Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебного предмета.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
4. Личностные результаты освоения учебного предмета.
5. Предметные результаты освоения учебного предмета.
6. Содержание учебного предмета. 7. Тематическое планирование.
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
9. Список литературы.
Приложение 1. – Календарно-тематическое планирование.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря2014 года).
1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.
1.4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026).
1.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ОГКОУ «Школа №11» с расстройствами аутистического спектра с УО (5- 9 класс).
1.6. Учебный план ОГКОУ «Школа № 11» на 2023-2024 учебный год.
1.7. Годовой календарный учебный график школы на 2023-2024 учебный год.
Изучение курса «Окружающий природный мир» в коррекционной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, элементарных навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают подростки с интеллектуальными нарушениями, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание учащимся ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Специфика курса «Окружающий природный мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся с выраженным интеллектуальным отставанием материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс «Окружающий природный мир» представляет школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить элементарные опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. В процессе изучения курса «Окружающий природный мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов коррекционной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе, во внеурочной деятельности, и за пределами школы.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
4.Личностные результаты освоения учебного предмета.
формирование основ патриотизма,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов на доступном уровне; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах на доступном уровне; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на доступном уровне; развитие навыков доступного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на доступном уровне.
5.Предметные результаты освоения учебного предмета.
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Минимальный уровень - Знать, что человек — часть природы и общества; -основные группы живого (растения, животные); -взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); -взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу на индивидуальном уровне); -строение тела человека; - основные правила гигиены; основы здорового образа жизни; -правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки на индивидуальном уровне; -некоторые города России, их главные достопримечательности. | Достаточный уровень Знать, что человек — часть природы и общества; -что такое твердые вещества, жидкости и газы; -основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); -группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) на доступном уровне; -группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) на доступном уровне; -взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу) на доступном уровне; -строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме на доступном уровне; -основные правила гигиены; основы здорового образа жизни; -правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности; -некоторые города России, их главные достопримечательности с опорой на карту. |
6.Содержание учебного предмета, курса.
Где мы живём
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Знакомство с характерными особенностями городских и сельских поселений. Информация для проекта о нашей малой родине. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Где мы живём.
Природа
Неживая и живая природа, связь между ними. Явления живой и неживой природы. Что такое погода. Метеорологические знаки. Осенние изменения в природе. Осенние изменения в живой и неживой природе. Дневное и ночное небо. Звёзды и созвездия. Практическая работа: знакомство с горными породами и минералами. Воздух – одно из главных богатств природы. Причины возникновения ветра. Вода – одно из главных богатств природы. Значение воды.
Многообразие растений.
Многообразие животных. Взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества. Формирование представлений детей о дикорастущих и культурных растениях. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Роль комнатных растений в жизни человека. Правила ухода. Обитатели живого уголка. Уход за животными. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак для человека. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Растения в Красной книге. Презентация проекта «Красная книга». Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Путешествия
Понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по компасу и местным природным признакам. Ознакомление с формами земной поверхности и нашего края. Понятие «водоем»; части реки. Наблюдение весенних изменений в природе. Весенние изменения в природе. Понятие «географическая карта», приёмы чтения карты. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Жизнь москвичей — наших сверстников. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Достопримечательности города на Неве. Понятие «географическая карта мира». Масштабность нашей. Понятия «физическая» и «политическая» карты. Летние изменения в природе. Экскурсия в природу.
7.Тематическое планирование.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1. | «Повторение» | 12 |
2. | «Человек и природа. Где мы живем» | 4 |
3. | «Природа», | 29 |
4. | «Путешествия» | 23 |
Итого | | 68 |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
технические и электронные средства обучения:
- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);
- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.
цифровые образовательные ресурсы:
-персональный компьютер;
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;
различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;
учебно -практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- оборудование для проведения практических занятий;
- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
9. Список литературы
Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях).
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокамhttp://svetly5school.narod.ru/metod1.html
Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.
Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2014 г.
