Воронежская область, Репьёвский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Репьёвская школа
Активные методы обучения
на уроках истории и обществознания
Выполнила
учитель истории и обществознания
ВКК
Дармоедова Наталья Васильевна
с. Репьевка 2024 г.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем. Каждый ученик должен научиться грамотно работать с информацией, анализировать её, делать выводы, творчески мыслить. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, умело выходя из различных конфликтных ситуаций.
При традиционном подходе к обучению весьма затруднительно воспитать личность, отвечающую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем активных методов и приемов обучения.
Я расскажу о приемах обучения, которые использую на уроках истории и обществознания.
На уроках истории эффективным является применение кластеров, которые ученики составляют с большим интересом, как правило, 5-8 классы.
1. Прием «Кластер» .
Описание алгоритма действий:
1. Прочитать текст и выделить в нем смысловые единицы.
2. После обсуждения и уточнения в прямоугольных рамках записать принятые названия.
В данном случае это «Схема управления афинским полисом при Солоне» (слайд 2)
1. Попытаться установить связи между отдельными блока кластера и соединить их стрелками. (слайд 3)
Что дает это прием:
Умение выделять большие и малые смысловые единицы
Знание формулировок
Умение устанавливать связи между отдельными блоками кластера, соединять их стрелками
После обсуждения дополнять кластеры новыми блоками
2. Приём “номер 1 и номер 2”.
Описание: класс делится на две группы: «номер 1» и «номер 2». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «№ 1» должен найти свой «№ 2».
Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Религия Древней Греции» одной команде («№ 1») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой — карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.
Результат:
Этот прием требует определенной культуры поведения
Рекомендован для проведения с небольшим числом учащихся
Развивает смекалку, умение закрепить и повторить изученный материал
Повторить материал с учащимися плохо усвоившими урок (напр. с ОВЗ)
3. Прием «Верные — неверные утверждения» .
Я привела следующий пример
вельмож хоронили в гробницах ( + );
вельможа пахал землю у себя на участке ( - );
вельможа носил много украшений ( + );
Данный прием закрепляет
Знание темы урока.
Умение ориентироваться в изученном материале, даже если это целая глава
Повторение, закрепление материала
4. Прием «Работа с понятиями».
Учащимся предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-либо понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.
Пример, набор слов: природа, часть, обособившаяся, включает, тесно, объединения, взаимодействия, формы, мир, людей
Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – ОБЩЕСТВО
Этот прием:
1. Стимулирует развитие логического мышления.
2. Закрепляет знание понятий, определений
5. Прием «Написание эссе» .
Свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Темы эссе:
1. Уборка в доме (6 класс)
2. Кем я хочу стать (6-7класс)
3. Школа моей мечты (5-7 классы)
Этот прием позволяет выработать:
умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, правильно излагать учебный материал с опорой на практические умения и навыки, приводить примеры, делать выводы.
6. Прием Синквейн.
Описание:
• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.
Примеры синквейна.
1. Время
2. Долгое, быстротечное
3. Проводить, "убивать", ожидать
4. "Делу - время, потехе - час!«
5. Пора (час, минута, промежуток)
1. Добро
2. Прекрасное, справедливое
3. Защищает, любит, уважает
4. Добрым словом и добрым делом можно спасти человека
5. Добродетель
Результаты применения этого приема:
Выражение своего отношения к теме
Эмоциональность
Итог темы
7. Прием «Дебаты».
Методику «Дебаты» я использую на уроке истории, при изучении курсов «Человек и общество», «Человек. Общество. Право». Для того, чтобы использовать дебаты на уроке, заранее провожу дополнительную подготовку.
Этот прием предполагает:
активное включение самого учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность,
организация совместной деятельности,
Из истории дебатов.
Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.
Итак, дебаты – это:
дебаты – это соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели
(выигрыша, победы),
дебаты – это игра;
дебаты – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами дебаты - это форма дискуссии.
Основные элементы дебатов:
Определение темы
Система аргументации
Поддержка и доказательства
4.Перекрестные вопросы
Чему учат дебаты:
-расширению общекультурного кругозора;
- развитию интеллектуальных способностей;
- развитию исследовательских и организационных навыков;
- развитию творческих качеств;
- развитию коммуникативных умений;
- развитию ораторских способностей;
- формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.
Суть и правила дебатов:
Класс делится на 4 группы. Каждая группа действует по своему плану, который продумываем заранее.
Самая сложная группа, на мой взгляд, №3 – Независимые эксперты, которым нужно оценить правильность утверждений и опровержений темы дебатов, поэтому сюда рекомендую включать самый успешных учеников.
1 группа- «Утверждение» Представляют по одному аргументу Цель – защитить свой аргумент «ЗА» | 2 группа -«Опровержение» Стараются отклонить утверждение, представляют свой аргумент «ПРОТИВ» |
3 группа – «Независимые эксперты» Оценивают правильность высказываний | 4 группа – «Болельщики» Помогают своей команде, если есть необходимость |
Общие правила при организации дебатов:
1.Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.
2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.
3. Внимательно выслушай оппонента.
4.Сначала найди противоречия в его рассуждениях, потом излагай свои соображения.
5. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
6. Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения.
7. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов товарищей.
8. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами
Пример.
Тема дебатов «Где лучше жить в селе или в городе?»
Результат использования этого приема
Дебаты помогают овладеть учащимся такими умениями, как работа с учебником и дополнительной литературой по выявлению главной мысли, по систематизации и обобщению материала, умению анализировать, и главное, чего всегда трудно добиться, умению слушать собеседника и задавать вопросы по теме.
Вывод.
Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.