СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11 классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11  классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».  «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11  классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».  «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11  классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка». 

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11 классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».»

       Проект    «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11 классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».    Учитель математики филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в с.Новокленское Умрихина Зинаида Даниловна  

Проект  «Активизация познавательной деятельности учащихся 7 - 11 классов на уроках математики для раскрытия творческого потенциала личности ребенка».  

Учитель математики филиала МБОУ «Первомайская СОШ» в с.Новокленское Умрихина Зинаида Даниловна

 

  Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследова­тельской работе.  А. Н. Колмогоров  

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследова­тельской работе.

А. Н. Колмогоров

 

Цель проекта:  создание условий для развития и воспитания личности школьника в условиях формирующейся образовательной среды через активную познавательную деятельность и интерактивные методы обучения на  уроках.  

Цель проекта:

создание условий для развития и воспитания личности школьника в условиях формирующейся образовательной среды через активную познавательную деятельность и интерактивные методы обучения на уроках.

 

   Задачи: Создание условий для развития активной познавательной деятельности, раскрытия их индивидуальности, приобретения опыта познания и самопознания и устойчивого интереса к предмету математика Формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых.  Воспитание у учащихся ответственности за окружающий мир, общество, в котором предстоит жить подрастающему поколению и реализовывать свои возможности.   Создание ситуации успеха для формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы обучения.

  Задачи:

  • Создание условий для развития активной познавательной деятельности, раскрытия их индивидуальности, приобретения опыта познания и самопознания и устойчивого интереса к предмету математика
  • Формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающего себя ученика, направленных на применение имеющихся знаний и приобретение новых.

  • Воспитание у учащихся ответственности за окружающий мир, общество, в котором предстоит жить подрастающему поколению и реализовывать свои возможности.

 

  • Создание ситуации успеха для формирования адекватной самооценки, развития навыков общения через интерактивные методы обучения.
Сроки реализации проекта:  Подготовительный (2015 – 2016 учебный год )  Основной – реализация проекта ( 2015 – 2016; 2016 – 2017 учебный год)  Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы (2017– 2018 учебный год)    

Сроки реализации проекта:

  • Подготовительный (2015 – 2016 учебный год )
  • Основной – реализация проекта ( 2015 – 2016; 2016 – 2017 учебный год)
  • Заключительный. Подведение итогов реализации проекта. Обобщение и распространение опыта работы (2017– 2018 учебный год)

 

 

Участники проекта: Учащиеся среднего и старшего звена  (7 – 11 классы) филиала МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района , Тамбовской области.

Участники проекта:

  • Учащиеся среднего и старшего звена
  • (7 – 11 классы) филиала МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района , Тамбовской области.
 Основные направления деятельности :    - развитие способностей школьников на уроках математики, раскрытие и поддержание их индивидуальности; - личностная ориентация в обучении; - усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности в обучении математики, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика; - формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные на уроках математики, знания, умения,  и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; - психолого-педагогическая деятельность .

Основные направления деятельности :

 

  • - развитие способностей школьников на уроках математики, раскрытие и поддержание их индивидуальности;
  • - личностная ориентация в обучении;
  • - усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности в обучении математики, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • - формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные на уроках математики, знания, умения, и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • - психолого-педагогическая деятельность .
   Актуальность проекта Активная познавательная деятельность – это проявление способностей индивида. В познавательной деятельности выражаются способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания. Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников ? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.

  Актуальность проекта

  • Активная познавательная деятельность – это проявление способностей индивида. В познавательной деятельности выражаются способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания.
  • Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников ? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
  • Известно, что кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили.
Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.  Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает ребенка еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся активной деятельности.  

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу - труд души, которая поднимает ребенка еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.

Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся активной деятельности.

