СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии посредством использования активных форм, средств и методов обучения»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди.

М.Волошин

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Тема, над которой я работала „Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии посредством использования активных форм, средств и методов обучения".

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии посредством использования активных форм, средств и методов обучения»»

















Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии посредством использования активных форм, средств и методов обучения



Выступление на районном секционном заседании учителей химии



















Жизнь – бесконечное познанье,
возьми свой посох и иди.

М.Волошин

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Тема, над которой я работала „Активизация познавательного интереса учащихся на уроках химии посредством использования активных форм, средств и методов обучения".

Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Целью моей работы является анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также их практическое применение.

Для реализации данной цели в предмете химии можно выделить следующие задачи работы:

    1. Формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию.

    2. Повысить мотивацию к учению через изучаемый предмет.

    3. Создать систему творческих заданий по химии для организации совместной творческой деятельности с использованием активных форм, средств и методов обучения в химии.

    4. Развивать умения наблюдать и объяснять явления и закономерности, проявляющиеся в природе, лаборатории, в повседневной жизни.

    5. Формировать у учащихся основные понятия и законы химии, фактов, научного языка, раскрывать доступные обобщения мировоззренческого характера, т.е. овладевать основами знаний химической науки.



Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности авторы выделяются следующие компоненты:

  • готовность выполнять учебные задания;

  • стремление к самостоятельной деятельности;

  • сознательность выполнения заданий;

  • систематичность обучения;

  • стремление повысить свой личный уровень и др.


Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;

  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

  • рецензировать ответы товарищей;

  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;

  • заниматься обучением отстающих;

  • объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

  • самостоятельно выбирать посильное задание;

  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности выделяют:

  • творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

  • состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

  • игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход - это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать преподавателя не возможно.

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

В педагогической практике традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты.

Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать" открытие, толчок которому дает опыт.

Провожу с учениками уроки – исследования, где предметом ученического исследования является „переоткрытие" уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.

Ученики во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками, как ответ на проблемный вопрос учителя.

Для соотношения новой информации с системой прежних знаний провожу на уроках работу с обобщающими таблицами.

В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять. Например, в 9 классе задачи по теме „ЭД" учащиеся решают по алгоритму. Считаю, что даже в слабых классах виден неплохой результат, особое внимание уделяю решению качественных задач, где ребята учатся мыслить и применять знания на практике.

Одним из путей развития познавательного интереса я вижу использование на обобщающем уроке различных видов знаний типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развития интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.

Для того, чтобы у ученика была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении, использую работу с опорными конспектами.

Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах. Например, конспект по теме „Скорость химических реакций" можно использовать в 9 и 11 классах.

Для того, чтобы проверить и скорректировать знания учащихся по какой-либо теме, работаем с карточками-тестами. Они позволяют учителю увидеть степень обученности учащихся, их уровневую подготовку.

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся – общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде - учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников.

Надо отметить, что я взяла себе за правило не начинать опрос учащихся без предварительного 2-х минутного повторения. Это позволяет учащимся настроиться на урок и задать учителю вопросы.

Работая в старших классах, не обхожу вниманием лекционно-семинарскую зачетную систему.

В своих лекциях использую элементы занимательности - одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной, эмоциональной разрядкой на уроке и способствует мобилизации внимания и волевых усилий учащихся. Это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождаю необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомлю учащихся с противоречиями в науке, жизнью и деятельностью ученых-химиков.

Т.к. целью моей работы явилось практическое применение различных методов активизации познавательной деятельности, то в 8 классах был проведен эксперимент по выявлению оптимального варианта проведения урока по теме «Чистые вещества и смеси». В 8Б классе урок проведен по традиционной методике, а в 8В – с применением различных методов активизации познавательной деятельности, таких как:

  • тестовые задания;

  • поисковые лабораторные работы;

  • решение производственных ситуационных задач;

  • использование мультимедийной презентации.

При наблюдении за учащимися был сделан вывод, что большой интерес у них вызывают применение информационно-коммуникационных технологий, проведение учащимися химического эксперимента, работа в группах.

