 64-символьного алфавита, а второе из 40 символов 32-символьного алфавита. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 256-символьного алфавита, если объем его составил 1/32 часть Мбайта? Определите информационный объем сообщения МАТЕМАТИКА. |
Самостоятельная работа Алфавитный подход к определению информации Вариант №2
Определите количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице- 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1,25 Кбайта? Какое количество информации несет код 01011101 |
Самостоятельная работа Алфавитный подход к определению информации Вариант №3
Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов? Какова мощность алфавита, если сообщение, содержащее 512 символов, занимает ½ часть Кбайта? Определите информационный объем сообщения ЛОГИКА |
Самостоятельная работа Алфавитный подход к определению информации Вариант №4
Для записи текста использовался 256–символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста? Сообщение, записанное буквами 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Каков объем информации оно несет? Определите информационный объем сообщения РУССКИЙ ЯЗЫК |
Учитель информатики, физики МБОУ СОШ №3 села Шедок ___________ А.С. Соловьянов
Зам. директора по УР МБОУ СОШ №3 села Шедок _______________ Т.А. Шадрина
Директор МБОУ СОШ №3 села Шедок _______________О. В. Скрипник
Отзыв
об уроке информатики
ФИО учителя:
Соловьянов А.С., учитель информатики, физики МБОУ СОШ № 3 села Шедок
Тема: Алфавитный подход к определению количества информации
Дата:
Класс: 8
Цели:
предметные – представление об измерении информации;
метапредметные – понимание необходимости выбора того или иного подхода к определению количества информации в зависимости от стоящей задачи;
личностные – развитие познавательных интересов, умения конспектировать; интерес к изучению информатики.
Задачи:
Научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;
Развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности
Урок «Алфавитный подход к определению количества информации» предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных школ базового уровня обучения. Данный урок является шестым в изучении темы и закрепляет сведения о способах кодирования информации.
Сценарий урока «Алфавитный подход к определению количества информации» разработан на высоком теоретическом и методическом уровне, составлен согласно конструктору урока, рекомендованному учителям школы.
Тема и цель урока обозначены. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.
Учитель верно ставит цель урока, цели каждого этапа урока, на которые методически грамотно выводит учащихся.
Главным этапом урока была самостоятельная работа. В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность учащихся с взаимооценкой.
Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Сценарий урока насыщен наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. В течение всего урока поддерживается активность и внимание учащихся.
Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему. Обратную связь учитель получает через рефлексию.
При проведении урока соблюдены все требования СанПиН.
ФИО, должность и место работы проверяющего: Шадрина Т.А., заместитель директора по УР МБОУ СОШ № 3 села Шедок муниципального образования Мостовский район
________________ Т.А. Шадрина