СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспекта истории 9 класс на тему "Александр 1: начало правления. Реформы М.М.Сперанского"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспекта истории 9 класс на тему "Александр 1: начало правления. Реформы М.М.Сперанского"

Просмотр содержимого документа
«План конспекта истории 9 класс на тему "Александр 1: начало правления. Реформы М.М.Сперанского"»

Цели:

Образовательные: Выделять главные и второстепенные задачи внутренней политики Александра I в начальный период царствования; анализировать, показывать достоинства и недостатки реформ; дать оценку роли личности императора в проведении реформ.

Развивающие: Развивать умения анализа исторической информации; характеризовать историческую личность на примере Александра I; обобщать и самостоятельно формулировать выводы.

Воспитательные: Воспитывать гражданственность и чувство социальной ответственности; формировать собственную позицию в вопросах отечественной истории.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, словарь, доска, экран.

Учебные термины:

«конституция» – основной закон государства, который определяет его политическое устройство и правовой статус гражданина.

«парламент» – высший представительный и законодательный орган государства.

«Негласный комитет» - консультативно-коллегиальный орган «близких друзей» сложившийся при Александре I для подготовки проектов Законов. Просуществовал с 1801 по 1803гг.

«конституционная монархия» – государство, в котором властные полномочия монарха ограничены конституцией или парламентом – «Монарх царствует, но не правит».

«министерство» – центральный исполнительный орган, руководящий отдельными отраслями государства (внешняя политика, оборона, суды, финансы, просвещение, здравоохранение и т.д.).

«бюрократизм» – система управления государством с помощью канцелярских чиновников, которые оторваны от народа и защищают интересы правящего класса.

принцип коллегиальности – непосредственное участие всех членов коллегии в исследовании вопроса по существу и совместное принятие решения.

принцип единоначалия – способ руководства, при котором начальник наделен всей полнотой власти над подчиненными и несет личную ответственность за порученное дело.

План урока (на доске)

  1. Новый император и «негласный комитет». (5 мин.)

  2. Первые реформы управления. (12мин.)

  3. Александр I и крестьянский вопрос. (10 мин.)

  4. «План государственного преобразования» М.М. Сперанского. (8 мин.)




Ход урока.

  1. Мотивация и актуализация знаний. На заре XIXв. Россия могла стать конституционной монархией, осуществить модернизацию в экономике и занять достойное место в тройке мировых лидеров. Были планы, проекты и даже осторожные попытки реформ, но все этим и закончилось. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наша учебная цель урока: разобраться, каким оно было «прекрасное начало» XIX века для России.



Актуализация. Блиц-тест на экране. Фронтальная беседа с классом. (5 мин.)

- Чем вам запомнился российский император Павел I? Ожидаемые ответы: он ограничил барщину 3 днями; запретил продажу крестьян без земли, а также разделять их семьи при продаже. Староверам разрешено, открыто совершать свои обряды и строить храмы. А вот избалованное Екатериной дворянство его возненавидело. Теперь - за пьянство и казнокрадство, благородных господ пороли. Он обязал дворян платить налоги и подушную подать! В 1797г. он вернул из ссылки писателя А.Н. Радищева и польского национального героя Т. Костюшко. В 1800г. закрыл ввоз в Россию иностранной литературы и запретил учебу за границей. В январе 1801г., после захвата англичанами Мальты, Павел принял решение о союзе с Наполеоном.
Комментарии учителя. Все правильно, возможно народ не успел полюбить Павла Петровича, но это был один из самых не понятых и противоречивых правителей России, которого по аналогии с трагическим персонажем одноименной пьесы У. Шекспира, называли «русским Гамлетом» на престоле.