В качестве примера проанализирую урок химии в 8В классе, проведенный с использованием различных методов активизации познавательной деятельности.

Тема урока: «Чистые вещества и смеси».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Метод обучения: проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная, групповая.

Задачи урока:

  • образовательная: создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме;

  • развивающая: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не памятью, а мыслью;

  • воспитательная: создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Средства обучения:

    1. Химия 8 – учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Н. Нурахметова – Алматы, Мектеп, 2008 г.

    2. Презентация в MS Power Point.

    3. Демонстрационный эксперимент:

      • Разделение смеси фильтрованием;

      • Разделение смеси выпариванием;

      • Дистилляция воды

    4. Карточки с заданием для групповой работы.

Оборудование и вещества:

      • компьютер, проектор;

      • раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка (выпарительная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка;

      • лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Ход урока:

I. Организационный момент

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы

Для актуализации знаний учащихся были заданы вопросы:

      • Что называют веществом? (Вещество – это то, из чего состоят физические тела)

      • Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда…А что подразумевает собой понятие чистое вещество? Чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

  1. Объяснение нового материала

    • Смеси и их классификация.

Ученикам было предложено рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде.

В природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Рассказывается о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.


Далее рассматривается классификация смесей, с помощью слайда.


смеси



Однородные

Неоднородные

Растворы сахара в воде, NaCl, воздух

Смесь Fe +S, NaCl и сахара, глина с водой)


Мы обращаем внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь .

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь ( даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.

  • Чистое вещество.

Далее демонстрируется слайд, который поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах). Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема, которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды tкип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с tкип дистиллированной воды».(слайд)

Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на температуру кипения. С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).



Демонстрируется слайд

Ребята записывают в тетрадях выводы.

Нами было дополнено, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.


      • Основные способы разделения смеси.

      • Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования,

выпаривания, отстаивания, дистилляции воды (рисунок аппарата) на слайдах:


  1. Закрепление материала.

  • Групповая работа. Каждая группа получила задание « Как разделить смесь …?» Нужно было описать свои действия. Через 5 минут каждая группа озвучила свой ответ.

1 группа: «Разделение смеси железо с серой».

2 группа: «Разделение смеси речного песка с водой».

3 группа: «Разделение смеси сульфата меди (II) с водой».

Ваша задача, определить, каким способом можно разделить выданную вам смесь.

1 группа: Нам была предложена неоднородная смесь железа и серы. Эту смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо - твёрдые вещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду сера всплывёт на поверхность, а железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита, т.к. железо притягивается магнитом, а сера нет.

2 группа: Нам была предложена смесь песка с водой. Это неоднородная смесь. Мы разделили её фильтрованием.

3 группа: Нам был предложен раствор соли в воде. Это однородная смесь. Мы разделили её выпариванием.

  • На втором этапе ребятам было предложено ответить на вопросы теста, который был представлен на слайдах.


  1. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Чистые вещества и смеси». Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу. И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, мы просим вас ответить на несколько вопросов.

      • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

      • Что запомнилось?

      • Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Далее ребятам было предложено самостоятельно определить свою оценку по проделанной ими работе.

На последующих занятиях было проведено тестирование по данной теме, что позволило получить следующие результаты:

  1. в 8В классе количество школьников, написавших на оценку «5» составило 10 человек, что составляет 70% учеников этого класса, на оценку «4» - 5 человек, что составило остальные 30% учащихся;

  2. в 8Б классе количество школьников, написавших на оценку «5» составило 7 человек (55%), на оценку «4» - 4 человек (30%), на оценку «3» - 2 ученика (15%).

В результате сравнительных исследований нами было установлено, что в 8В классе наблюдается:

    • экономия учебного времени;

    • повышение качества знаний обучаемых;

    • закрепление и развитие общеучебных умений и навыков самостоятельной работы;

    • формирование и развитие интереса к предмету;

    • повышение активности познавательной деятельности учащихся.


Одним из таких активных методов в химии является эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!