СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы обучения в современной начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы обучения в современной начальной школе»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лилия Васильевна ШТЕРБОВА

МБОУ Жаворонковская СОШ (отделение Перхушковская ООШ МО ОГО)

Abstract

В статье рассматриваются некоторые актуальные на современном этапе проблемы обучения в начальной школе. Автором обосновывается значимость проблем формулирования и организации эффективного обучения в современной начальной школе. В качестве ключевых проблем выделены три противоречия в учебных «постулатах», приведенных в ФГОС НОО: между необходимостью и свободой, целями и методами обучения, принципами и целями образования. По выявленным проблемам приведены рекомендации. Сделан вывод о том, что учителю необходимо грамотно распорядиться активной образовательной средой как педагогическим средством, нужно формировать у него новую профессиональную позицию и новые компетенции.

Keywords: проблемы обучения, начальная школа, опосредованное управление, универсальные учебные действия, самостоятельность, свободная активность.

Introduction. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) отмечено, что учитель должен сформировать у обучающихся основы «умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [1]. Фактически, речь идет о формировании такой компетенции как самоорганизация. Очень интересно по этому вопросу писал Л.С. Выготский: ученик до сих пор всегда стоял на плечах учителя. Он смотрел на все его глазами и судил его умом. Пора поставить ученика на собственные ноги, заставить его ходить и падать, терпеть боль от ушибов и выбирать направление. И то, что верно относительно ходьбы – ей можно научиться только на собственных ногах и на собственных падениях, - одинаково приложимо ко всем сторонам обучения» [2, с. 363]. На современном этапе вопрос эффективности обучения в начальной школе стоит как никогда остро и решения актуальных проблем, связанных с этим, становится императивной задачей современного учителя. В частности, это касается достижения выше названной цели «сформировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности». Следовательно, акцент на проблемах формулирования и организации эффективного обучения в современной начальной школе является высоко значимым.

Materials and methods. Одной из ключевых проблем обучения в современной начальной школе является умение учителя держать баланс между свободой и принуждением. С одной стороны, федеральный государственный стандарт начального общего образования ставит одной из своих целей развития способности в организации своей деятельности, иными словами, развитие самостоятельности свободного управления своей учебной деятельностью, а с другой – ФГОС НОО, являясь «совокупностью норм и требований», сам о себе выступает как ограничитель этой свободы в силу своей жестко-правовой природы. Становится очевидным тот факт, что формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности возможно только в самостоятельной деятельности младшего школьника. Одновременно с этим, любой стандарт по своему определению – это свод определенных требований, которые обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса и, тем самым, заведомо ограничивающий свободу их действий. Следовательно, мы видим противоречие между транслируемой ФГОС НОО свободой действий младшего школьника и формируемой самим стандартом необходимостью следовать конкретным нормам, усваивать извне «обязательный минимум» учебного содержания. Однако, неверным будет не отметить тот факт, что де-факто, в ФГОС никаких де-юре требований нет. Эксперты, анализируя версию обновленного ФГОС 2019 г. пришли к выводу о том, что «искажение смыслов [образовательного минимума, содержания образования – курсив наш] началось сразу после принятия ФГОС НОО, так как на самом деле никаких содержательных «требований» ни к содержанию образования, ни к образовательным результатам не случилось, получился некоторый микс из «требований + описаний». Именно поэтому и начались разные движения в сторону возвращения так называемого «содержания образования» разными способами» [6].

Results and discussion. Из названной проблемы обучения в современной начальной школе вытекает следующая – противоречие между целями и методами обучения. Важно обратить внимание на то, что любое обучение в априори сопряжено с ограничением, принуждением и, условно говоря, насилием учащихся. С другой же стороны, никак не контролируемая самостоятельность в организации учебной деятельности и, в целом, свобода школьника может не только способствовать снижению ее результативности и эффективности. Однако, если бы речь шла о формировании учебной исполнительности младших школьников, то такая модель обучения через принуждение, ограничением, возможно и была бы уместна. А в случае, если требуется формирование учебной самостоятельности, мы, собственно, наблюдаем отсутствие корреляции между целью и методами обучения. Названные проблемы обуславливают такую социальную задачу, как поиск средств и инструментов управления развитием свободы и самостоятельности младших дошкольников в целях достижения учебных задач, прописанных в ФГОС НОО. Однако, данная задача не может быть решена без устранения третьей проблемы, а именно противоречия между новыми принципами и целями образования и уже давно сложившейся практикой обучения. Еще более полувека назад русский философ, педагог и публицист С.И. Гессен писал: «принудительное по необходимости образование должно быть свободным по цели» [3, с. 64]. ФГОС НОО нацеливает учителя на воспитание у младших школьников способности, умения и навыка к саморазвитию, формирования у них учебной самостоятельности, и, одновременно с этим, многие учителя по-прежнему следуют «правилам» прошлого образовательной политики – осуществляют обучение средствами принуждений и подчинения. Здесь будет логичным говорить о том, что вследствие подобной тактики обучения, не учитель учит ученика, а наоборот, т.е. это учитель ставит цели, следует им в учебной деятельности, планирует учебную деятельность, осуществляет ее контроль и оценку. Таким образом, появляется вопрос – возможно ли формировать и развивать в младших школьников учебную самостоятельность традиционными, привычными средствами принуждения и подчинения, при этом не подавляя ее. Для ответа на вопрос и, одновременно с этим решением названной проблемы, считаем целесообразным рекомендовать учителям современной начальной школы актуализировать сам концепт развития свободной активности, самостоятельности младших школьников как императивной цели обучения. Данный тезис подтверждается тем, что сегодня приведенная позиция уже стала одной из ключевых задач и одним из положительных образовательных результатов, зафиксированных в ФГОС НОО. В стандарте определена цель формировать у детей младшего школьного возраста умение учиться, которое А.Г. Асмоловым понимается как «совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирования умений, включая организацию этого процесса» [8, с. 27]. Такое умение младшего школьника самостоятельно организовывать и осуществлять свою учебную деятельность и подразумевает категорию учебной самостоятельности, структурными составляющими которой являются целеполагание, планирование, учение, оценка и самоконтроль. С позиции А.И. Зимней, самостоятельная организация учебной деятельности рассматривается высший тип такой деятельности, который требует от учащегося достаточно высокого уровня самопознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющей ребенку удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самопознания. По мнению автора, учебная самостоятельность младшего школьника – это следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, 30 что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время [4, с. 42]. И.П. Подласый, Т.И. Шамова и др. предлагают развивать свободную активность и самостоятельность учебной деятельности младших школьников игровыми методами, причем желательно, коллективными. Так, И.П. Подласый пишет, что самостоятельность ребенка обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность младших школьников в итоге сказывается в их умении оценивать работы и поведении советников [7, с. 27]. Т.И. Шамова обращается к дидактическим играм, в которых имеют место такие элементы деятельности как игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В итоге, младшие школьники приобретают новые знания по содержанию игры. И в отличие от прямой постановки учебной задачи, собственно, принуждения к ее исполнению, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого ребенка, однако, способы ее решения все же являются учебными [9, с. 67]. В качестве второй рекомендации считаем целесообразным рекомендовать учителям использование средств опосредованного управления. Ю.С. Мануйлов пишет, что для понимания сущности самой концепции опосредованного управления важно понимать и принимать следующие тезисы [5]:

