СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Активные методы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс будет полезен всем учителям. Здесь представлены интересные методы и приёмы.

Просмотр содержимого документа
«"Активные методы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания"»



Мастер-класс. Активные методы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС


Цель: познакомить участников мастер-класса с применением некоторых методов и приёмов активного обучения на уроках истории и обществознания.

Задачи:

  • Познакомить участников с АМО.

  • Углубить знания о АМО, алгоритме применения АМО.

  • Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

 Новизна заключается в подборке и применении наиболее эффективных используемых в собственной практике методов и приёмов, применяемых на уроках истории и обществознания.

Актуальность выбранной темы обусловлена, тем, что современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают активную деятельность учащихся. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу и самостоятельно решать ее.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Бурмистрова Людмила Викторовна. Я учитель истории и обществознания.

Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы  я предлагаю начать наш мастер-класс  с упражнения «Пожелания здоровья!»

  • Всем, кто пришёл меня поддержать- здравствуйте ! (помахали мне рукой)

  • Всем, у кого прекрасное настроение- здравствуйте ! (помахали..)

  • Всем, кто не боится трудностей- здравствуйте ! (помахали)

Сегодня я хотела бы поделиться с вами своими наработками по теме «Активные методы и приёмы, используемые на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Работая много лет в школе, я сталкиваюсь с такими проблемами как:

  • низкая учебная мотивация

  • неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;

  • отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.

Решение проблемы активизации учебной деятельности лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Участвуя в методических семинарах, изучая опыт коллег, собственный опыт, методическую литературу, я поняла, какие методы и приёмы помогают построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Какие же методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС? Прежде всего это активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока.

Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.

Выбор метода зависит от многих условий:

1. цели обучения;

2. уровня подготовленности учащихся;

3. возраста учащихся;

4. времени, отведенного на изучение материала;

5. оснащенности школы;

6. теоретической и практической подготовленности

Отличительные особенности активного обучения:

  • Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

  • Желание ученика выразить в полной мере свое индивидуальное «Я», работая в команде.

  • Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Результативность:

  • Формирование положительной учебной – познавательной мотивации (уровень высокой мотивации к обучению учащихся повысился, уровень низкой мотивации уменьшился)

  • Стимулирование самостоятельной деятельности (наблюдения за самостоятельной работой детей на уроке, а также опросы родителей показали, что только 6 % школьников реально проявляют элементы самостоятельности при выполнении домашней и самостоятельной работы на уроке

  • Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления (наблюдается повышение у обучающихся устойчивости внимания и логики мышления);

  • Развитие творческих способностей и нестандартности мышления (увеличилось % участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах);

  • Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ученика (обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью);

  • Развитие универсальных навыков (учатся взаимодействовать в социуме).

Практика показала высокую эффективность внедрения активных методов обучения в учебно-воспитательный процесс, т.к. эти методы стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, способствуют:

- формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

- получению хороших предметных знаний;

- повышению активности и самостоятельности учащихся;

- овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач;

- осознанию учеником ценностей совместного труда.

Использование активных методов и приёмов на уроках

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

На своих уроках чаще всего я использую методы технологий развития критического мышления, групповые технологии, проблемного обучения.

Наиболее широко применяемыми методами проблемного обучения являются  проблемное изложение, метод проектов, эвристическая беседа и исследовательский метод.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие приемы обучения по ФГОС. Сюда же относится проблемное изложение, которое предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). Исследовательский метод перекликается с проблемным изложением, но в отличие от второго учитель формулирует проблему, а задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы. Эвристический метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме ко нкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований. Увлечь ребят можно используя специальный приём, условно называемый «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы притчи, сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Приём «яркого пятна» можно использовать на разных этапах урока.

Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сделать каждый урок непохожим на предыдущий. Смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников.

Некоторые приёмы ТРКМ можно использовать самостоятельно, вне методов. Например, ф ишбоун и приём взаимообучения.

Фишбоун — прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние "кости" — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.

Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.