Собственно Екатерина II совершила Дважды дворцовый переворот: первый в 1762г. низложив Петра III, а второй раз – в 1771г., когда отказалась передавать престол уже совершеннолетнему Павлу Петровичу! Долгих 25 лет он уединенно жил в Гатчине, наблюдая все эти годы, как высшая знать крадет государственное достояние, а офицеры гвардии, вместо службы предаются пьяным кутежам. Когда мать умерла в 1796г. ему было 42 года, он уже начинал стареть, поэтому и спешил. За 4 года правления им было издано 7865 указов – это в два раза больше, чем за 43 летнее правление Петра I.

- Почему Павел I стал жертвой дворцового переворота? Постоянное наступление на привилегии дворян, ссылки екатерининских фаворитов и насаждение прусской муштры в армии вызывали большое недовольство Павлом. Против него готовилось несколько покушений, и все они были раскрыты, кроме последнего. В ночь с 11 на 12.III.1801г. 14 пьяных заговорщиков во главе с генерал-губернатором Петербурга Петром Алексеевичем Паленом, ворвались в спальню императора для его низложения, но разговор не сложился и в перепалке Павел получил роковой удар в висок табакеркой.

Первичный вывод: На фоне грандиозных перемен в странах Запада, Россия смотрелась, как колосс на глиняных ногах. При такой неконкурентной системе, где самодержавие ограничивалось личностными качествами царя и консервативным дворянством, Россия была обречена на превращение во второстепенную европейскую державу.

Стране нужно было перестраиваться, и Павел понимал это, но по-своему. Он упорно не желал мириться с реалиями той жуткой государственной системы, которую оставила ему в наследство Екатерина II. Все его попытки модификации страны «по-прусски», были следствием личной обиды на мать и ее фаворитов, а не результатом поиска альтернативы самодержавию и крепостничеству. При этом он так и не понял главного урока Екатерины II: абсолютная монархия в России невозможна без поддержки дворянства! Будешь идти на конфронтацию – убьют.

  1. Новый материал.

  1. Новый император и «негласный комитет».

Об убитом царе вскоре начали забывать. Новый царь – новые надежды …

«Личность Александра I» (комментарии учителя)

Новый император (Александр I 1801-1825г.)

- его воспитание контролировала бабка – Екатерина II

- был отдалён от родителей, ему прививались идеи просвещения;

- одним из воспитателей был Ф. Лагарп – либерал, широко образован

- отец привил ему любовь к парадам и маневрам

- был полон желания обновить страну («управлять по законам и сердцу бабки своей - Екатерины II)



Работа с текстом учебника § 2 п.1

- На каких идеях воспитывался будущий император Александр Павлович?

- Кто оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего императора?



Работа с Документом «из письма Александра I. 1797г.»

- Какие намерения были у наследника Александра в вопросах будущих преобразований в России? Дать Государственную думу и Конституцию.

Комментарий учителя: Уже став императором, Александр постоянно говорил, что его идеал – швейцарская республика, что он хочет подарить России республиканское устройство, а потом уехать с семьей куда-нибудь в тихое местечко на Рейн, и там доживать свои дни.

- Зачем стране парламент и конституция? Парламент – это законодательный орган страны, в котором интересы населения представлены депутатами. Конституция это главный правовой Акт государства, в котором обозначены границы полномочий властей, права, свободы и обязанности всего населения. То и другое вместе это первый шаг к формированию гражданского, бессословного общества.



На момент коронации Александру было 23 года и ему очень импонировали демократические взгляды. Поэтому состав будущего консультативного комитета император подбирал по схожим ему взглядам и интеллекту. Еще в 1800г. вокруг Александра сложилась группа молодых друзей, как и он воспитанных на идеях Локка, Руссо, Дидро и Монтескье.

Сам Александр называет их «мои молодые друзья»: …? (записи в тетрадь) Они и образовали «Негласный комитет», который на французский манер, иронично называли «Comité du salut public», т.е. Комитет общественного спасения.

Н  ЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ 1801-1803 гг.

Ц ель: ограничить самодержавие

- восстановлены жалованные грамоты дворянам и городам

- открыты границы

- разрешено ввозить зарубежные книги

- улучшено положение заклбчённых

- отменены законы, принятые Павлом I








Там и обсуждались планы государственного переустройства России.

