СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация словаря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дано понятие "активизация словаря", указаны цели словарной работы.  Автор назвал и описал формы активизации словаря и 

Просмотр содержимого документа
«Активизация словаря.»

Активизация словаря.



Слово может быть усвоено активно и пассивно: активное усвоение предполагает употребление слова учеников в нужных ситуациях, пассивное-лишь понимание этого слова, без его употребления.

Активизация — словаря-это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц. Цель словарной работы состоит в том, чтобы активизировать как можно больше слов, научить детей использовать их правильно, научить выбирать нужное слово, научить сочетаемости слов.

Известны следующие формы активации словаря:

  1. Составление словосочетания с нужным словом. Например, встречается слово хлопьями (Снег повалил хлопьями). Учитель спрашивает: «Какими хлопьями?» (Большими, белыми). «О чём можно сказать: хлопья? Хлопья чего?» (Хлопья снега) «Как же говорят, когда снег, когда идёт крупный, тихий снег?» (Говорят: снег повалил хлопьями). Здесь учащиеся употребили два словосочетания со словом хлопья: прилагательное+существительное, существительное+существительное.

  2. Составление предложений с заданными словами. Учащимся предлагаются задания: составить предложение со словом коллектив, со словосочетанием просто завыл (ветер), со словом улыбнулся, затем со словом усмехнулся, ухмыльнулся (синонимическая группа).

  3. Близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики оригинала. Пересказ должен быть самостоятельным. Также пересказ помогает активизировать и обогащать лексику. Следовательно, в нём должны использоваться слова и сочетания, употреблённые автором.

Первая задача решается применением следующих форм пересказа: выборочный, сжатый, творческий.

Что же касается второй задачи, то учитель, готовясь к уроку, отмечает те слова и обороты речи, воспроизведения которых он будет требовать от детей. Например, при чтении рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» учитель наметил активизировать следующие слова:

-действия обезьяны-вертелась, корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала(людей), расходилась, сорвала (шляпу)стала рвать её, дразнила(мальчика)подманила его, показала зубы, радовалась.

-действия мальчика-не знал смеяться или плакать, погрозил, крикнул, скинул (куртку), бросился (за обезьянкой), взобрался, бросил мачту и ступил на перекладину, покачивая руками, глянул вниз и зашатался, размахнулся и прыгнул, вынырнул, стал дышать.

Слова на доске не были записаны-дети воспроизводили их по памяти.

Беседа учителя нацелена на то, чтобы дети, отвечая на вопросы, назвали бы действия обезьяны в начале рассказа, затем её действия после того, как она схватила шляпу, действия мальчика, погнавшегося за обезьяной, и его действия после появления отца.

  1. Рассказы по наблюдению с использованием «опорных» слов. Дети пишут письменные сочинения по опорным словам. В процессе подготовки к каждому сочинению, изложению активизации словаря принадлежит одно из важнейших мест.

Таким образом, цель словарной работы в том, чтобы слово было школьником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и усвоено, т.е вошло бы в его словарь.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!