СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Афония" речевое нарушение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Афония" речевое нарушение»

Афония


Афония – это расстройство голосообразования, при котором утрачивается звучность речи. Пациент может разговаривать исключительно шепотом, при психогенной форме сохраняется громкий смех, кашель, крик. Возможны болевые ощущения в горле, затрудненное дыхание. Инструментальная диагностика афонии включает эндоскопию гортани (ларингоскопию, видеостробоскопию), функциональная ‒ психологическое тестирование, логопедическое обследование. Лечение проводится медикаментозными средствами, методами физиотерапии, психотерапии. Показаны фонопедические занятия. Иногда требуется хирургическое пособие.


Общие сведения

Афония, или безголосье (от греч. «а» – без, «phone» – голос) – это полная потеря фонационной способности с сохранением шепотной речи. Нарушения голоса в практической логопедии принято делить на функциональные и органические. По данным разных исследователей, функциональная психогенная афония в 8-12 раз чаще диагностируется у женщин. В отношении органической формы статистические и эпидемиологические данные в литературе не представлены. Оба варианта заболевания встречаются в детской и взрослой популяции.


Причины афонии

Комплекс этиофакторов, вызывающих голосовое расстройство, многообразен. Афония может иметь психогенное, нейрогенное, опухолевое, инфекционное, аллергическое, посттравматическое происхождение. Основные группы причин:

  • Психотравмирующие ситуации. Приводят к развитию психогенной афонии. Расстройство обычно встречается у эмоционально неуравновешенных женщин и девушек в пубертатном периоде, лиц, страдающих истерическим нервозомпаническими атаками, переживших сильный эмоциональный стресс.

  • Опухолевые процессы. Причиной утраты голоса могут послужить папилломы, ангиомы, кисты гортани, певческое узелки, расположенные непосредственно в области голосовых складок. Другой вероятный механизм афонии связан со сдавлением возвратного нерва опухолями средостения, гигантским загрудинным зобом.

  • Параличи гортани. Могут иметь различный генез, быть одно- и двусторонними. Афония нередко манифестирует на фоне дифтериибульбарной дизартрии. Повреждение гортанного нерва возможно при травмах гортани, в т. ч. во время оперативных вмешательств – например, в ходе тиреоидэктомии.

  • Сужение голосовой щели. Развивается при ларингите, стенозе гортани, попадании в дыхательное горло инородных телларингофарингеальном рефлюксе. В результате рефлекторного спазма, отечности складок, наличия рубцов или механического препятствия нарушается фонация и дыхание.

  • ДегидратацияПри выраженном обезвоживании с потерей большого количества жидкости снижается эластичность голосовых складок. Дисфонией и афонией сопровождается эксикоз при тяжелом энтеритехолере.


Патогенез

Голос возникает в процессе смыкания и колебания голосовых складок под воздействием выдыхаемого воздушного потока. Для голосообразования необходима хорошая эластичность истинных связок, возможность их полного смыкания, нормальный тонус мышц гортани, достаточная по силе воздушная струя. Если во время фонации голосовые складки не соприкасаются друг с другом, струя воздуха, выходящая через голосовую щель, производит шум, который воспринимается человеческим ухом как шепот. Возникает дисфония или афония.

При функциональной афонии отмечается атония истинных голосовых связок, которой нередко сопутствует гипертонус ложных складок. При органических нарушениях в результате воспалительного отека, опухолевого поражения подвижность складок ограничивается, просвет между ними уменьшается. Параличи и парезы внутренних мышц гортани приводят к невозможности сужения и расширения голосовой щели при фонации, несмыканию связок и потере фонаторной способности.


Классификация

По уровню поражения различают органические и функциональные нарушения голоса. При этом длительно протекающие функциональные афонии могут переходить в органические. Обе формы могут иметь центральное или периферическое происхождение:

  • Истинная (гортанная) афония – обусловлена заболеваниями гортани и голосовых складок (воспалением, опухолью, травмой).

  • Функциональная афония – вызвана нарушением рефлекторных механизмов голосообразования, перенапряжением голосового аппарата.

С учетом ведущего механизма фонаторного расстройства выделяют спастическую (связана со спазмом гортанных мышц и голосовой щели) и паретическую форму афонии (вызвана поражением возвратного нерва).


Симптомы афонии

Пациенту с афонией органического происхождения доступна только шепотная речь. Голос беззвучный даже при кашлевом рефлексе, в состоянии эмоциональных реакций. В зависимости от основного заболевания может присутствовать боль в горле, затруднение дыхания, поперхиваниенарушение глотания.

