Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности»
Кузнецова Л. А.
зам.директора по УВР
Цель: опираясь на основные концептуальные положения модернизации системы образования, документы ФГОС, обеспечить понимание необходимости создания в каждом ОУ междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом»
Задачи:
Сравнить основные шаги модернизации Российского образования в новом понимании «качества образования».
Сопоставить традиционные и современные методы работы с текстом.
Разработать материалы для создания раздела «Требования к результатам освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом»
Введение. «Осмысление» ситуации, мотивация.
Методический комментарий: применение метода «мозгового штурма» с целью обеспечения мотивации запроса на модернизацию системы методической работы. Слушателям на слайде предлагается заполненная графа с традиционной информацией, предлагается заполнить правую часть таблица, обсудить варианты, сравнить с предложенным результатом. В результате пошаговой работы (1-3 шаги) – приходим к первому выводу, который изложен пошагово, и тоже обсуждается, дополняется, фиксируется.
Работа продолжается с дальнейшей информацией (шаг 4), предлагается дополнить правую графу, современными требованиями к работе с текстом. При совместном обсуждении и сопоставлении информации приходим к следующему выводу, конкретизирующему конкретный перечень методических условий.
Ситуация в обществе: | Отзыв Российского образования: |
Переход на новую парадигму образования (экономисты, социологи, философы): смена индустриального общества с характерной для него массовостью и стандартизацией приходит общество, в котором ценность представляет индивидуальность, неповторимость человека, индивидуальность в использовании возможности найти своё место в обществе | - вхождение в многополярное сообщество через соответствие международным стандартам образования; -изменения в социокультурной жизни общества; - модернизация системы образования; - введение федерального государственного стандарта для каждой образовательного уровня (начальное, основное среднее образование) |
Стандартное понимание понятия «качества образования»: объем знаний, полученных учеником | Изменение понятия «качество образования»: наличие у ученика умения находить и применять знания для решения тех или иных проблем, некоторых собственных смыслов, представлений о себе и мире, о себе в этом мире. |
Использование знаний в традиционном понимании: использование знаний как внешнего показателя поведения, дисциплинарного соответствия нормам, главный показатель - исполнительность, дисциплинированность. | 3.Использование знаний в современной парадигме: знания для человека – средства изменения мира, средства получения новых знаний, средства самореализации. |
Вывод: 1. основной тезис модернизации (главная цель образования) - успешная социализация ученика 2. в основе универсальных учебных действий - объединяющий, универсальный материал обучения - текстовая информация 3.в основе обучения в каждой образовательной области – формирование читательской грамотности |
4.Традиционная основа работы с текстами: - информация, которую надо извлечь; - информация, которую надо запомнить для последующего воспроизведения; - важно правильное прочтение, которое предъявляется учителем. | 4.Современные требования к работе с текстом: - текст можно прочитать по-разному; - «правильность» прочтения – результат договоренности между участниками общего обсуждения, подтвержденный фактами, цитатами, синтаксическими единицами текста; - критерий качества работы с текстом - появление нового понимания (непонимания), нового текста; - средство работы – умение формулировать вопросы, толкование, интерпретация. |
Необходимо создать методические условия, направленные на формирование читательской грамотности как ресурсного потенциала личностно-ориентированного обучения: 1. разработать междисциплинарную программу «Смысловое чтение и работа с текстом» 2. создать межпредметные (междисциплинарные) творческие группы учителей 3. изменить методы работы с текстами |
Практическая часть
Методический комментарий: предлагается проработать материал, представленный в книге «Планируемые результаты начального общего образования» под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, в разделе «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» вынесена рубрика «Чтение: работа с информацией», в которой конкретизированы результаты информационной компетентности по разделам.
Используя материал Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа) под ред. А.М.Кондакова, Л.П.Кезина: раздел 1.2. «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования», подраздел 1.2.3.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» (Приложение 1), с целью обеспечения преемственности обучения смысловому чтению предлагается заполнить матрицу по разделам конкретными показателями базового характера «выпускник научится», и повышенного уровня «выпускник сможет научиться», исходя из специфики возрастных особенностей обучающихся в рабочих группах (работа за компьютерами, заполнение таблицы:
1 группа - Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»
2 группа - Раздел «Понимание и преобразование информации»
3 группа - «Применение и представление информации»
4 группа - Раздел «Оценка достоверности получаемой информации»
ЧТЕНИЕ: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Начальное общее образование: | СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ Основное общее образование: |
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Выпускники научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. | В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии… … В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обуча-ющиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планиро-вания своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче. |
Раздел «Получение, поиск и фиксация информации» Выпускник научится: • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты); • осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации; • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения; • работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; • составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги. Выпускник получит возможность научиться: • находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях; • систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы или электронного каталога при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.); • хранить информацию на бумажных (альбом, тетрадьи т. п.) и электронных носителях (диск, USB-накопитель) в виде упорядоченной структуры (статей, изображений, аудиоряда, ссылок и т. п.). | |
Раздел «Понимание и преобразование информации» Выпускник научится: • определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст; • находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; • понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, и т. д.; • интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; • преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; • анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте. Выпускник получит возможность научиться: • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски; • делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации. | |
Раздел «Применение и представление информации» Выпускник научится: • передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного; • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу; • описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака; • по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности и т. п.; • группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака; • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Выпускник получит возможность научиться: • на основе прочитанного принимать несложные практические решения; • создавать небольшие собственные письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). | |
Раздел «Оценка достоверности получаемой информации» Выпускник научится: • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию. Выпускник получит возможность научиться: • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации. | |
Вывод: практическая часть, проведенная в совместной деятельности, должна послужить основой одного из разделов междисциплинарной программы «Смысловое чтение и работа с текстом», одному из необходимых разделов: «Требования к результатам освоения междисциплинарной программы».
Используемая литература:
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011.
М.А. Пинская, Т.В. Тимкова, О.Л. Обухова «Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников» По материалам анализа результатов PIRLS-20061
Интернет-ресурсы: http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf
Интернет-ресурсы: http://www.gazpromschool.ru/teachers/pedsovet/img12_13/pedsovet15_12_2012_apalkov.pdf
Приложение 1
1.2.3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обращение с устройствами ИКТ
Выпускник научится:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.
Фиксация изображений и звуков
Выпускник научится:
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
• осуществлять трёхмерное сканирование.
Примечание: результаты достигаются преимущественно
в рамках естественных наук, предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», а также во внеурочной деятельности.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
• создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
• создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать текст на иностранном языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
• использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», а также во внеурочной деятельности.
Создание графических объектов
Выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать мультипликационные фильмы;
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Обществознание», «География», «История», «Математика», а также во внеурочной деятельности.
Создание музыкальных и звуковых сообщений
Выпускник научится:
• использовать звуковые и музыкальные редакторы;
• использовать клавишные и кинестетические синтезаторы;
• использовать программы звукозаписи и микрофоны.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предмета «Искусство», а также во внеурочной деятельности.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Выпускник научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Примечание: результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализиро-вать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «История», «Литература», «Технология», «Информатика» и других предметов.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
• строить математические модели;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественно-научные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Обществознание», «Математика».
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием средств программирования;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Технология», «Математика», «Информатика», «Обществознание».