Приём кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Приём ПОПС –формула. Приёмом формирования навыков работы с источниками является приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить

П - позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение («Потому, что…»)
П – пример («Я могу доказать это на примере…»)
С – следствие или суждение (« Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Приём «Крестики –нолики». В тетради ученики чертят табличку с несколькими графами. Учитель диктует суждения или утверждения. Если утверждения верные, ученик должен поставить крестик, если неверное, то нолик. Затем можно выполнить взаимопроверку.

Приём «Светофорики». Я раздаю ученикам зелёные и красные фишки, диктую утверждения. При правильном утверждении ученики «светофорят» зелёной фишкой, при неправильном – красной.

Приём «Экспресс-портрет». Каждая группа получает карточку с названием страны (именем правителя). В течение двух минут описывают страну (правителя) и представляют её группам.

Приём «Мяч» - перекидываем мяч к любому ученику и называем событие или дату (ученик отвечает); можно перекинуть мяч и назвать дату, которую не изучали, т.о. осуществить переход к изучению новой темы

Приём «Веер». На листочках написаны события, даты, имя правителя. Ученик выдёргивает любой листок и рассказывает о событии или правителе

Приём синквейн. Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя.

Приём «СМС –сообщение». Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Практическая часть

Приём распределения по группам

-Коллеги, я предлагаю вам выбрать любое сердечко (в зависимости от выбора происходит формирование групп)

Формулирование темы урока (каждая группа получает загадку и даёт ответ). Приём «Яркое пятно».

Этим словом называются

Все, кто вместе обучаются.

Товарищи, друзья, проказники,

Конечно, это… (одноклассники)


На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный… (друг)


Ребята! Сельские и городские

Добрые, шумные, озорные.

Многие из вас ровесники.

Можно назвать всех (сверстники)

Актуализация знаний. Проблема урока: Почему люди, взрослые и дети, ценят дружбу?

Первичное усвоение новых знаний. Приём кластер

1 группа: составить образ сверстников

2 группа: составить образ одноклассников.

3 группа: составить образ друга

- Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Как вы думаете, у вас дружный класс или нет?

Приём ПОПС – формула:

(работа в группах: одна обсуждает вопрос «Мы считаем, что у нас дружный класс…», другая – «Мы считаем, что у нас не дружный класс…»

П - позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение («Потому, что…»)
П – пример («Я могу доказать это на примере…»)
С – следствие или суждение (« Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Физминутка: Приём «Четыре стихии»

Воздух. Нужно дышать глубже, чем обычно. Представьте, что ваше тело это большая губка, жадно впитывающая кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи.

Земля. Устанавливаем контакт с землёй. Сильно давим на пол, стоя на одном

 месте. Можно пару раз подпрыгнуть вверх. Благодаря этомуощущению можно почувствовать стабильность и уверенность.

Огонь. Активно двигаем всеми частями тела, изображая пламя.

Вода. Представьте, что вы находитесь в бассейне. Попробуйте поплавать.

Подведём итоги: Проблема: Почему люди, взрослые и дети, ценят дружбу?

Д\З творческое: Составить синквейн со словами: 1 группа - одноклассники, 2 группа -друзья, 3 группа – сверстники.

Рефлексия: Урок  я обычно заканчиваю  различными приемами: «Лестница   успеха», «Аплодисменты», «Дартс» и др.

А с Вами используем приём «СМС-сообщение».

Придумайте пожелание своим одноклассникам и передайте группе, любой. А сердечки подарите тем, кого вы считаете своим другом, подруге или тому, кого вы уважаете, цените.

Завершая свой мастер-класс, хочу  сказать: не бойтесь применять инновационные методы!

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! 

Спасибо, коллеги, вам за работу! До новых встреч!


Литература

1.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе - М.: Просвещение, 1999г

2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

3.Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007

4.Минич О.А. Хаткевич О.А. «Педагогические игры» М.2005

5.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

6.«Я иду на урок истории». Книга для учителя. М., 2005 г.

7.Материалы сети интернет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!