Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания»
Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал , который
• демонстрирует универсальные и предметные способы действий
• инициирует действия учащихся
• консультирует и корректирует их действия
• находит способы включения в работу каждого ученика
• создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии .
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью
Портрет современного учителя.
Умеющий общаться
Ухоженный
Интересный
С чувством юмора
Справедливый
Творческий
Спортивный
Профессионал
Кого мы учим?
1. Современные и социальные. Быстро находят информацию, владеют компьютерными и мобильными технологиями.
2. Увлеченные и увлекающиеся. Много знают и умеют в рамках своих интересов, готовы бросить все, ради своих увлечений.
3. Самостоятельные и инфантильные. Противоречивый подростковый возраст отстаивают свои права, но не осознают обязанности.
4. Целеустремленные и амбициозные. Знают чего хотят от жизни, но не представляют как этого добиться.
Идеальный выпускник
1. Смотрит вперед, прогнозирует и планирует свою жизнь. Живет не только сегодняшним днем, но и думает о будущем, ставит перед собой цели.
2. Анализирует различные варианты действий.
3. Реалистично оценивает свои возможности
4. Принимает взвешенные решения и оценивает их последствия
5. Несет личную ответственность за результат своих действий
6. Умеет адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды
7. Обладает необходимыми знаниями, навыками и установками
Игровые формы обучения
- В играх на практике отрабатываются умения и навыки – то, что ждут современные школьники от обучения.
- - устали от привычных форматов занятий . Новые формы привлекают их внимание и способствуют появлению мотивации учиться.
- - привыкли играть на своих гаджетах – им понятен и близок игровой формат.
- - нравиться быть взрослыми , хотят примерить на себя разные роли – это можно сделать в игре
Особенности игровых форм обучения
Игровые формы обладают рядом особенностей, которые делают их эффективными для образования
1. Применение знаний на практике, отработка умений и навыков на практике.
2. Смоделированные условия. Игровое пространство является упрощенной версией жизнь, что повышает эффективность обучения. С одной стороны, участники оказываются в максимально приближенных к реальности ситуациях, что дает им реальный практический опыт, с другой это полностью контролируемая ситуация.
3. Обучение на ошибках
4. Эмоциональная вовлеченность
Общие признаки игр
- 1. Наличие игроков
- 2. Правила – ограничения, рамки, условия игры.
- 3. Соревнование
- 4. Начало и конец – нельзя начинать игру, без объяснения и четкого понимания правил, в конце каждой игры должна быть рефлексия.
- 5. Удовольствие
Виды игр
- 1. Компьютерные – игра, которая проводится при помощи специального программного обеспечения (например, Русская рулетка , Финансовый биатлон ).
- 2. Настольные – проводятся при помощи небольшого набора предметов, которые могут разместиться на столе или в руках игроков (игры «Собираемся в поход», «Да – нет»).
- 3. Игры живого действия – для проведения необходимо наличие большого пространства для перемещения участников.
Игры живого действия делятся на
- 1. Деловые игры – имитируют реальные жизненные ситуации и ставят перед игроками вопросы, требующие решения, например «Биржа труда», «Куда вложить деньги»
- 2. Станционно-беговые игры или квесты – выполнение конкретных заданий от ведущих на разных станциях. Педагогический интерактив
- 3. Интеллектуальные шоу Межпредметный марафон
- 4. Разминочные игры
- 5. Кейсы – «Как Даша ноутбук покупала», Биржа труда
Игры живого действия
Достоинства игр
- снятие психологической нагрузки.
- снижение психологического напряжения, благодаря возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность.
- игра позволяет преподавателю повысить эмоциональный уровень усвоения знаний
- особая организация игрового пространства способствуют формированию коммуникативных умений.
- усвоение знаний во время игры часто не требует направленного внимания, что позволяет избежать переутомления
- Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам
Проблемы, которые могут возникнуть в ходе применения деловых игр
- возможность переноса личных отношений в процесс игры;
- конфликты, возникшие в ходе игры, могут быть перенесены в реальную жизнь;
- игровые ситуации могут быть использованы для решения некоторых личных проблем;
- психологически неправильное вмешательство преподавателя может создавать проблемы для школьников и др.