- Я – человек Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать.
- Я – могу ошибаться Я – умею учиться Я – хочу учиться
Актуализация опорных знаний.
- 1. Что такое материк?
- 2. Сколько материков на Земле? Перечислите их?
- 3. Какие материки относятся к южным?
- 4. В состав какого материка они входили в геологическом прошлом?
- 5. Назовите материк второй по площади.
- 6. Какой материк в северной части омывается самым соленым морем?
- 7. О каком материке в своем стихотворении «Вступление» Н.С. Гумелев говорит, будто он висит на материке Евразия «исполинской грушей».
- 8. Северная часть какого материка в древности называлась «Карфаген».
Отгадай загадку.
- Огромный этот континент
- Известен людям много лет.
- Там обитают крокодилы,
- Львы, бегемоты и гориллы.
- Жирафы тоже там живут.
- Как этот континент зовут
Тема урока:
Африка: образ материка.
Цель….
Цель урока:
определить географическое
положение материка Африка ;
выявить особенности строения земной коры и рельефа материка;
сформировать представление о климате Африки;
выявить влияние климата на внутренние воды;
познакомиться с растительным и животным миром Африки
Учебно-воспитательные задачи:
- 1.Образовательная: изучить особенности географического положения Африки; раскрыть приемы определения ГП материка; накомить с историей открытия и исследования материка;
- 2.Развивающая: продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес и географическое мышление у учащихся, развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы;
- 3 .Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся ; продолжить формировать у учащихся правила коллективной и индивидуальной работы на уроке.
Физико-географическое положение
“ Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!
Бармалей.
Средиземное море
Красное море
о. Мадагаскар
Мозамбикский пролив
Какие
океаны и
моря
омывают
материк?
А
Т
Л
А
Н
Т
И
Ч
Е
С
К
И
Й
О
К
Е
А
Н
И
Н
Д
И
Й
С
К
И
Й
О
К
Е
А
Н
Гвинейский залив
Что это за линии?
Как они делят земной шар?
В каких полушариях находится Африка?
нулевой меридиан
экватор
Что это за линии?
Как располагается материк
по отношению к экватору?
м. Бен-Секка (Рас-Энгела)
Экватор пересекает
Африку почти по
середине, следовательно
Африка располагается
в северном и южном
полушарии.
экватор
м. Игольный
Как располагается
материк по
отношению к
начальному меридиану?
м. Альмади
м. Рас-Хафун
Начальный меридиан
пересекает Африку
в западной части,
поэтому Африка
располагается в
западном и большая
часть в восточном
полушариях.
0 о
Работа в парах
Тема: Определение географических координат крайних точек Африки
Крайние точки материка:
Мыс Бен-Секка- 37 0 с.ш. 10 0 в.д.
мыс Игольный- 35 0 ю.ш. 18 0 в.д.
мыс Альмади 15 0 с.ш. 17 0 з.д.
мыс Рас-Хафун 12 0 с.ш. 52 0 в.д.
32 о с.ш .
1 о - 111 км
- 32 о + 35 о = 67 о
- 111 км х 67 о = 7437 км
?
35 о ю.ш.
?
1 о - 110 км
- 14 о +51 о = 65 о
- 110 км х 65 о = 7150 км
Физико-географическое положение
“ Здравствуйте дорогие семиклассники! Я шлю большой привет из черной жемчужины Земли. Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам вспомнить особенности расположения Африки. Африка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Африку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Африка омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Суэцкий пролив соединяет Красное море с Индийским океаном. Гибралтарский пролив отделяет Африку от острова Мадагаскар. Но, пока, все. Читайте мои письма, и будете знать об Африке все!
Бармалей.
Работа в парах
- Обсуждение выполненных работ.
Самостоятельная работа
Задание 1
Совершите «путешествие»,
подписав на схеме все объекты,
Обозначенные на карте цифрами.
1 . Пролив____________________
2. Море_____________________
3. Канал____________________
4. Море_____________________
5. Пролив___________________
6. Полуостров_______________
7. Остров___________________
8. Пролив___________________
9. Залив_ ___________________
Взаимопроверка. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 1
- 1. Гибралтарский
- 2. Средиземное
- 3. Суэцкий
- 4. Красное
- 5. Баб-эль-Мандебский
- 6. Сомали
- 7. Мадагаскар
- 8. Мозамбикский
- 9. Гвинейский
ЗАДАНИЕ №2
Тест – «Найти верное утверждение».
- Высшая точка Африки вулкан Килиманджаро
- Горы Капские находятся на северо-западе материка.
- Западные ветры господствуют в Африке в течение всего года
- Пассаты господствуют в Африке в течение всего года
- Саванны расположены в субэкваториальном климатическом поясе
- Экваториальные леса Африки называются гилея
- В зоне саванн обитают слоны и жирафы.
- Великие Африканские разломы находятся на северо-востоке материка.
- В Африке преобладают нагорья и плоскогорья.
- .Самая длинная река Африки – Замбези
- .Озеро Танганьика образовалось в результате тектонического разлома
Взаимопроверка. ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 2
1, 4, 5, 6, 7, 9, 11
Самооценка знаний
- 15-16 верных – «5» ;
- 12-14 верных – «4» ;
- 7-11 верных – «3» ;
- меньше 7 верных – еще необходимо поработать
Домашнее задание:
- 1) изучить § 25; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (по выбору учителя); 3) опережающее задание — подготовить презентацию об одном из исследователей Африки по плану,_ приведённому в задании 9 на с. 103 учебника
Рефлексия
познавательная (что узнали, чему научились на уроке)
ценностная (насколько значим материал)
эмоциональная (какие чувства возникли)
коммуникативная (как общались)
Сигнальные карты. Оцени себя : зеленый - понял все;
желтый - остались непонятные отдельные моменты;
красный – я не разобрался в теме. .
Ваши впечатления об уроке