 

Ожидаемые результаты:       Учащиеся 7-11 классов обладают навыками поисково-исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе. Созданы условий для активной познавательной деятельности, раскрыта их индивидуальность, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок. У учащихся воспитана ответственность за окружающий мир, общество, в котором им предстоит жить и реализовывать свои возможности. Дети умеют правильно оценить свои знания, культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями.

Ожидаемые результаты:  

  •   Учащиеся 7-11 классов обладают навыками поисково-исследовательской деятельности, умеют находить необходимую информацию и применять свои знания в дальнейшей работе.
  • Созданы условий для активной познавательной деятельности, раскрыта их индивидуальность, приобретен опыт познания и самопознания. Учащиеся смело проявляют творческие способности. Интерес к предмету высок.
  • У учащихся воспитана ответственность за окружающий мир, общество, в котором им предстоит жить и реализовывать свои возможности.
  • Дети умеют правильно оценить свои знания, культурно общаться, полноценно реализовать имеющиеся у них возможности в соответствии с их желаниями и потребностями.
Психолого-педагогический портрет выпускника основной школы: Личность со сформированной научной картиной мира, способная решать проблемы, использовать различные источники информации, ответственная за свое поведение в природе, в обществе, ведущая здоровый образ жизни, обладающая знаниями и умениями, проявляющимися в различных видах эффективной деятельности, с потребностью к самореализации, соответствующая требованиям современного общества.

Психолого-педагогический портрет выпускника основной школы:

Личность со сформированной научной картиной мира, способная решать проблемы, использовать различные источники информации, ответственная за свое поведение в природе, в обществе, ведущая здоровый образ жизни, обладающая знаниями и умениями, проявляющимися в различных видах эффективной деятельности, с потребностью к самореализации, соответствующая требованиям современного общества.

Задача формирования активной познавательной деятельности учащихся 7 – 11 классов на различных этапах функционирования системы образования является своевременной, так как в этом возрасте у ребенка падает уровень мотивации к познанию окружающего мира. Дети больше уделяют времени тому материалу, который им интересен. Им хочется много знать, чтобы быть похожими на свой идеал, кумира, часто даже подражают кому-либо, что характерно для их возраста, но познавательная деятельность в этом возрасте носит избирательный характер

Задача формирования активной познавательной деятельности учащихся 7 – 11 классов на различных этапах функционирования системы образования является своевременной, так как в этом возрасте у ребенка падает уровень мотивации к познанию окружающего мира. Дети больше уделяют времени тому материалу, который им интересен. Им хочется много знать, чтобы быть похожими на свой идеал, кумира, часто даже подражают кому-либо, что характерно для их возраста, но познавательная деятельность в этом возрасте носит избирательный характер

  • . Чтобы повысить интерес, развить его, необходимо ребенка превратить из пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника познавательного процесса и творческого деятеля.
  • С психологической стороны дети данного возраста внушаемы, легко меняют свое настроение, быстрее взрослых переориентируются в желаниях и поступках.
  • В это время еще не сформирована профессиональная направленность, поэтому важно именно в этом возрасте формирование навыков овладения научными знаниями, умениями анализировать и сопоставлять, чтобы в дальнейшем применять в действии.
  • Ученики данных классов обнаруживают высокую впечатлительность и восприимчивость, стремятся схватывать что-то необычное. Им присуще стремление к поиску, положительной мотивации, сотворчества, как ведущего вида воспитательных взаимодействий и соотношений, приоритета целостности восприятия, оценки другого человека и самого себя.
  • Способность к творчеству присуща каждому ребенку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Содержание проекта

Математическое образование отличается наличием разных уровней образования, что позволяет развивать индивидуальные способности школьника, формировать творчески активную личность. Чтобы этого достигнуть, необходимо педагогу владеть разнообразными методами обучения: логическими, проблемными, игровыми, дифференцированием и т. д., а кроме того, использовать новые педагогические технологии. Высокий уровень знаний должен нести функциональную направленность. Эта задача сформулирована в Концепции модернизации российского образования и Стандартах второго поколения.