Вот одно из положений раннего проекта Всемилостивейшей грамоты: «Не народы сделаны для государей, а сами государи промыслом Божьим установлены для пользы и благополучия народов». Здесь также декларировались свобода слова, веры и собраний …

Но коронация успешно прошла, а проект был отложен ... «При мне все будет как при бабушке» - именно эту фразу произнес Александр накануне коронационных торжеств в Петербурге.

Словарная работа.

«Негласный комитет» - консультативно-коллегиальный орган «близких друзей» сложившийся при Александре I для подготовки проектов Законов.



Промежуточный вывод: Амбициозные мечты молодых реформаторов об ограничении самодержавия требовали четкого плана действий, политической воли и личного мужества самого императора. Что окажется сильнее – использовать исторический шанс и войти в историю Великим реформатором, или сохранить status quo , отойти в сторонку и посмотреть, что будет дальше? А пока присмотреться и заняться второстепенными, но нужными реформами.

2. Первые реформы управления.

Любое государство в своем историческом развитии усложняется, изменяются его задачи, расширяются полномочия, а вместе с тем меняется и его роль в жизни общества. За всю историю России система органов исполнительной власти пережила несколько трансформаций: при Иване III – появились приказы; при Петре I – коллегии; при Александре I – появятся министерства.



Реформы

Реформы

Содержание реформ

Результаты, (особенности)

Реформа управления

1802 – УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТРЕСТВ









1802 - ИЗМЕНИЛИСЬ ФУНКЦИИ СЕНАТА

- коллегий учреждено 8 министерств

-основаны на единоличной власти, а не на принципе коллегиальности;

- министерствам подчинялись органы власти на местах


Построено централизованное управление огромной страной









СЕНАТ - теперь исполнял судебные функции, контролировать функции местных властей

1803-1804 г. –РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Созданы:

приходские школы - для крестьян, уездные училища – для мещан, губернские гимназии - для дворян.

Стран поделена на 6 округов со своим университетом.

Создана единая сеть учебных заведений

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН

1801 г. – предоставлено право купцам, государственным крестьянам покупать ненаселённые земли



1803 г. – указ о вольных хлебопашцах





1804 г. – в Прибалтике крестьяне были признаны наследными владельцами своих земельных наделов













Помещикам было разрешено отпускать крепостных на волю с земельными участками



Взамен на наследное владение были определены размены крестьянских повинностей и платежей













Это был первых указ, дававший возможность освободить крестьян. Однако, он пост не применялся



Это был первый шаг к отмене крепостного права



Комментарии учителя. Все крупные отрасли управления, и старые и новые, были выделены в самостоятельные министерства. Каждое министерство получило единообразное устройство, т.е. одинаковую структуру механизма власти, единые требования к документации, правила делового этикета, общие правила карьерного роста. Во главе стояли министр и его товарищ. Работа строилась по принципу единоначалия, когда министр сам принимал решения и нес личную ответственность перед императором. В коллегиях любые вопросы решались коллективно – это лишало их оперативности в скорости принятия сложных решений. Кроме того, совещательный порядок решения дел в коллегиях создавал сложности с поиском определения ответственных лиц, к которым можно было бы предъявить претензии в случае плохой работы.

Схема на доске.

Разберем недостатки министерской реформы:

А) Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Порочность этого правила очевидна - император становится соучастником ошибок министра, которого он сам назначал и который согласовывал с ним все свои действия. В странах Запада министры были подотчетны парламенту. Т.е. идея создания министерств в самодержавной России еще больше укрепила личную власть и влияние императора на систему исполнительных органов власти. Поэтому, ни министерства, ни Комитет министров так и НЕ стали Центром инициативных РЕФОРМ.

