Основы маркетинга
Существует более двух тысяч определений маркетинга. Все они могут быть сведены к двум определениям: в узком и широком смысле:
В узком смысле
Маркетинг – это деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.
В широком смысле
Маркетинг – деятельность по изучению и прогнозированию рынка, разработке, производству, распределению и продвижению товаров (услуг) для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели предприятия (организации) и удовлетворяются запросы потребителей.
Цели маркетинга:
- Экономические (прибыль, укрепление или развитие предприятия);
- Социальные (ответственность перед нанятыми работниками или проживающими в регионе людьми);
- Экологические (недопущение загрязнения окружающей среды или улучшение экологической ситуации);
- Этические (охрана животных);
- Мировоззренческие (пропаганда того или иного мировоззрения);
- Личные (независимость, престиж, политическое или общественное влияние, самореализация).
Задачи маркетинга
МАРКЕТИНГ
Сбыт продуктов
Изучение
рынка
Меры воздействия
на рынок
Производство
продуктов
- Организация сбыта
- Торговля
- Реклама
- Качество
- Затраты
- Требования
- Качество
- Затраты
- Требования
2. Концепции маркетинга
Концепция маркетинга – это современный подход к предпринимательству, основанный на приоритете потребителя как главного агента рыночных отношений , на интересы которого должна ориентироваться деятельность.
Суть концепции состоит в понимании маркетинга как устойчивой связи между покупателями и продавцами товаров, гарантирующей покупателям выполнение их запросов, надежное обслуживание, а производственным и торговым фирмам – стабильное получение доходов.
Существуют пять концепций маркетинга:
- Производственная, или концепция совершенствования производства
- Продуктовая, или концепция совершенствования товара
- Торговая, или концепция интенсификации коммерческих усилий
- Традиционная маркетинговая концепция
- Социальная концепция
1. КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПОТРЕБИТЕЛИ БУДУТ
БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫ К ТОВАРАМ, КОТОРЫЕ ШИРОКО
РАСПРОСТРАНЕНЫ И ДОСТУПНЫ ПО ЦЕНЕ.
Основной объект внимания - совершенствование производства и повышение эффективности системы распределения.
Средства достижения цели – наращивание масштабов производства и снижение себестоимости продукции.
Негативные черты и последствия - равнодушие к запросам потребителей, обезличка потребителей и товаров, фирм
2. Продуктовая, или концепция совершенствования товара
Состоит в ориентации потребителей на те товары, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым дают большие выгоды.
Данной концепции придерживаются предприятия, выпускающие серийную и штучную продукцию, обладающую индивидуальными качествами, часто с высокой себестоимостью, продаваемую через сеть фирменных магазинов.
Условия, определяющие выбор продуктовой концепции :
- общество ориентировано на улучшение качества жизни;
- неустойчивая экономическая конъюнктура;
- быстрое моральное старение товаров.
Негативные черты - «маркетинговая близорукость»;
3. СБЫТОВАЯ, ИЛИ КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ УСИЛИЙ
УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ПОТРЕБИТЕЛИ НЕ БУДУТ ПОКУПАТЬ ТОВАРЫ
ФИРМЫ В ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, ЕСЛИ ОНА
НЕ ПРЕДПРИНИМАЕТ ДОСТАТОЧНО УСИЛИЙ В СФЕРЕ СБЫТА И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ
Конечная цель - получение прибыли за счет роста объемов продаж
Основной объект внимания - процесс продажи
Главное содержание маркетинга – это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги
Ведущие средства достижения цели – коммерческие усилия и меры стимулирования сбыта, «жесткие» продажи с целью заставить совершить покупку немедленно, на месте
Сфера применения – продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает – страхование, пенсионное обеспечение, участки для захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров.
Негативные следствия – потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждения к немедленному приобретению
4. Традиционная маркетинговая концепция
Согласно ей цели маркетинговой деятельности могут быть достигнуты только путем анализа потребностей и мотивации спроса отдельных социальных групп покупателей, так как производство направлено на создание конкурентоспособного товара для определенных социальных слоев или определенного рынка.
5. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
Ориентация - на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом
Цель – обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов эффективными ( чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителя и общества в целом.
Средства достижения цели - баланс трех факторов:
- прибыли фирмы
- покупательских потребностей
- интересов общества
Экономические категории маркетинга:
Спрос –желание потребителей приобрести какой либо товар.
Предложение – это желание и способность рыночного субъекта продать товары или услуги.
Принципы маркетинга
- Нацеленность на достижение оптимального конечного результата;
- Концентрация усилий на решающих направлениях (спрос, цена, конкуренция, реклама и т.д.)
- Единство стратегии и тактики маркетинга.