  • Реализация технологического подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, к потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.
  • В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.
  • В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает развивающее, проблемное обучение, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.
         В процессе своей работы по развитию творческих способностей детей считаю главным :    Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию. Решая их, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал. . Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает учебную информацию не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов. Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребе нка.  

  В процессе своей работы по развитию творческих способностей детей считаю главным :

  • Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию. Решая их, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
  • . Творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает учебную информацию не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
  • Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в творчестве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребе нка.

 

В своей работе я пользуюсь следующими принципами :  

  • 1. Принцип гуманизации воспитания. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важным является то, чтобы на уроках математики звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.
  • 2. Принцип толерантности. Ответ или выполненная работа учащихся никогда не должны подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если учащийся затруднялся творить, ему предлагалось другое задание, то, что было ему посильно.
  • 3. Принцип осознанности . Знакомство с различными материалами. Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к органическому миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. Умение фантазировать и созидать - это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ученик уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.
  • 4. Принцип самостоятельности. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры - это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
  • 5. Принцип личностного подхода. Для стимулирования активной творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны, оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.
Например,  на интерактивной доске высвечиваются следующие задания для устного счета. Учащиеся выходят по одному к доске для их выполнения.   Производная какой функции равна: Задайте формулой функцию h, если f(x)=3-2x, g(x)=x 2 ,p(x)=sinx 1. 2x+4 2. 6x+1 3. 16x 3 -4 4. 8x-2 5. 9x 2 - 1\2   a) h (x)=g(f(x)) b) h (x)=g(p(x)) c) h (x)=p(f(x))  
  • Например, на интерактивной доске высвечиваются следующие задания для устного счета. Учащиеся выходят по одному к доске для их выполнения.
  •  
  • Производная какой функции равна:
  • Задайте формулой функцию h, если f(x)=3-2x, g(x)=x 2 ,p(x)=sinx
  • 1. 2x+4
  • 2. 6x+1
  • 3. 16x 3 -4
  • 4. 8x-2
  • 5. 9x 2 - 1\2
  •  
  • a) h (x)=g(f(x))
  • b) h (x)=g(p(x))
  • c) h (x)=p(f(x))
  •  
Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, творчеству. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее. В большинстве случаев учебный материал содержит в себе совокупность объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Само по себе такое содержание для учащихся нейтрально. В связи с этим считаю своей задачей при подготовке и проведении уроков перевести содержание материала с уровня знаний на уровень личностных смыслов. Например, во время уроков на этапе актуализации знаний ставлю цель учащимся выяснить, насколько данные знания нужны им, где в повседневной жизни встречаемся, применяем и используем. При этом стараюсь сделать так, чтобы учащиеся сами решили и оценили важность получаемой информации.

Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к активному познанию, творчеству. И каждый раз вместе с детьми нужно радоваться их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.

В большинстве случаев учебный материал содержит в себе совокупность объективных научных сведений – фактов, понятий, теорий. Само по себе такое содержание для учащихся нейтрально. В связи с этим считаю своей задачей при подготовке и проведении уроков перевести содержание материала с уровня знаний на уровень личностных смыслов. Например, во время уроков на этапе актуализации знаний ставлю цель учащимся выяснить, насколько данные знания нужны им, где в повседневной жизни встречаемся, применяем и используем. При этом стараюсь сделать так, чтобы учащиеся сами решили и оценили важность получаемой информации.

Например, на интерактивной доске высвечиваются следующие задания для устного счета. Учащиеся выходят по одному к доске для их выполнения.   Производная какой функции равна: Задайте формулой функцию h, если f(x)=3-2x, g(x)=x 2 ,p(x)=sinx 1. 2x+4 2. 6x+1 3. 16x 3 -4 4. 8x-2 5. 9x 2 - 1\2   a) h (x)=g(f(x)) b) h (x)=g(p(x)) c) h (x)=p(f(x))     1

Например, на интерактивной доске высвечиваются следующие задания для устного счета.