Б) Вдобавок к крепостничеству и абсолютизму бедная Россия получила БЮРОКРАТИЗМ, который поглощал огромные финансовые ресурсы казны. Шаг за шагом бюрократ-чиновник овладевал страной, в столице, в губерниях, в уездах. Опасность этого явления в том, что он порождает формализм и должностную трусость, безразличие к людям, подавляет инициативу. Обратной стороной бюрократизма является взяточничество. Вот, что писал по этому поводу Н.М. Карамзин: «Везде грабят, и кто наказан? Ждут доносов, посылают сенаторов, и ничего не происходит! Наверху показывают пальцем на вора, а сами дают им чины и ленты, в ожидании, чтобы кто на них подал жалобу. А сии недостойные чиновники в надежде на своих высоких покровителей в Петербурге, презирая стыд и доброе имя, в два года наживают по несколько сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают целые деревни».

Промежуточный вывод: Реформы системы исполнительной власти существенно укрепили и устранили некоторые недостатки центрального управления, НО победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерских кабинетах поселились старые пороки: бюрократизм, взяточничество и карьеризм.

3. Александр I и крестьянский вопрос.

Фундаментальной проблемой страны было крепостничество, т.к. затрагивало интересы большей части российского общества.

- Какие унижения терпели крепостные крестьяне от своих хозяев? Крепостных почти не считали за людей: торговля людьми осуществлялась в неприкрытых и циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах, их продавали с аукционов, на Макарьевской ярмарке их продавали наравне с прочим товаром – оптом и в рознь, т.е. целыми семьями или порознь детей и родителей. Крепостных продавали в рекруты; закладывали в банк под гарантии взятого кредита; проигрывали в карты, меняли на породистых собак, пропивали целыми деревнями. Иногда богатые помещики, в своих усадьбах, для потехи держали из крепостных шутов, танцоров и артистов. Праздные, сытые и часто необразованные помещики, чтобы разогнать тоску устраивали публичные порки крестьян по субботам.

Молодой император, искренне желавший упразднить крепостничество, начал с того, что прекратил раздачу государственных крестьян помещикам.

Затем он запретил публиковать в печати объявления о продаже крестьян. В 1809г. подписан Указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

И вот в 1803г. выходит царский Указ о «вольных хлебопашцах» (работа с текстом на экране)

- В чем новизна царского указа в решении крестьянского вопроса? Ожидаемые ответы …? Согласно указу, помещик при желании мог дать вольную и кусок земли своим крепостным, заключив с ним контракт, по которому помещику полагается денежная компенсация от крестьян, но не сразу, а в рассрочку.

Таким образом, … император ищет дворянской инициативы и поддержки в решении этого вопроса.

Комментарий учителя. Этот указ был временной мерой, с помощью которой Александр заявлял о своей готовности освободить крепостных, скоро, но не сейчас. Так он приучал общественное мнение к тому, что крепостное право будет непременно отменено. Здесь отчетливо прослеживается характерная черта Александровского стиля правления: никаких резких реформ, стране и короне потрясения не нужны - «При мне все будет как при бабушке» ...

- Подумайте, мог ли реально Александр I отменить крепостное право? обсуждение.

Итак,

1-я версия: Страх за собственную жизнь, отсутствие опыта и малодушие царя – вот субъективные причины, по которым он реально не мог отменить крепостное право. Александр I вынужден был следовать воле правящего класса. На тот момент в империи не было таких общественных сил, которые могли бы выступить за отмену крепостного права и поддержать молодого царя в этом сложном деле.

2-я версия: В России были общественные силы, и еще как были! Они пошли бы за «доброго» царя Александра I – это почти 11-ти миллионная армия крепостных! А еще была немногочисленная, но прогрессивная интеллигенция, которая могла бы оказать моральную поддержку молодому императору. К тому же, набирающая силу фабричная и купеческая буржуазия России также была заинтересована в отмене крепостного права: расширение рынка рабочей силы, увеличение объемов прибыли и т.д.



