Предмет | География |
Класс | 7 |
Тема | Рельеф и полезные ископаемые Африки. |
Тип урока | Комбинированный |
Методы и формы учебной деятельности | Частично-поисковый, проблемный, рассказ учителя, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Материально-техническое оснащение | Учебник. География. 7 кл. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. Просвещение. 2015г. Атлас 7кл. Дрофа 2020г. Н.А. Курбский; контурная карта. Африка; презентация по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Африки»; проектор. |
Межпредметная связь | Литература. |
Термины урока | Рельеф, платформа, разлом Амбы. Вирунга. |
Цель урока | Изучить рельеф Африки как один из компонентов природного комплекса материка. |
Задачи урока | Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
определить географическое положение Африки; выявить особенности строения земной коры и рельефа материка; сформировать представление о климате Африка. | Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с картами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету. | Способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в парах |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- объяснять преобладания в рельефе материка высоких равнин. - характеризовать размещения месторождений полезных ископаемых. - давать характеристику климата. | Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану; осуществлять самоконтроль - принимать участие в планировании собственной деятельности на уроке; - самостоятельно оценивать достигнутые результаты. Познавательные УУД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. | - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
Организационная структура урока
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте ребята. С каким настроением вы пришли на урок?
Зеленый – хорошее, готовы к активной умственной деятельности.
Серый – плохое
Я желаю вам всем хорошего настроения. Уверена, что у вас все получится. (Приветствуют учителя, показывают настроение. Настраиваются на урок).
Мотивация учебной деятельности.
Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.
Определение цели и задач урока (2 мин)
На доске написаны слова: горы, равнины, низменность, платформа, вулкан, разлом, плато.
- Что означают эти слова (это формы рельефа).
- Перед вами «Физическая карта Африки». Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке о рельефе Африки? (Дети предлагают свои версии, формулируем вместе, учитель записывает от 3-х до 5-и предложений).
Насколько разнообразен рельеф материка, много ли на нем гор и равнин?
Есть ли на материке действующие вулканы?
Какими полезными ископаемыми богат материк?
Какой климат на материке?
- Тема урока «Африка: образ материка» (запись темы в тетрадь)
III. Проверка домашнего задания.
Вспомним из программы 5 класса причины формирования рельефа Земли.
IV. Изучение нового материала.
На партах у вас лежит рабочий материал проработайте карточки в парах.
Самостоятельная работа в парах по карточкам.
- Какие формы рельефа есть на материке? ( низменности, возвышенности, плоскогорья- равнины и горы)
- Какие преобладают? (равнины)
- Как это определили? (с помощью шкалы высот от 200- 1000м)
- Чем можно объяснить преобладание равнин на материке? (В Африке преобладают равнины, поскольку основой материка является древняя платформа. Она испытывала не быстрые поднятия, из-за которых происходили расколы, поэтому в Африке преимущественно высокие равнины.), (сопоставлением двух карт «Строение земной коры» и «Физической карты Африики»).
- Как называется плита, на которой расположен материк? (Африканская плита)
- Как называется платформа? (Африкано-Аравийская платформа)
- Объясните по какой причине, в каком направлении и с какой скоростью движется плита? (движется на северо-восток со скоростью 1,9 см в год.)
- Какие горы есть в Африке и объясните в какой части материка они находятся? (Атлас, Драконовы, Капские горы) – учитель показывает по карте.
- Какие равнины вы уже знаете, где они находятся?
- Отметьте на контурных картах эти крупные формы рельефа.
- Назовите крупные формы рельефа которые вы указали в ваших работах.
- Найдём и назовём другие формы рельефа (совместная работа):
На востоке материка размещается Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье.
В северной части материка нагорье Ахаггар, нагорье Тибести, плато Дарфур (называние объектов сопровождается показом учителем на карте).
- Наблюдается ли тектоническая активность на территории материка? В какой его части? (на севере – Атлас, на востоке материка на Восточно – Африканском плоскогорье, здесь располагается величайший вулкан Земли Килиманджаро).
Рассказ учителя о тектонической активности материка Африка.
- Рассмотрите тектоническую карту определите какие полезные ископаемые находятся на территории материка?
- Объясните причину их образования. (…..)
- В каких климатических поясах находится материк? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический).
- Так как мы уже знакомы с климатом Земли, по климатической и физической карте дайте характеристику климата по плану (в группах)
Характеристика одного из климатических поясов Земли.
Название климатического пояса | |
Переходный или основной | |
Географическое положение | |
Средние температуры января, июля | |
Преобладающие воздушные массы | |
Годовое количество осадков | |
Какие климатические области выделяют | |
Проверка
V. Закрепление
Подведение итога урока.
Итак, посмотрите на нашу цель и задачи урока, все ли мы их решили? Сделайте вывод.
1. Так как в основе материка лежит платформа, рельеф материка в основном равнинный, по высоте выделяют две части Северную и Западную, где высоты ниже 1000 метров, и Восточную и Южную, где высоты более 1000 метров.
2. На материке есть вулканы. Самый высокий вулкан Килиманджаро.
3. Африка богата полезными ископаемыми. В Северной и Западной частях преобладают осадочные полезные ископаемые – это нефть и газ; в Восточной и Южной частях – магматические полезные ископаемые, это руды цветных и черных металлов, а также алмазы.
Выставление оценок и их комментирование
VI. Рефлексия Учитель предлагает оценить результаты своего труда по схеме:
VII. Домашнее задание
Параграф 26, Обозначить На к/карте крупные формы рельефа и полезные ископаемые