СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуализация знаний - как этап современного учебного занятия

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое разработка предназначена для начинающих учителей. Данная презентация была разработана опытными учителями во время педагогического семинара и успешно защищена. 

Просмотр содержимого документа
«Актуализация знаний - как этап современного учебного занятия»

Актуализация знаний как этап современного учебного занятия по предметам: «Окружающий мир» и «Биология», «География»  в условиях реализации ФГОС Учителя естественно – научного цикла и 3 классов: Саввина С.А. – учитель химии, Макарова Л.С. – учитель географии, Флегонтова А.И. – учитель биологии, Спиридонова А.А. – учитель биологии, Терютина Е.Н. – учитель биологии, Жергина С.М. – учитель начальных классов, Пермякова В.М. – учитель начальных классов, Кривошапкина Д.А. – учитель начальных классов.  

Актуализация знаний как этап современного учебного занятия по предметам: «Окружающий мир» и «Биология», «География» в условиях реализации ФГОС

Учителя естественно – научного цикла и 3 классов:

  • Саввина С.А. – учитель химии,
  • Макарова Л.С. – учитель географии,
  • Флегонтова А.И. – учитель биологии,
  • Спиридонова А.А. – учитель биологии,
  • Терютина Е.Н. – учитель биологии,
  • Жергина С.М. – учитель начальных классов,
  • Пермякова В.М. – учитель начальных классов,
  • Кривошапкина Д.А. – учитель начальных классов.

 

Введение  Современное учебное занятие отличается от традиционного своей структурой, поставленными задачами и наличием конкретных результатов обучения. Среди главных этапов любого учебного занятия является этап актуализации знаний, дидактической задачей которого является актуализация прежних знаний, навыков и умений, непосредственно связанных с темой учебного занятия; подготовка обучающихся к работе на занятии.

Введение

  • Современное учебное занятие отличается от традиционного своей структурой, поставленными задачами и наличием конкретных результатов обучения.
  • Среди главных этапов любого учебного занятия является этап актуализации знаний, дидактической задачей которого является актуализация прежних знаний, навыков и умений, непосредственно связанных с темой учебного занятия; подготовка обучающихся к работе на занятии.
Содержание этапа  организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником. Условия достижения положительных результатов чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания; отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания; количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Содержание этапа

  • организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока: устное решение задач по готовым чертежам, фронтальный опрос, беседа, работа с учебником.
  • Условия достижения положительных результатов
  • чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
  • отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
  • количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.
 Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:

Актуализация знаний - этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

  • На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы. Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им не достает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу, мотивационный этап обычно состоит из следующих действий:
Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами: а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы; б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы; в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно- проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи.  Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.   Формулировка основной учебной задачи играет значительную  мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся.  Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела). - Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, - писал Выготский. Важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемноразвивающего типа.

Формулировка основной учебной задачи.

Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы.

Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).

- Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление, - писал Выготский. Важное условие организации учебной деятельности — подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемноразвивающего типа.

Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей  деятельности по изучению данной темы .  После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.

Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы .

После того, как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Учитель сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что из этого у учеников наличествует, а что требует пополнения. Формулируются целевые установки урока.

Приемы актуализации знаний Игровая технология Решение ребуса, кроссворда Закодированное слово и.т.д Криптография и т.д.

Приемы актуализации знаний

  • Игровая технология
  • Решение ребуса, кроссворда
  • Закодированное слово и.т.д
  • Криптография и т.д.
Криптография  Своебразный метод передачи тайного письма существовал во времена правления династии египетских фараонов. Далее оно использовалось как шифр, пароль или ключ к доступу какой либо информации. Шифр - это какая-либо система преобразования текста с секретом (ключом) для обеспечения секретности передаваемой информации. Акростих - осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения. Например: стих-загадка  Д овольно именем известна я своим; Р авно клянется плут и непорочный им, У техой в бедствиях всего бываю боле, Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Б лаженству чистых душ могу служить одна, А меж злодеями – не быть я создана.