Комментарий учителя: Ответ на вопрос, почему Александр так и не отменил крепостное право, дал один из лучших специалистов по истории XIX века Леонид Ляшенко. Вот что он писал: «Во-первых: крестьянство – могучая сила, но в силу длительного состояния в рабстве и многократного поражения в восстаниях, оно стало аморфным, безвольным и тихим. Во-вторых: в Европе, как раз в начале XIXв., начался экономический подъем, выросли цены на русское зерно и, как следствие – оживление торговли и некоторый рост уровня жизни в самой России. Вот этот рост и создал ложную видимость благополучия в империи».

Реформа в сфере образования 1803 – 1804гг. (кратко)

Наиболее успешной из всех реформ Александра была именно эта. Не случайно первую треть XIXв. называют «золотым веком» русской культуры.

- Объясните, почему образование имеет огромное значение для страны? Ответы …? Образование это то, что определяет настоящее и будущее страны; с образования начинается цивилизационный облик и индивида и страны в целом.

Сообщение ученика: «Реформа просвещения в царствование Александра I». (если есть время показать презентацию).

Комментарии учителя: Только представьте себе, в конце XVIII века количество грамотных в городах России составляло 9,2 %, а в сельской местности – 2,7 %! Обратите внимание, что грамотным считался тот человек, который хотя бы умел писать свое имя, а не ставил крестик вместо подписи.



Содержание:

А) Согласно Указу 1803г. страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом намечалось открыть университет.

Б) Основаны ПЯТЬ университетов: …? (записи в тетрадь)

В) 1804г. – принят Университетский устав, предоставляющий им автономию: собственный суд, выборность ректора и профессуры, невмешательство губернатора во внутренние дела университета, выбор преподавателей на кафедрах и т.д.

Г) Основаны три привилегированных лицея: Царскосельский, Ришельевский и Нежинский.

Д) Цензура – возобновился свободный ввоз книг из-за границы.

4. «План государственного преобразования» М.М. Сперанского.

Столкнувшись со стойким сопротивлением консервативного дворянства и опасением перед новым дворцовым переворотом, Александр в 1803г. распустил «негласный комитет», но идею демократического переустройства не оставил. В 1807г. он нашел человека, который мог взяться за это дело и написать новый проект коренных государственных преобразований. Это был личный секретарь князя А.Б. Куракина - …? М.М.Сперанский

В 1809г. на стол императора лег документ под названием «План всеобщего государственного образования»

Работа с текстом учебника

Составить в тетради план-схему будущего политического устройства России по проекту М.М. Сперанского. (можно спланировать на д/з)

записываем.

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. СЕРАНСКОГО

- 1809 г. М.М. Сперанский подготовил для Александра 1 «План государственного преобразования»

(цель: ликвидация крепостного права и ограничение самодержавия);

А именно М.М. Сперанский предлагал:

1. образовать органы самоуправления на местах (думы – волостные, уездные, губернскую, государственную)

2. разделение властей (законодательная- Дума, исполнительная – министерства, законодательная – Сенат);

3. образование Государственного совета – в помощь императору в управлении страной;

4. установление трёх сословий: дворяне, среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне), работные люди (крепостные, домашние люди, рабочие);

5. политические права дать только первым двум сословия, а третьему - только гражданские права (главное – «никого не могут наказать без приговора суда»);

6. избирательные права могли иметь только собственники движимого недвижимого имущества;

7. выборы в Гос. Думу должны были быть четырёхступенчатыми (волостные, окружные, губернские, государственная Дума);

8.руководить Думой должен был канцлер, назначенный царём







В целом Александр 1 одобрил проект Сперанского и его ПОСТЕПЕННОЕ внедрение

1810 г. – учреждён Государственный Совет (законосовещательный орган при императоре)

1811 г. – Сперанский подготовил «Уложения Правительствующего Сената, который должен был быть разделён на (Правительствующий и Судебный),

НО!!

