СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом

Просмотр содержимого документа
«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ХИМИИ»


ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ХИМИИ

Гилева Светлана Николаевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №19»

г. Новокузнецк


Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

Согласно данным, полученным разными специалистами Института возрастной физиологии за время обучения в образовательных учреждениях наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию. Ко времени окончания школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств.

Результаты планового медицинского осмотра учащихся МАОУ «ООШ № 19», беседы с родителями показали, что 100% обучающихся имеют проблемы со здоровьем: плохое зрение – 15%; сколиоз – 25%; плоскостопие – 5%; заболевания щитовидной железы –3%; излишний вес – 2%, нервно-психические расстройства – 8 %. Следовательно, вопросы сохранения здоровья и формирования мотивация на здоровый образ жизни для учащихся, родителей и педагога имеют важное значение.

Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сделать через создание здоровьесберегающей среды в школе, на каждом уроке.

Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной перегрузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно–психическим напряжением учащихся. Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.

От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Урок можно считать здоровьесберегающим, если при его проведении соблюдались следующие принципы:

  • в кабинете должны поддерживаться оптимальные  гигиенические условия: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных раздражителей;

  • однообразность урока вызывает утомление, поэтому рекомендуется 4–7 видов деятельности за урок по 7–10 минут. Но частые смены деятельности также утомляют детей;

  • необходимо использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3 за урок);

  • должны применяться методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);

  • обязательная составная часть урока – физкультминутки; Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление

  • учитель должен выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем непосредственно в ходе  урока;

  • формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности, интереса к изучаемому материалу позитивно влияет на их эмоциональный фон;

  • благоприятный психологический климат на уроке; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уроке конфликты из–за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;

  • за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;

  • при использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, СанПиНа.


. Химия - один из самых трудных предметов в основной школе, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Учащимся необходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабиться.. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. При планировании урока нужно не допускать однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память, часто использовать эксперимент, при его недоступности – виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.

Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры», можно рассмотреть не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен, уместно рассказать о холестерине.
При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесывать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» – говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни взглянешь – продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на организм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. В 8 классе при изучении темы «Соли» уместно рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита. «Вино губит душу людей и их потомство» – эти слова Л.Н. Толстого служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия», где демонстрирую влияние спирта на животный белок (мясо), проводятся аналогия с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся сами проводят лабораторный опыт. Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.

При изучении альдегидов рассматривается вопрос образования формальдегидных смол в пепле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Источником формальдегида могут стать мебель, фанера, ДСП и др.

Особое место в образовательном процессе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предмета, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения и сохранения их психического и физического здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


Литература

  1. Артюнина И. П. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2013/12/19/.

  2. Грачёва А.П. Инновационная деятельность преподавателя. Психологические науки. М.: «Спутник» 2004 № 6(10), стр. 15-23

  3. Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. – М.: МГПУ, 2005. №2 (5). – С.21-25.

  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: Аркти, 2005. – 170 с.

  5. Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.shkolnymir.info/.

  6. 12.Сухарев А.Г, Цыренова Н.М. Концептуальная модель здоровьесберегающей образовательной технологии в современной школе М.: Современная гуманитарная академия, - 2007, стр. 10-45






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!