СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алфавитный подход к определению количества информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Алфавитный подход к определению количества информации» предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных школ базового уровня обучения. Данный урок является шестым в изучении темы и закрепляет сведения о способах кодирования информации.

Просмотр содержимого документа
«Алфавитный подход к определению количества информации»

Соловьянов А.С.

Учитель информатики, физики


Конспект урока информатики


Тема: Алфавитный подход к определению количества информации

Дата: 2015

Класс: 8

Цели:

  • предметные – представление об измерении информации;

  • метапредметные – понимание необходимости выбора того или иного подхода к определению количества информации в зависимости от стоящей задачи;

  • личностные – развитие познавательных интересов, умения конспектировать; интерес к изучению информатики.

Задачи:

  1. Научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

  2. Развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • алфавит;

  • мощность алфавита;

  • длина кода;

  • байт.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;


Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  • Фронтальный опрос учащихся


Существует несколько подходов к измерению информации. На этом уроке мы рассмотрим, только один, который называется алфавитным подходом к определению количества информации.


  1. Новый материал

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы.


  • Запишем определения ключевых понятий в тетрадь


Алфавит – набор букв, знаков препинания, цифр, скобок, пробел и других символов, используемых для представления информации

Мощность алфавита – полное число символов алфавита. Мощность алфавита обозначается буквой N


  • Какова мощность русского алфавита? Английского?


При алфавитном подходе считается, что каждый символ текста имеет информационную емкость. Информационная емкость знака зависит от мощности алфавита.


  • Запишите формулу для определения информационной емкости знака в тетрадь:


,

где N – мощность алфавита

i- количество информации, которое несет каждый знак


Сообщение состоит из последовательности знаков, каждый из которых несет определенное количество информации. Количество информации в сообщении можно посчитать по следующей формуле:


,


где Ic – количество информации в сообщении

i- количество информации, которое несет каждый знак

K - количество знаков в сообщении (длина кода)


  • Решим несколько задач у доски:


  1. Информационный объем сообщения – 7,5 Кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита.

  2. Для записи сообщения использовался 32-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байт информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?


  1. Физминутка

  2. Домашнее задание.

  • § 1.1.3, стр.30

  • Задание для самостоятельного выполнения 1.8, 1.9. стр.32


  1. Самостоятельная работа

Решение задач

  1. Подведение итогов.

Выставление оценок по итогам самостоятельной работы

  1. Рефлексия.

  • Что называется алфавитным подходом?

  • Что такое мощность алфавита?

  • Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

  1. Методическая литература.

  • Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева.- Волгоград: Учитель, 2008.

  • Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.





Приложение 1

Раздаточный материал



Самостоятельная работа

Алфавитный подход к определению информации

Вариант №1



  1. Сравните объемы информации, содержащиеся в двух письмах. Первое письмо состоит из 50 символов 64-символьного алфавита, а второе из 40 символов 32-символьного алфавита.

  2. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 256-символьного алфавита, если объем его составил 1/32 часть Мбайта?

  3. Определите информационный объем сообщения МАТЕМАТИКА.


Самостоятельная работа

Алфавитный подход к определению информации

Вариант №2



  1. Определите количество информации в книге, набранной на компьютере. Книга содержит 1500 страниц. На каждой странице- 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Запиши ответ в наиболее подходящих единицах.

  2. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объем составляет 1,25 Кбайта?

  3. Какое количество информации несет код 01011101


Самостоятельная работа

Алфавитный подход к определению информации

Вариант №3



  1. Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?

  2. Какова мощность алфавита, если сообщение, содержащее 512 символов, занимает ½ часть Кбайта?

  3. Определите информационный объем сообщения ЛОГИКА


Самостоятельная работа

Алфавитный подход к определению информации

Вариант №4



  1. Для записи текста использовался 256–символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста?

  2. Сообщение, записанное буквами 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Каков объем информации оно несет?

  3. Определите информационный объем сообщения РУССКИЙ ЯЗЫК




Учитель информатики, физики МБОУ СОШ №3 села Шедок ___________ А.С. Соловьянов



Зам. директора по УР МБОУ СОШ №3 села Шедок _______________ Т.А. Шадрина



Директор МБОУ СОШ №3 села Шедок _______________О. В. Скрипник



Отзыв

об уроке информатики

ФИО учителя:

Соловьянов А.С., учитель информатики, физики МБОУ СОШ № 3 села Шедок



Тема: Алфавитный подход к определению количества информации

Дата:

Класс: 8

Цели:

  • предметные – представление об измерении информации;

  • метапредметные – понимание необходимости выбора того или иного подхода к определению количества информации в зависимости от стоящей задачи;

  • личностные – развитие познавательных интересов, умения конспектировать; интерес к изучению информатики.

Задачи:

  1. Научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятия "алфавит", "мощность алфавита", "байт", познакомить с единицами измерения информации объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

  2. Развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности



Урок «Алфавитный подход к определению количества информации» предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательных школ базового уровня обучения. Данный урок является шестым в изучении темы и закрепляет сведения о способах кодирования информации.

Сценарий урока «Алфавитный подход к определению количества информации» разработан на высоком теоретическом и методическом уровне, составлен согласно конструктору урока, рекомендованному учителям школы.

Тема и цель урока обозначены. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Учитель верно ставит цель урока, цели каждого этапа урока, на которые методически грамотно выводит учащихся.

Главным этапом урока была самостоятельная работа. В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность учащихся с взаимооценкой.

Урок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Сценарий урока насыщен наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. В течение всего урока поддерживается активность и внимание учащихся.

Сценарий урока продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему. Обратную связь учитель получает через рефлексию.

При проведении урока соблюдены все требования СанПиН.



ФИО, должность и место работы проверяющего: Шадрина Т.А., заместитель директора по УР МБОУ СОШ № 3 села Шедок муниципального образования Мостовский район



________________ Т.А. Шадрина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!