Учащиеся выходят по одному к доске для их выполнения.

 

Производная какой функции равна:

Задайте формулой функцию h, если f(x)=3-2x, g(x)=x 2 ,p(x)=sinx

1. 2x+4

2. 6x+1

3. 16x 3 -4

4. 8x-2

5. 9x 2 - 1\2

 

  • a) h (x)=g(f(x))
  • b) h (x)=g(p(x))
  • c) h (x)=p(f(x))

 

 

1

Проведем контроль усвоенного материала. Для этого на листе бумаги, лежащем на краю стола, необходимо решить примеры, которые высветятся на интерактивной доске (два варианта). При этом, решив примеры варианта, нужно указать на листе его номер, номер примера, и, найдя в таблице (интерактивная доска) классификатор правильного ответа (1-4), указать его код. Таким образом, в итоге на листе в качестве ответов должен быть отображен номер варианта и столбец из ответов – а) 2 б) 4 и т.д. На выполнение задание дается 5 минут»   1

Проведем контроль усвоенного материала. Для этого на листе бумаги, лежащем на краю стола, необходимо решить примеры, которые высветятся на интерактивной доске (два варианта). При этом, решив примеры варианта, нужно указать на листе его номер, номер примера, и, найдя в таблице (интерактивная доска) классификатор правильного ответа (1-4), указать его код. Таким образом, в итоге на листе в качестве ответов должен быть отображен номер варианта и столбец из ответов – а) 2 б) 4 и т.д. На выполнение задание дается 5 минут»

 

1

 Более того, необходимо, чтобы школьник не только высказывал свое толкование той или иной идеи, но и продуцировал свои собственные мысли. Именно так происходит становление личности и системы ее ценностей. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся.
  • Более того, необходимо, чтобы школьник не только высказывал свое толкование той или иной идеи, но и продуцировал свои собственные мысли.
  • Именно так происходит становление личности и системы ее ценностей. Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, совместного творчества учителя и учащихся.
Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
  • Большое значение в активной познавательной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
В процессе развития активной познавательной деятельности желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь взрослеющего человека интереснее и насыщеннее. Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.
  • В процессе развития активной познавательной деятельности желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
  • Однако творчество - это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции только сопровождают его, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь - то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
  • Детское творчество - это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь взрослеющего человека интереснее и насыщеннее.
  • Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить новые подходы - все это в совокупности и составляют творческие способности.
Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.  Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.

Для того, чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
  • Для того, чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.
Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
  • Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.
Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности

В связи с этим, я стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения , которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

В связи с этим, я стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения , которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Раскрою некоторые варианты взаимосвязи видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых мною на уроках математики:

Раскрою некоторые варианты взаимосвязи видов познавательной деятельности учащихся и активных форм занятий, организуемых мною на уроках математики:

Для репродуктивной деятельности: наблюдение, описание, пересказ; а форма занятий – это лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности, лабораторные и практические занятия по подробной инструкции, экскурсия на определенный объект.  
  • Для репродуктивной деятельности:
  • наблюдение, описание, пересказ; а форма занятий – это лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности, лабораторные и практические занятия по подробной инструкции, экскурсия на определенный объект.

 

Для эвристической деятельности:  анализ содержания дополнительного источника информации, составление плана сообщения или реферата, пересказ дополнительной информации с комментариями, сравнение фактов с последующим формулированием выводов; а форма занятий – это диспут, семинар, дискуссия, экскурсия, защита рефератов, устный журнал, аукцион, конференция, пресс-конференция.
  • Для эвристической деятельности:

анализ содержания дополнительного источника информации, составление плана сообщения или реферата, пересказ дополнительной информации с комментариями, сравнение фактов с последующим формулированием выводов; а форма занятий – это диспут, семинар, дискуссия, экскурсия, защита рефератов, устный журнал, аукцион, конференция, пресс-конференция.