Психогенная форма афонии развивается внезапно сразу после психотравмирующего события либо на следующий день после него. Голос отсутствует, при этом сохраняется способность звучно кашлять, смеяться, плакать, иногда – громко кричать. Больные дополнительно жалуются на ощущение «песка», «комка», «скопления слизи» в горле. Возможны общая слабость, кардиалгии, дрожь в теле. Пациенты не доверяют врачам, преувеличивают тяжесть своего заболевания. Голос может появиться столь же внезапно, как и исчез.


Осложнения

Отсутствие фонации может носить стойкий характер, что неблагоприятно отражается на развитии речи и обучении детей, бытовой коммуникации, выполнении профессиональных обязанностей. При психогенной афонии возможно закрепление патологического рефлекса голосообразования, что приводит к хронизации голосового расстройства, его частым рецидивам. Происходит снижение эмоционального фона, больные не верят в возможный положительный исход лечения, впадают в депрессию.


Диагностика

Обследование пациентов с афонией проводится врачами-фониатрами и специалистами-логопедами. При психогенном варианте к диагностике подключаются психотерапевты. Применяются специальные инструментальные исследования, тестовые методики:

  • Ларингоскопия. Ларингоскопическая картина при различных формах афонии может быть вариабельной. Эндоскопическое исследование выявляет зияние или спазм голосовой щели, гиперемию, отечность голосовых складок, наличие новообразований, инородных тел, рубцов. Методика информативна для поиска причин афонии.

  • Видеостробоскопия. Выполняется с целью оценки подвижности голосовых складок в момент голосоподачи. В случае афонии колебательные движения складок отсутствуют, определяется нарушение их смыкания, голос не воспроизводится.

  • Логопедическое обследованиеФонопед исследует качественные характеристики голоса и фонационного дыхания. Особое внимание уделяет изменению голоса при неречевых реакциях: кашле, смехе. Субъективная акустическая оценка голоса проводится по 5-балльной шкале, где 5 баллов соответствует афонии.

  • Психологическое тестированиеТребуется пациентам с подозрением на истерическую афонию. Используется ряд опросников и тестов, позволяющих определить психотип личности, выявить проблемы, которые привели к потере голоса.


Лечение афонии

Медицинский аспект

Во многих случаях первым шагом на пути восстановления голоса является медицинский этап. При ларингитах, аллергическом отеке гортани проводится медикаментозное лечение: эндоларингеальные вливанияингаляции, антибактериальная, антигистаминная, гомеопатическая терапия. Удаление инородных тел гортани осуществляется под эндоскопическим контролем.

Лечение параличей гортани зависит от их этиологии. Может потребовать назначения ноотропных, нейропротекторных, витаминных и других препаратов. Эффективны методы физиотерапии: электростимуляциялекарственный электрофорезиглорефлексотерапия. При выраженных эксикозах показана инфузионная терапия.

Опухолевые процессы гортани требуют проведения эндохирургического вмешательства: удаления папилломатоза, коагуляции и деструкции новообразований, хордэктомии. При рубцовом стенозе осуществляется бужирование гортани с последующим эндопротезированием или ларингопластикой.

Фонопедическая коррекция

Логопедическую работу при афонии начинают с назначения полного голосового покоя. На этом фоне проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, вибрационный массаж. Затем переходят к формированию мягкой голосоподачи с помощью фонационных упражнений. Силу звука повышают постепенно. Параллельно работают над развитием диапазона, высоты, тембра голоса. На фонопедических занятиях используют современные технические средства: усилители голоса, компьютерные тренажеры.

Психотерапевтическое лечение

Пациентам с психогенной афонией показаны сеансы психоанализа, суггестотерапии. Большую роль играют аутогенные тренировки. В тяжелых случаях прибегают к гипнотерапии. Также требуется лечение других расстройств, способных спровоцировать афонию. Большое значение имеет вера в успешность восстановления голоса.


Прогноз и профилактика

Течение голосовых нарушений тесно коррелирует с вызвавшими их причинами. Афония, возникшая в результате воспаления, после лечения исчезает самостоятельно. Для избавления от психогенного расстройства необходимо полное устранение психотравмирующего фактора, изменение отношения к нему. Некоторые формы афонии (паралитическая, обусловленная раком гортани) могут привести к стойкой потере фонационной способности.

Профилактическая работа должна быть направлена на своевременную и адекватную терапию причинных заболеваний. Необходимо бережно относиться к своему голосу, минимизировать действие факторов, способных вызвать афонию (стрессогенных условий, перенапряжения голоса, курения и пр.).


Литература

1. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи/ Швецов А.Г. ‒ 2006.

2. Нарушения голоса/ Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. – 2006.

3. Нарушения голоса у детей/ Орлова О.С. – 2005.

4. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса/ Таптапова С. Л. ‒ 1984.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!