Криптография

Своебразный метод передачи тайного письма существовал во времена правления династии египетских фараонов. Далее оно использовалось как шифр, пароль или ключ к доступу какой либо информации.

Шифр - это какая-либо система преобразования текста с секретом (ключом) для обеспечения секретности передаваемой информации.

Акростих - осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения. Например: стих-загадка

Д овольно именем известна я своим;

Р авно клянется плут и непорочный им,

У техой в бедствиях всего бываю боле,

Ж изнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Б лаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями – не быть я создана.

Задание «Найди ответ в криптографии» Цель : формирование умения работать с текстами, понимать смысл их смысл. Возраст: 10-18 лет Учебные дисциплины: все Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 4-5 человек Описание задания : По начальным буквам каждой строки стихотворения определите о чем в нем говорится Инструкция : учащимся предлагается определить ключевой слово по первым буквам стихотворения. Материал: слайд в презентации или карточка со стихотворениями

Задание «Найди ответ в криптографии»

Цель : формирование умения работать с текстами, понимать смысл их смысл.

Возраст: 10-18 лет

Учебные дисциплины: все

Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 4-5 человек

Описание задания : По начальным буквам каждой строки стихотворения определите о чем в нем говорится

Инструкция : учащимся предлагается определить ключевой слово по первым буквам стихотворения.

Материал: слайд в презентации или карточка со стихотворениями

Задание «Решение кроссворда» Повторение пройденной темы, кроссворд, с помощью которой мы узнаем первое секретное слово. 1. Основа жизни 2. Зеленые кирпичики растения 3. Биологический «этаж» 4. Оттуда вырастают заростки 5. Тема прошлого урока 6. Вечнозеленое дерево

Задание «Решение кроссворда»

  • Повторение пройденной темы, кроссворд, с помощью которой мы узнаем первое секретное слово.

1. Основа жизни

2. Зеленые кирпичики растения

3. Биологический «этаж»

4. Оттуда вырастают заростки

5. Тема прошлого урока

6. Вечнозеленое дерево

Задание «Реши кроссворд» Цель : формирование умения подбирать нужные слова, термины Возраст: 10-14 лет Учебные дисциплины: Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 2-3 учащихся Описание задания : по имеющимся вопросам находят подходящее слово, термин  Инструкция : Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Реши кроссворд»

Цель : формирование умения подбирать нужные слова, термины

Возраст: 10-14 лет

Учебные дисциплины:

Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 2-3 учащихся

Описание задания : по имеющимся вопросам находят подходящее слово, термин

Инструкция :

Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Реши и сложи слово» 9 23 40 21 0 36 К Е И Т П С 18-18= 1+22= 6*6= 39-18= 76-36= 36:4=

Задание «Реши и сложи слово»

9

23

40

21

0

36

  • К
  • Е
  • И
  • Т
  • П
  • С

18-18=

1+22=

6*6=

39-18=

76-36=

36:4=

Задание «Реши и сложи слово» Цель: формирование умения строить ключевое слово математическим путем Возраст: 10-14 лет Учебные дисциплины: все учебные предметы Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 2-3 учащихся Описание задания : требуется решить математические примеры, в соответствии с шаблоном, определить ключевое слово Инструкция : требуется решить математические примеры, затем по шаблону составить необходимое слово. Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Реши и сложи слово»

Цель: формирование умения строить ключевое слово математическим путем

Возраст: 10-14 лет

Учебные дисциплины: все учебные предметы

Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 2-3 учащихся

Описание задания : требуется решить математические примеры, в соответствии с шаблоном, определить ключевое слово

Инструкция : требуется решить математические примеры, затем по шаблону составить необходимое слово.

Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Составление слов из элементов по правилу» Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определенным правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи. Возраст: 11-15 лет Учебные дисциплины: все учебные предметы Форма выполнения задания : 4-5 учащихся Описание задания : требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ Инструкция : к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтоб из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе, именительном падеже). Например с согласными М,Л,К можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления слов. Определите самый эффективный способ. Материал: слайд в презентации или карточка

Задание

«Составление слов из элементов по правилу»

Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определенным правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Возраст: 11-15 лет

Учебные дисциплины: все учебные предметы

Форма выполнения задания : 4-5 учащихся

Описание задания : требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ

Инструкция : к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтоб из них получилось как можно больше слов (имен существительных в единственном числе, именительном падеже). Например с согласными М,Л,К можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, ломка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления слов. Определите самый эффективный способ.

Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Составление слов из элементов по правилу»   Ответ Материал ВЫГОДА СЕКРЕТ ЛОЖКА СОЛНЫШКО ЖНЕЦ БОРЩ В,Г, Д С,К,Р,Т Ж,К, Л Н,Л, С,К Ж,Ц Б,Р, Щ

Задание «Составление слов из элементов по правилу»

Ответ

Материал

ВЫГОДА

СЕКРЕТ

ЛОЖКА

СОЛНЫШКО

ЖНЕЦ

БОРЩ

В,Г, Д

С,К,Р,Т

Ж,К, Л

Н,Л, С,К

Ж,Ц

Б,Р, Щ

Задание «Подбери букву» Цель: формирование умения подбирать нужную букву для составления ключевого слова Возраст: 9 -12 лет Учебные дисциплины: все учебные предметы Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 2-3 учащихся Описание задания : используя русский алфавит, подобрать необходимые буквы и составить ключевое слово Инструкция : 1) по русскому алфавиту определите нужную букву по счету и составьте необходимое слово. Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Подбери букву»

Цель: формирование умения подбирать нужную букву для составления ключевого слова

Возраст: 9 -12 лет

Учебные дисциплины: все учебные предметы

Форма выполнения задания : фронтальная работа, в группах по 2-3 учащихся

Описание задания : используя русский алфавит, подобрать необходимые буквы и составить ключевое слово

Инструкция : 1) по русскому алфавиту определите нужную букву по счету и составьте необходимое слово.

Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Подбери букву» Разгадайте слово используя алфавит:  20-29-25-10-15-12-1

Задание «Подбери букву»

Разгадайте слово используя алфавит:

20-29-25-10-15-12-1

Задание «Трафарет» Цель: формирование пространственного мышления Возраст: 9 – 15 лет Учебные дисциплины: все учебные предметы Форма выполнения задания : в группах по 2 ученика Описание задания : используя трафареты на цветных картинках по заданной теме определить ключевое слово. Инструкция : 1) по русскому алфавиту определите нужную букву по счету и составьте необходимое слово. Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Трафарет»

Цель: формирование пространственного мышления

Возраст: 9 – 15 лет

Учебные дисциплины: все учебные предметы

Форма выполнения задания : в группах по 2 ученика

Описание задания : используя трафареты на цветных картинках по заданной теме определить ключевое слово.

Инструкция : 1) по русскому алфавиту определите нужную букву по счету и составьте необходимое слово.

Материал: слайд в презентации или карточка

Задание «Трафарет»  Берем картинку и приложить к отрывку текста из произведения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» пройденного на прошлом занятии по русской литературе, и смотрим какое слово получится.

Задание «Трафарет»

Берем картинку и приложить к отрывку текста из произведения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» пройденного на прошлом занятии по русской литературе, и смотрим какое слово получится.

Тема учебного занятия Царство растений

Тема учебного занятия

Царство растений

Заключение  Использование подобных заданий в этапе «Актуализация знаний и умений» помогает оценить возможности обучающихся, помогают развитию универсальных учебных действий, ориентирует учащихся на успех, вырабатывает навык «формулировка темы учебного занятия самими обучающимися» в начальных классах, а также в основной школе.

Заключение

Использование подобных заданий в этапе «Актуализация знаний и умений» помогает оценить возможности обучающихся, помогают развитию универсальных учебных действий, ориентирует учащихся на успех, вырабатывает навык «формулировка темы учебного занятия самими обучающимися» в начальных классах, а также в основной школе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!