Для ученического экспериментального исследования: вычленение задач и построение гипотезы исследования, планирование и проведение исследования, сбор данных, их анализ, формулирование выводов, презентация результатов; а форма занятий – практикум, исследование, защита исследовательских проектов.
  • Для ученического экспериментального исследования:
  • вычленение задач и построение гипотезы исследования, планирование и проведение исследования, сбор данных, их анализ, формулирование выводов, презентация результатов; а форма занятий – практикум, исследование, защита исследовательских проектов.
       Для творческой деятельности: определение результата и формы его представления, совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры, оформление сценария, видеофильма, постановки, праздника, сочинения, репортажа, презентация результатов; а форма деятельности – это турнир, сказка, сочинение, экспедиция, защита проектов, соревнование, ролевая игра, творческий отчет, театрализованный праздник.
  •     
  •  
  • Для творческой деятельности:
  • определение результата и формы его представления, совместная деятельность участников без определения ее четкой структуры, оформление сценария, видеофильма, постановки, праздника, сочинения, репортажа, презентация результатов; а форма деятельности – это турнир, сказка, сочинение, экспедиция, защита проектов, соревнование, ролевая игра, творческий отчет, театрализованный праздник.
В связи с этим, я стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения , которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

В связи с этим, я стараюсь в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач, шире применять проблемные методы обучения , которые стимулируют установку на самостоятельное (или с помощью педагога) открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Модель исследовательской деятельности учащихся:   постановка проблемы   прояснение неясных вопросов   формирование Гипотезы исследования   планирование учебных действий   сбор данных   анализ и синтез данных   подготовка сообщений   выступление с сообщениями   ответы на вопросы, корректировка   обобщение, выводы   самооценка 1

Модель исследовательской деятельности учащихся:

  •   постановка проблемы
  •   прояснение неясных вопросов
  •   формирование Гипотезы исследования
  •   планирование учебных действий
  •   сбор данных
  •   анализ и синтез данных
  •   подготовка сообщений
  •   выступление с сообщениями
  •   ответы на вопросы, корректировка
  •   обобщение, выводы
  •   самооценка

1

Педагогическая деятельность учителя: 1 этап Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).   Осмысление способов, приемов, средств мотивации;   Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;   Организация процесса рефлексии.   Осмысление способов, приемов, средств мотивации;   Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;   Организация процесса рефлексии. Анализ процесса учителем. 2 этап –  урок-проект . Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Педагогическая деятельность учителя:

  • 1 этап
  • Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).
  •   Осмысление способов, приемов, средств мотивации;   Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;   Организация процесса рефлексии.
  •   Осмысление способов, приемов, средств мотивации;
  •   Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;
  •   Организация процесса рефлексии.
  • Анализ процесса учителем.
  • 2 этап –  урок-проект .
  • Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.
Учебный проект как технология Основная ценность проекта – общий конечный результат Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач. Мотивация:   Определение цели проекта и этапов достижения цели;   Распределение ролей и планирование работы Этапы работы: Сбор информации Обсуждение данных, систематизация Выдвижение гипотезы Изготовление моделей (макеты, сценарии) Выбор способа представления результатов Распределение ролей для защиты Защита (презентация) Коллективное обсуждение защиты, оценка

Учебный проект как технология

  • Основная ценность проекта – общий конечный результат
  • Цель: формирование и развитие умений и навыков решения практических задач.
  • Мотивация:
  •   Определение цели проекта и этапов достижения цели;
  •   Распределение ролей и планирование работы
  • Этапы работы:
  • Сбор информации
  • Обсуждение данных, систематизация
  • Выдвижение гипотезы
  • Изготовление моделей (макеты, сценарии)
  • Выбор способа представления результатов
  • Распределение ролей для защиты
  • Защита (презентация)
  • Коллективное обсуждение защиты, оценка
Типология проектов: :   Исследовательские Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.   Творческие Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)   Игровые Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.   Информационные Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.   Практико-ориентированые Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы .        

