СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Африка: образ материка

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Африка: образ материка»

Предмет

География

Класс

7

Тема

Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы учебной деятельности

Частично-поисковый, проблемный, рассказ учителя, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Материально-техническое оснащение

Учебник. География. 7 кл. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. Просвещение. 2015г.

Атлас 7кл. Дрофа 2020г. Н.А. Курбский; контурная карта. Африка; презентация по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Африки»; проектор.

Межпредметная связь

Литература.

Термины урока

Рельеф, платформа, разлом Амбы. Вирунга.

Цель урока

Изучить рельеф Африки как один из компонентов природного комплекса материка.

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • определить географическое положение Африки;

  • выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;

  • сформировать представление о климате Африка.

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с картами, учебником, развивать внимание, память, логическое мышление; развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать в парах



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- объяснять преобладания в рельефе материка высоких равнин.

- характеризовать размещения месторождений полезных ископаемых.

- давать характеристику климата.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану; осуществлять самоконтроль

- принимать участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.



Организационная структура урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте ребята. С каким настроением вы пришли на урок?

Зеленый – хорошее, готовы к активной умственной деятельности.

Серый – плохое

Я желаю вам всем хорошего настроения. Уверена, что у вас все получится. (Приветствуют учителя, показывают настроение. Настраиваются на урок).

  1. Мотивация учебной деятельности.

Её омывают два океана,

На ней много рек и разных стран.

Пустыня Сахара раскинулась там,

Сквозь дюны песка идет караван.

Там – горы Атлас, а рядом Алжир.

Из синих озер начинается Нил.

Там Калахари с цветною рекой

Животных напоит своею водой.

Определение цели и задач урока (2 мин)

На доске написаны слова: горы, равнины, низменность, платформа, вулкан, разлом, плато.

- Что означают эти слова (это формы рельефа).

- Перед вами «Физическая карта Африки». Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке о рельефе Африки? (Дети предлагают свои версии, формулируем вместе, учитель записывает от 3-х до 5-и предложений).

  1. Насколько разнообразен рельеф материка, много ли на нем гор и равнин?

  2. Есть ли на материке действующие вулканы?

  3. Какими полезными ископаемыми богат материк?

  4. Какой климат на материке?

- Тема урока «Африка: образ материка» (запись темы в тетрадь)

III. Проверка домашнего задания.

Вспомним из программы 5 класса причины формирования рельефа Земли.

IV. Изучение нового материала.

На партах у вас лежит рабочий материал проработайте карточки в парах.

Самостоятельная работа в парах по карточкам.

- Какие формы рельефа есть на материке? ( низменности, возвышенности, плоскогорья- равнины и горы)

- Какие преобладают? (равнины)

- Как это определили? (с помощью шкалы высот от 200- 1000м)

- Чем можно объяснить преобладание равнин на материке? (В Африке преобладают равнины, поскольку основой материка является древняя платформа. Она испытывала не быстрые поднятия, из-за которых происходили расколы, поэтому в Африке преимущественно высокие равнины.), (сопоставлением двух карт «Строение земной коры» и «Физической карты Африики»).

- Как называется плита, на которой расположен материк? (Африканская плита)

- Как называется платформа? (Африкано-Аравийская платформа)

- Объясните по какой причине, в каком направлении и с какой скоростью движется плита? (движется на северо-восток со скоростью 1,9 см в год.)

- Какие горы есть в Африке и объясните в какой части материка они находятся? (Атлас, Драконовы, Капские горы) – учитель показывает по карте.

- Какие равнины вы уже знаете, где они находятся?

- Отметьте на контурных картах эти крупные формы рельефа.

- Назовите крупные формы рельефа которые вы указали в ваших работах.

- Найдём и назовём другие формы рельефа (совместная работа):

  • На востоке материка размещается Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье.

  • В северной части материка нагорье Ахаггар, нагорье Тибести, плато Дарфур (называние объектов сопровождается показом учителем на карте).

- Наблюдается ли тектоническая активность на территории материка? В какой его части? (на севере – Атлас, на востоке материка на Восточно – Африканском плоскогорье, здесь располагается величайший вулкан Земли Килиманджаро).

Рассказ учителя о тектонической активности материка Африка.


- Рассмотрите тектоническую карту определите какие полезные ископаемые находятся на территории материка?

- Объясните причину их образования. (…..)

- В каких климатических поясах находится материк? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический).

- Так как мы уже знакомы с климатом Земли, по климатической и физической карте дайте характеристику климата по плану (в группах)

Характеристика одного из климатических поясов Земли.

Название климатического пояса


Переходный или основной


Географическое положение


Средние температуры января, июля


Преобладающие воздушные массы


Годовое количество осадков


Какие климатические области выделяют


Проверка

V. Закрепление

Подведение итога урока.

Итак, посмотрите на нашу цель и задачи урока, все ли мы их решили? Сделайте вывод.

1. Так как в основе материка лежит платформа, рельеф материка в основном равнинный, по высоте выделяют две части Северную и Западную, где высоты ниже 1000 метров, и Восточную и Южную, где высоты более 1000 метров.

2. На материке есть вулканы. Самый высокий вулкан Килиманджаро.

3. Африка богата полезными ископаемыми. В Северной и Западной частях преобладают осадочные полезные ископаемые – это нефть и газ; в Восточной и Южной частях – магматические полезные ископаемые, это руды цветных и черных металлов, а также алмазы.

Выставление оценок и их комментирование

VI. Рефлексия Учитель предлагает оценить результаты своего труда по схеме:

  • На уроке Я узнал…..

  • Я понял…..

  • Я не понял

  • Я заинтересовался вопросом……….. и на него хочу найти ответ.

VII. Домашнее задание

Параграф 26, Обозначить На к/карте крупные формы рельефа и полезные ископаемые



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!