1. Влияние на ребенка оказывает не школа, не семья, а среда его бытия, среда в школе, среда ребенка в семье и т.п.

2. Действие педагога не равно воздействию, так как оно подобно световому лучу, теряющему свою энергию при прохождении через толщу среды, видоизменяется в значениях и смыслах. Среда способна усилить, ослабить или поглотить энергию мысли. Именно поэтому учителю не следует ждать всегда «правильную» реакцию детей на свои слова (педагогические действия).

3. Опосредованное управление «растянуто» в пространстве и во времени, не исключает, а наоборот, предусматривает организацию влияний повседневного окружения человека. Не разовые и непосредственные действия управленца, а жизненные обстоятельства оказывают на индивидуума решающее влияние. Среда воспринимается ребенком как жизненные обстоятельства, а как известно, «язык обстоятельств яснее языка слов».

4. Человек не всегда замечает на себе влияние среды, как не замечает воздух, которым он дышит. И этот факт с точки зрения возможностей влияния на детей придает среде особую привлекательность и дополнительную ценность, так как «в воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали».

5. Разрешающие возможности среды в пространстве-времени бывают разными, но даже ограниченные возможности могут быть разумно задействованы в решении задач всего спектра воспитательных направлений: эстетических, этических, интеллектуальных и пр.

6. Среду в педагогике нельзя превратить в средство, если отсутствует цель. Цель определяет средство и является критерием оценки эффективности влияния среды. Если цель размыта, то невозможно будет представить среду в качестве средства. Одновременно с этим, учителю важно соизмерять свои желания с разрешающими возможностями среды и не ставить перед собой недостижимые цели, но только соразмерные способностям, социальному статусу, масштабу своей личности. Иными словами, опосредованное управление – это управление с помощью создания соответствующей образовательной среды. При этом, учитель управляет учениками не непосредственно, отдавая им прямые указания или инструкции, а нужным образом конструирует и регулирует окружающую среду, предоставляя им возможность для самостоятельной деятельности именно в рамках этой среды. В отношении средств опосредованного управления интересно высказался когда-то Ж.Ж. Руссо. Он отмечал, что это должны быть средства «хорошо направленной свободы», которые позволяют учителю осуществлять непрямое, косвенное управление обучением и развитием учащихся. Л.С. Выготский писал, что «социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом. Педагог «изменяя среду, воспитывает ребенка» [2, с. 83]. Conclusion. Приведенный спектр проблем обучения в современной начальной школе, безусловно, не исчерпывающий, однако, названные позиции чрезвычайно важны в условиях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и запросами современного общества. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в целях решения названных противоречий, необходимо создание активной образовательной среды. Среды, которая стимулирует детей младшего школьного возраста к активному и самостоятельному осуществлению основных универсальных учебных действий, в которой дети смогут реально влиять на то, что и как они изучают. В современном варианте образовательной среды данные полномочия практически полностью находятся в ведении учителя. Следовательно, именно от него зависит эффективность и результативность обучения в начальной школе. А это значит, что учителю необходимо грамотно распорядиться активной образовательной средой как педагогическим средством, нужно формировать у него новую профессиональную позицию и новые компетенции.

References

1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; [под ред. В.В. Давыдова]. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с.

3. Гессен С.И. Основ педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2013. – 448 c.

5. Мануйлов Ю.С. Опосредованное управление – новое слово в педагогике. - 26.12.2017 // Центр научных инвестиций. – ULR: http://www.ni-centr.ru/bez-rubriki/oposredovannoe-upravlenie-kaknovoe-slovo-v-pedagogike/ (дата доступа 19.06.2019)

6. Министерство просвещения РФ отказывается от системно-деятельностного подхода в образовании? – 01.04.2019 // Вести образования. – ULR: https://vogazeta.ru/articles/2019/4/1/quality/6822ministerstvo_prosvescheniya_rf_otkazyvaetsya_ot_sistemno_deyatelnostnogo_podhoda_v_obrazovanii (дата доступа 18.06.2019)

7. Подласый И. П. Педагогика: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2009.–540 с.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 2013. – 286 с

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!