Типология проектов:

  • :
  •   Исследовательские
  • Требую хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
  •   Творческие
  • Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм)
  •   Игровые
  • Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
  •   Информационные
  • Направлен на сбор информации о каком-либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.
  •   Практико-ориентированые
  • Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы .
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Выполняй проект в следующем порядке:
  •   Выбери с помощью родителей и учителя тему;   Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
  •   Выбери с помощью родителей и учителя тему;
  •   Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
  •   Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя
  • Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ
  •   Выполни теоретическую и практическую части проекта;   Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;   Напечатай графическую часть проекта;
  •   Выполни теоретическую и практическую части проекта;
  •   Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
  •   Напечатай графическую часть проекта;
  • Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.   Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы
  •   Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы
  • Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  • Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
  •  
  •  
  • … Итак, понятие  «Проект»  снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем!
  • Школа настоящего – школа проектов!!!
  • Что же такое проект?

1

  Защити проект;   Защити проект; Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет. Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией. Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
  •   Защити проект;
  •   Защити проект;
  • Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
  • Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
  • Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
  • Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
  • Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
Проблема проекта «Почему?»  (это важно для меня лично) Цель проекта «Зачем?»  (мы делаем проект) Задачи проекта Актуальность проблемы – мотивация «Что?»  (для этого мы делаем) Целеполагание Методы и способы Постановка задач «Как?»  (мы можем это делать) Результат «Что получится?»  (как решение проблемы) Выбор способов и методов планирования Ожидаемый результат

Проблема проекта

«Почему?» (это важно для меня лично)

Цель проекта

«Зачем?» (мы делаем проект)

Задачи проекта

Актуальность проблемы – мотивация

«Что?» (для этого мы делаем)

Целеполагание

Методы и способы

Постановка задач

«Как?» (мы можем это делать)

Результат

«Что получится?» (как решение проблемы)

Выбор способов и методов планирования

Ожидаемый результат

1-й этап – погружение в проект Формулирует Осуществляет 1) Проблему проекта 1) личностное присвоение проблемы 2) Сюжетную ситуацию 2) вживание в ситуацию 3) Цель и задачи 3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач

1-й этап – погружение в проект

Формулирует

Осуществляет

1) Проблему проекта

1) личностное присвоение проблемы

2) Сюжетную ситуацию

2) вживание в ситуацию

3) Цель и задачи

3) принятие, уточнение и конкретизация цели задач

2-й этап – организация деятельности Организует деятельность – предполагает: Осуществляют: 4) Организовать группы 4) разбивку на группы 5) Распределить амплуа в группах 5) распределение ролей в группе 6) Спланировать деятельность по решению задач проекта 6) планирование работы 7) Возможные формы презентации результатов 7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предполагает:

Осуществляют:

4) Организовать группы

4) разбивку на группы

5) Распределить амплуа в группах

5) распределение ролей в группе

6) Спланировать деятельность по решению задач проекта

6) планирование работы

7) Возможные формы презентации результатов

7) выбор формы и способа презентации предполагаемый результатов

3-й этап – осуществление деятельности Не участвувствует, но: Работают активно и самостоятельно: 8) Консультирует учащихся по необходимости 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9) Ненавязчиво контролирует 9) консультируются по необходимости 10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 10) «добывают» недостающие знания 11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 11) подготавливают презентацию результатов

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвувствует, но:

Работают активно и самостоятельно:

8) Консультирует учащихся по необходимости

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

9) Ненавязчиво контролирует

9) консультируются по необходимости

10) Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

10) «добывают» недостающие знания

11) Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

11) подготавливают презентацию результатов

  4-й этап - презентация Принимает отчет: Демонстрируют: 12) Обобщает и резюмирует полученные результаты 12) понимание проблемы, цели задачи 13) Подводит итог обучения 13) умение планировать и осуществлять работу 14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 14) найденный способ решения проблемы   15) рефлексию деятельности и результата   16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