Плешаков А.А.. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. - М.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудование | Формируемые понятия | Планируемые результаты |
П | Ф | Возможные результаты | БУД |
| Повторение. | | | | | | | |
1. | Мир глазами астронома. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. | 1 | | | Макет «Планеты», презентация, картинки | Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет | Иметь представление о небесных телах | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
2. | Мир глазами историка. Что изучает история. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | история | Иметь представление об истории | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
3. | Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Экология, сокровища Земли | Иметь представление об экологии | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
4. | Равнины и горы России. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Равнины и горы | Иметь представление о морях и озёрах | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
5. | Моря, озёра и реки России. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Моря, озёра и реки | Иметь представление об | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
6. | Природные зоны России. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Природные зоны | Иметь представление о природных зонах | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
7. | Зона Арктических пустынь. Тундра. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Арктические пустыни. Тундра. | Иметь представление о пустынях и тундре | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
8. | Леса России. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Леса | Иметь представление о лесах | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
9. | Зона степей. Пустыни. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Зона степей | Иметь представление о пустыни | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
10. | У Черного моря. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Черное море | Иметь представление о Чёрном море | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
11. | Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Водные богатства, подземные богатства. | Иметь представление о водных и подземных богатствах | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
12. | Жизнь леса. Жизнь луга. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Леса, луга | Иметь представление о лесах, лугах | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
| Человек и природа. Где мы живём | | | | | | | |
13. | Родная страна. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Где мы живём, наша страна | Интересные факты о родной стране | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
14. | Город и село. «Родной город» | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Город и село | Интересные факты о родном городе | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
15. | Природа и рукотворный мир. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Природа и рукотворный мир | Иметь представление о рукотворном мире | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
16. | Тест. Проверим себя. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Человек и природа | Интересные факты о человеке и природе | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
| Природа. | | | | | | | |
17. | Неживая и живая природа. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Неживая и живая природа | Иметь представление о живой и неживой природе | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
18. | Явления природы. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Явления природы. | Иметь представление об явлениях природы | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
19. | Что такое погода? | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | погода | Иметь представление о погоде | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
20. | В гости к осени. Экскурсия. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Осень, гости осени | Знать признаки осени | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
21. | Звёздное небо. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Звёздное небо | Иметь представление о звёздном небе | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
22. | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | кладовые Земли | Иметь представление о кладовых земли | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
23. | Про воздух… | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | воздух | Знать, что такое воздух | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
24. | …И про воду. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | вода | Интересные факты о воде | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
25. | Твердые вещества | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Твердые вещества, | Иметь представление о твердых веществах | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
26. | Жидкости и газы | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | жидкости и газы | Иметь представление о жидкостях и газах | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
27. | Основные группы живого (растения, животные) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | растения, животные, | Иметь представление о растениях и животных | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
28. | Основные группы живого (грибы, бактерии) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | грибы, бактерии | Иметь представление о грибах и бактериях | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
29. | Какие бывают растения? | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | растения | Иметь представление о группах растений | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
30. | Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | водоросли, мхи, папоротники | Иметь представление о водорослях и папоротниках | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
31. | Группы растений (хвойные, цветковые) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | хвойные, цветковые) | Иметь представление о хвойных и цветковых растениях | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
32. | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Дикорастущие и культурные растения | Иметь представление о дикорастущих и культурных растениях | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
33. | Комнатные растения. | | | | Презентация, картинки, раскраски | Комнатные растения | Иметь представление о комнатных растениях | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
34. | Какие бывают животные? | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | животные | Иметь представление о животных | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
35. | Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | насекомые, рыбы, земноводные | Иметь представление о насекомых, рыбах, земноводных | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
36. | Группы животных (пресмыкающиеся, птицы, звери) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | пресмыкающиеся, птицы, звери | Иметь представление о пресмыкающихся, птицах, зверях | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
37. | Дикие и домашние животные. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Дикие и домашние животные | Знать различие диких и домашних животных | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
38. | Животные живого уголка. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Животные живого уголка | Знать животных живого уголка | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
39. | Про кошек и собак. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Кошки и собаки | Интересные факты о домашних животных | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
40. | Съедобные грибы | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Съедобные грибы | Иметь представление о съедобных грибах | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
41. | Несъедобные грибы | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Несъедобные грибы | Иметь представление о несъедобных грибах | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
42. | Красная книга. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Красная книга | Иметь представление о | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
43. | Взаимосвязи между природой и человеком (отрицательное и положительное воздействие людей на природу) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | воздействие людей на природу | Иметь представление о взаимодействии людей на природу | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
44. | Строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме на доступном уровне | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Строение тела человека | Знать строение тела человека | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
45. | Тест. Проверим себя. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | природа | Знать, что такое природа | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
| Путешествия | | | | | | | |
46. | Посмотри вокруг… | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | путешествия | Уметь ориентироваться вокруг | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
47. | Ориентирование на местности. (школьный двор) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Ориентирование | Иметь представление об ориентировании | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
48. | Ориентирование на местности. (детская площадка) | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Ориентирование | Иметь представление об ориентировании | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
49. | Формы земной поверхности. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Земная поверхность | Иметь представление о Земной поверхности | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
50. | Водоёмы. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Водоёмы | Иметь представление о водоёмах | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
51. | В гости к весне. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Весна, гости весны | Знать признаки весны | Умение решать каждодневные жизненные задачи |
52. | Россия на карте. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Наша страна | Иметь представление о России | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
53. 54. | Путешествие по Москве. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Москва | Иметь представление о Москве | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
55. | Московский Кремль. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Московский Кремль | Иметь представление о Московском Кремле | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
56. 57. | Город на Неве. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Город на Неве. | Иметь представление о городе на Неве | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
58. 59 | Города России | | | | Презентация, картинки, раскраски | города | Иметь представление о городах России | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
60. 61 | Путешествие по планете. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | планета | Иметь представление о планетах | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
62. | Путешествие по материкам. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | материк | Иметь представление о материках | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
63. 64 | Страны Европы. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Европа | Иметь представление о Европе | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
66. | Страны Азии. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Азия | Иметь представление об Азии | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
65. | Страны Африки. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Африка | Иметь представление об Африке | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
66. | Страны Северной и Южной Америки. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Северная и Южная Америка. | Иметь представление о Северной и Южной Америке | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
67. | Страны Австралии и Океании. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Австралия и Океания. | Иметь представление об Австралии и Океании | овладение первоначальными представлениями о социальной жизни |
68. | Впереди лето. | 1 | | | Презентация, картинки, раскраски | Лето, гости лета | Знать признаки лета | Умение решать каждодневные жизненные задачи |