П  РИДВОРНЫЕ НЕ ПОДДЕРЖАЛИ ПОПЫТКИ ИМПЕРАТОРА ПРЕДОСТАВИТЬ КРЕПОСТНЫМ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА, а Александр помнил судьбу отца и не рискнул пойти против консервативно настроенных дворян







СПЕРАНСКИЙ БЫЛ ОТПРАВЛЕН В ОТСТАВКУ,

В 1812 Г.ВЫСЛАН В НИЖНИЙ НОВГОРОД,

А ЗАТЕМ В ПЕРМЬ



РЕФОРМЫ РЕАЛИЗОВАНЫ НЕ БЫЛИ



- Подумайте, почему Александр I, так и не решился созвать Государственную думу? (спланировать на д/з)



  1. Закрепление.

  2. Итоги:

Первые 10 лет своего правления Александр «приуготовлял» народы России к конституции. Его осторожные попытки перестроить самодержавие по европейскому образцу, дать России новое цивилизационное начало, натолкнулись на глухое, а иногда и открытое сопротивление консервативного дворянства. И первые реформы покажут, что для реализации планов нужны были образованные чиновники; лояльное дворянство, поддержка народа и железная воля самого императора. Но русский император не имел харизмы Петра I и опыта Наполеона, он был еще молодым и осторожным человеком. И фраза, произнесенная в самом начале царствования: «При мне все будет как при бабушке» продолжала быть актуальной.

Выставление оценок.

Д/з §2; воп.№2, (словарь)



















Реформы Александра I

Реформы

Содержание реформ

Результаты, (особенности)

Реформа управления

1802 – УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТРЕСТВ







1802 - ИЗМЕНИЛИСЬ ФУНКЦИИ СЕНАТА

- коллегий учреждено 8 министерств

-основаны на единоличной власти, а не на принципе коллегиальности;

- министерствам подчинялись органы власти на местах


Построено централизованное управление огромной страной







СЕНАТ - теперь исполнял судебные функции, контролировать функции местных властей

1803-1804 г. –РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Созданы:

приходские школы - для крестьян, уездные училища – для мещан, губернские гимназии - для дворян.

Стран поделена на 6 округов со своим университетом.

Создана единая сеть учебных заведений

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН

1801 г. – предоставлено право купцам, государственным крестьянам покупать ненаселённые земли



1803 г. – указ о вольных хлебопашцах





1804 г. – в Прибалтике крестьяне были признаны наследными владельцами своих земельных наделов











Помещикам было разрешено отпускать крепостных на волю с земельными участками



Взамен на наследное владение были определены размены крестьянских повинностей и платежей











Это был первых указ, дававший возможность освободить крестьян. Однако, он пост не применялся



Это был первый шаг к отмене крепостного права





Реформы Александра I

Реформы

Содержание реформ

Результаты, (особенности)

Реформа управления

1802 – УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТРЕСТВ







1802 - ИЗМЕНИЛИСЬ ФУНКЦИИ СЕНАТА

- коллегий учреждено 8 министерств

-основаны на единоличной власти, а не на принципе коллегиальности;

- министерствам подчинялись органы власти на местах


Построено централизованное управление огромной страной







СЕНАТ - теперь исполнял судебные функции, контролировать функции местных властей

1803-1804 г. –РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ

Созданы:

приходские школы - для крестьян, уездные училища – для мещан, губернские гимназии - для дворян.

Стран поделена на 6 округов со своим университетом.

Создана единая сеть учебных заведений

РЕФОРМЫ В ОТНОШЕНИИ КРЕСТЬЯН

1801 г. – предоставлено право купцам, государственным крестьянам покупать ненаселённые земли



1803 г. – указ о вольных хлебопашцах





1804 г. – в Прибалтике крестьяне были признаны наследными владельцами своих земельных наделов











Помещикам было разрешено отпускать крепостных на волю с земельными участками



Взамен на наследное владение были определены размены крестьянских повинностей и платежей











Это был первых указ, дававший возможность освободить крестьян. Однако, он пост не применялся



Это был первый шаг к отмене крепостного права








































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!