 

4-й этап - презентация

Принимает отчет:

Демонстрируют:

12) Обобщает и резюмирует полученные результаты

12) понимание проблемы, цели задачи

13) Подводит итог обучения

13) умение планировать и осуществлять работу

14) Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений)

14) найденный способ решения проблемы

 

15) рефлексию деятельности и результата

 

16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Этапы проведения проекта:

  •  
  • Подготовительный, или вводный (погружение в проект )
  • Подготовительный, или вводный (погружение в проект )
  • Подготовительный, или вводный (погружение в проект )
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  •   Определение цели, формулирование задач.   Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.   Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)   Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.   Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  •   Определение цели, формулирование задач.   Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.   Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)   Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.   Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  •   Определение цели, формулирование задач.   Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.   Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)   Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.   Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  •   Определение цели, формулирование задач.
  •   Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  •   Выдача письменных рекомендаций участникам проектный групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
  •   Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  •   Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления
  • .
  • .

Поисково- исследовательский этап   Определение источников информации   Планирование способов сора и анализа информации.   Подготовка к исследованию и его планирование.   Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.   Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.   Определение источников информации   Планирование способов сора и анализа информации.   Подготовка к исследованию и его планирование.   Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.   Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  • Поисково- исследовательский этап
  •   Определение источников информации   Планирование способов сора и анализа информации.   Подготовка к исследованию и его планирование.   Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.   Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
  •   Определение источников информации
  •   Планирование способов сора и анализа информации.
  •   Подготовка к исследованию и его планирование.
  •   Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстрации.
  •   Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Трансляционно-оформительский этап   Предзащита проекта   Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.   Подготовка к публичной защите проекта:   Предзащита проекта   Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.   Подготовка к публичной защите проекта:   определение даты и места защиты   определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)   стендовая информации о проекте   определение даты и места защиты   определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)   стендовая информации о проекте   определение даты и места защиты   определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)   стендовая информации о проекте Заключительный этап   Публичная защита проекта.   Публичная защита проекта.
  • Трансляционно-оформительский этап
  •   Предзащита проекта   Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.   Подготовка к публичной защите проекта:
  •   Предзащита проекта
  •   Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  •   Подготовка к публичной защите проекта:
  •   определение даты и места защиты   определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)   стендовая информации о проекте
  •   определение даты и места защиты   определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)   стендовая информации о проекте
  •   определение даты и места защиты
  •   определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
  •   стендовая информации о проекте
  • Заключительный этап   Публичная защита проекта.
  •   Публичная защита проекта.
Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности )   Анкета Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна? Умеете ли вы слушать, обосновывать своё мнение? Какой школьный предмет вам наиболее интересен? По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу? Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где? Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)? Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы? Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города? Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта? Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)        

Материалы для диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности )

 

  • Анкета
  • Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
  • Умеете ли вы слушать, обосновывать своё мнение?
  • Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
  • По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
  • Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
  • Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
  • Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
  • Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
  • Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
  • Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
  • Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантов, советчиком при организации и проведении проекта?
  • Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (да/нет)
  •  
  •  
  •  
  •  
В  помощь учащимся: Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.   Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос. Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач. Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии. Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности. Сопоставить полученный результат с известными знаниями. Проверить точность применяемых логических приемов. Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении. Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком). Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи. Результат решения сформулировать логически строго. Оценить все «за» и «против» в полученном результате. Решать задачу по возможности сосредоточено.

В помощь учащимся: Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.

  • Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
  • Разбить задачу на подзадачи и подвопросов, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
  • Прямо вывести решение из ума имеющихся знаний, если это возможно.
  • Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
  • Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
  • Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
  • Проверить точность применяемых логических приемов.
  • Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
  • Выразить все понятия решаемой задачи в «целсообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
  • Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
  • Результат решения сформулировать логически строго.
  • Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
  • Решать задачу по возможности сосредоточено.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!