СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Александр I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского»

Тема: «Александра I: Начало правления. Реформы М.М. Сперанского»

Цель. Познакомить учащихся с личностью Александра I, с его реформами; развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа; воспитание уважения к историческому прошлому страны.

Эпиграфы урока:

В политике Александр тонок,

как кончик булавки, остер, как бритва,

фальшив, как пена морская.

Шведский дипломат Лагербильке

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

А.С. Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания.

У: На прошлом уроке мы с ВАМИ начали изучение истории России. Рассмотрели географическое, экономическое, социальное положение русского народа на рубеже 18-19 вв. Познакомились с основными сословиями общества, с изменениями в жизни общества. ДАВАЙТЕ теперь, перед изучением новой темы сделаем небольшую проверочную работу по пройденной теме.

Понятийный диктант.

  1. Это индустриальная революция, массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. (промышленный переворот)

  2. Это разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках у одного человека. (абсолютная монархия)

  3. Это социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. (сословие)

  4. это процесс внедрения в сельское хозяйство новой техники и новых производственных приемов. (аграрная революция)

  5. это нормы, закрепляющие запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату) (крепостное право)

Критерии оценивания: «5» - 5 верно; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки; «2» - 3 более ошибки

Взаимопроверка. Выставление в журнал.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение целей и задач урока.

У: Давайте обратимся к эпиграфу урока на слайде. Кто прочтет?...



? О ком идет речь? (об Александре I)

О каких качествах, чертах характера говорятся в данных строчках? (В строчках А.С.Пушкина можно проследить двойственность черты характера: Им властвует мгновенье! Раб молвы, сомнений, страстей…. По мнению Лабергильке: Ал I по отношению к политике был тонок…)

Но, каким был на самом деле Александр I?

Давайте попытаемся сегодня на уроке разобраться, какой на самом деле был Александр I и что он сделал для России? Какие реформы провел?


ЗАПИШИТЕ урока: Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.


  1. Для этого обратимся к 1 пункту параграфа на стр.14.


Давайте с Вами посмотрим Родословную императора Александра I.


Вопросы: Где и как вырос император?

В чем был причина двойственности его характера? (Рос в окружении бабушки, отца, воспитателя правоведа Фредерика Лагарпа. Бабушка, Екат II – прививала «идеи Просвещения»; Лагарп – «идеи либерализма», он много говорил об

«-» сторонах крепостного права, о пользе Конституции. Но и отец, конечно, тоже оказывал влияние. Таким образом, Ал I стараясь угодить всем он разрывался между ними.


Учитель. С первых же дней молодой император взялся за государственные дела.

Еще в 1797 г. он писал: «Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы создать народное представительство, которое составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им».

А.С. Пушкин об этом времени говорил так: «Дней Александровых прекрасное начало».



Давайте, узнаем, о каких прекрасных начинаниях писал А.С. Пушкин?

Давайте посмотрим, обратимся к следующему пункту учебника на стр.15-17 пункты 3,4 и 5.

  1. Учитель: Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801—1806 гг.?



Вопросы: Что такое Негласный комитет? (неофиц.совещат орган при Ал.I)

Кто в нее входил? Какую цель они ставили? Какие реформы провели?

Расскажите о реформе управления Ал.I?


У: Следом за реформой управления была проведена реформа образования. (сл.14)



У: Давайте посмотрим иллюстрацию (сл.18) на экране. Мы с Вами видим, что проходит аукцион. А что является предметом аукциона? (живые люди, крестьяне)

Многое нам может рассказать, И, такой ИСТОЧНИК, как ГАЗЕТА, Давайте изучим отрывок из периодической печати (сл.19)

  1. Как характеризуют отношения дворян к крепостным?

  2. Каким было положение крестьян? (бесправное. К ним относились, КАК – объектам купли-продажи; - относились – практически как к животным)



1802 г. – Александр I дал запрет на печатание на объявления о продаже крестьян без земли.

  1. Каким образом Ал I решил «крестьянский вопрос»?

1803 г – издается указ «О вольных хлебопашцах».

  1. При каких условиях мог освободиться крестьянин? (при желании помещика, при наделении их землей)

  2. Но повлияли ли эти реформы на «Крестьянский вопрос»? (в полной мере, конечно, не повлияли, поскольку практическое применение было незначительно. За все 25 лет царствования Ал.I всего 47 тыс. крестьян смогли купить себе свободу. В большинстве помещиков не захотели раздавать свои земли).

У: После распада Негласного комитета, проведение реформ в духе ограничения самодержавной власти с Александром I начинает М.М. Сперанский. А что за личность М.М. Сперанский? (О нем нас расскажет___ сообщение)

  1. А теперь давайте самостоятельно прочтем 6 пункт параграфа, узнаем, какие были проведены реформы М.М. Сперанским. Удалось ли ему провести эти реформы??? И поработаем в парах, с соседом по парте.

ЗАДАНИЯ ПАРАМ

Задание 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 17. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:

а) какие сословия должны были быть созданы;

б) какие права получили бы эти сословия.

Задание 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.

2. Подготовьте и задайте три вопроса по изменению положения сословий в России.


Задание 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 19. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

а) организация государственной власти;

б) организация выборов.



Среди вопросов, подготовленных учащимися, должен прозвучать и такой: «Кого не устраивал предложенный вариант реформ?». (данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями)

Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (с. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:

«Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим».

Учитель. В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца? (Император Александр 1 не довел реформы до конца, потому что столкнулся с активным противодействием большинства дворян.  Против дворян он не хотел идти, так как хорошо помнил участь своего отца. Иными словами, царь боялся народных восстаний.

Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю». Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Гаврила Р. Державина (поэт): «Ты все хочешь учить, а я — самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе». В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, не разгаданным до гроба.)



  • Какой мы можем сделать ВЫВОД? Каким был на самом деле Александр I?

  • Какие личностные качества АI воспрепятствовали в осуществлении поставленных целей, проектов?

(Сл.29) Учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов — нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле — самодержец и т.д.

Рефлексия

Синквейн. Составление синквейна.

АЛЕКСАНДР
Мыслящий, наивный.
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он — сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.

РОССИЯ
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.

СПЕРАНСКИЙ
Умный, мечтающий.
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно.



V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание: Вопросы и задания 3,4,5 стр.20. выучить основные события, даты.





































Задание 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 17. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:

а) какие сословия должны были быть созданы;

б) какие права получили бы эти сословия.

Задание 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.

2. Подготовьте и задайте три вопроса по изменению положения сословий в России.


Задание 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 19. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

а) организация государственной власти;

б) организация выборов.



Задание 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 17. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:

а) какие сословия должны были быть созданы;

б) какие права получили бы эти сословия.

Задание 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.

2. Подготовьте и задайте три вопроса по изменению положения сословий в России.


Задание 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 19. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

а) организация государственной власти;

б) организация выборов.



Задание 1

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 17. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:

а) какие сословия должны были быть созданы;

б) какие права получили бы эти сословия.

Задание 2

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 18. Выполните следующее задание:

1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.

2. Подготовьте и задайте три вопроса по изменению положения сословий в России.


Задание 3

Ознакомьтесь с текстом учебника на с. 19. Выполните следующее задание:

Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:

а) организация государственной власти;

б) организация выборов.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!