СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках истории и обществознания с 5 по 11 классы. Применение активных методов обучения позвляет ученикам лучше усвоить пройденный материал, получить более высокие баллы. Учитель, используя данную методику, может построить урок на более высоком уровне.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках истории и обществознания.»

Воронежская область, Репьёвский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Репьёвская школа













Активные методы обучения

на уроках истории и обществознания

Выполнила

учитель истории и обществознания

ВКК

Дармоедова Наталья Васильевна

















с. Репьевка 2024 г.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем. Каждый ученик должен научиться грамотно работать с информацией, анализировать её, делать выводы, творчески мыслить. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, умело выходя из различных конфликтных ситуаций.

При традиционном подходе к обучению весьма затруднительно воспитать личность, отвечающую этим требованиям. Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащегося при использовании учителем активных методов и приемов обучения.

Я расскажу о приемах обучения, которые использую на уроках истории и обществознания.

На уроках истории эффективным является применение кластеров, которые ученики составляют с большим интересом, как правило, 5-8 классы.

1. Прием «Кластер» .

Описание алгоритма действий:

1. Прочитать текст и выделить в нем смысловые единицы.

2. После обсуждения и уточнения в прямоугольных рамках записать принятые названия.

В данном случае это «Схема управления афинским полисом при Солоне» (слайд 2)

1. Попытаться установить связи между отдельными блока кластера и соединить их стрелками. (слайд 3)

Что дает это прием:

  1. Умение выделять большие и малые смысловые единицы

  2. Знание формулировок

  3. Умение устанавливать связи между отдельными блоками кластера, соединять их стрелками

  4. После обсуждения дополнять кластеры новыми блоками

2. Приём “номер 1 и номер 2”.

Описание: класс делится на две группы: «номер 1» и «номер 2». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «№ 1» должен найти свой «№ 2».

Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Религия Древней Греции» одной команде («№ 1») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой — карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют.

Результат:

  1. Этот прием требует определенной культуры поведения

  2. Рекомендован для проведения с небольшим числом учащихся

  3. Развивает смекалку, умение закрепить и повторить изученный материал

  4. Повторить материал с учащимися плохо усвоившими урок (напр. с ОВЗ)



3. Прием «Верные — неверные утверждения» .

  • Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями

  • Поставить + или –

Я привела следующий пример

  • вельмож хоронили в гробницах ( + );

  • вельможа пахал землю у себя на участке ( - );

  • вельможа носил много украшений ( + );

Данный прием закрепляет

  • Знание темы урока.

  • Умение ориентироваться в изученном материале, даже если это целая глава

  • Повторение, закрепление материала



4. Прием «Работа с понятиями».

Учащимся предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-либо понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.

Пример, набор слов: природа, часть, обособившаяся, включает, тесно, объединения, взаимодействия, формы, мир, людей

Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – ОБЩЕСТВО

Этот прием:

1. Стимулирует развитие логического мышления.

2. Закрепляет знание понятий, определений



5. Прием «Написание эссе» .

Свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.

Темы эссе:

1. Уборка в доме (6 класс)

2. Кем я хочу стать (6-7класс)

3. Школа моей мечты (5-7 классы)

Этот прием позволяет выработать:

умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, правильно излагать учебный материал с опорой на практические умения и навыки, приводить примеры, делать выводы.



6. Прием Синквейн.

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности, эмоциональной.

Примеры синквейна.

1. Время

2. Долгое, быстротечное

3. Проводить, "убивать", ожидать

4. "Делу - время, потехе - час!«

5. Пора (час, минута, промежуток)

1. Добро

2. Прекрасное, справедливое

3. Защищает, любит, уважает

4. Добрым словом и добрым делом можно спасти человека

5. Добродетель

Результаты применения этого приема:

  1. Выражение своего отношения к теме

  2. Эмоциональность

  3. Итог темы



7. Прием «Дебаты».

Методику «Дебаты» я использую на уроке истории, при изучении курсов «Человек и общество», «Человек. Общество. Право». Для того, чтобы использовать дебаты на уроке, заранее провожу дополнительную подготовку.

Этот прием предполагает:

  • активное включение самого учащихся в поисковую учебно-познавательную деятельность,

  • организация совместной деятельности,

  • обеспечение диалогического общения между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Из истории дебатов.

Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.

Итак, дебаты – это:

  • дебаты – это соревнование между играющими, действия которых  ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели
    (выигрыша, победы),

  • дебаты – это игра;

  • дебаты – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями, иными словами дебаты - это форма дискуссии.

Основные элементы дебатов:

  1. Определение темы

  2. Система аргументации

  3. Поддержка и доказательства

4.Перекрестные вопросы

Чему учат дебаты:

-расширению общекультурного кругозора;
- развитию интеллектуальных способностей;
- развитию исследовательских и организационных навыков;
- развитию творческих качеств;
- развитию коммуникативных умений;
- развитию ораторских способностей;
- формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе.

Суть и правила дебатов:

Класс делится на 4 группы. Каждая группа действует по своему плану, который продумываем заранее.

Самая сложная группа, на мой взгляд, №3 – Независимые эксперты, которым нужно оценить правильность утверждений и опровержений темы дебатов, поэтому сюда рекомендую включать самый успешных учеников.

1 группа- «Утверждение»

  • Представляют по одному аргументу

  • Цель – защитить свой аргумент «ЗА»

2 группа -«Опровержение»

  • Стараются отклонить утверждение,

  • представляют свой аргумент «ПРОТИВ»

3 группа – «Независимые эксперты»

Оценивают правильность высказываний

4 группа – «Болельщики»

Помогают своей команде, если есть необходимость




Общие правила при организации дебатов:

1.Прежде, чем выступать, определи четко свою позицию.

2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы.

3. Внимательно выслушай оппонента.

4.Сначала найди противоречия в его рассуждениях, потом излагай свои соображения.

5. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

6. Не забывай, что кроме фактов существуют способы их объяснения.

7. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов товарищей.

8. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами

Пример.

Тема дебатов «Где лучше жить в селе или в городе?»

Результат использования этого приема

Дебаты помогают овладеть учащимся такими умениями, как работа с учебником и дополнительной литературой по выявлению главной мысли, по систематизации и обобщению материала, умению анализировать, и главное, чего всегда трудно добиться, умению слушать собеседника и задавать вопросы по теме.

Вывод.

Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!