СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная рабочая программа " Окружающий природный мир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная рабочая программа " Окружающий природный мир"»

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

4. Личностные результаты освоения учебного предмета.

5. Предметные результаты освоения учебного предмета.

6. Содержание учебного предмета. 7. Тематическое планирование.

8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9. Список литературы.

Приложение 1. – Календарно-тематическое планирование.


1.Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря2014 года).

1.3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599.

1.4. Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1026).

1.5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ОГКОУ «Школа №11» с расстройствами аутистического спектра с УО (5- 9 класс).

1.6. Учебный план ОГКОУ «Школа № 11» на 2023-2024 учебный год.

1.7. Годовой календарный учебный график школы на 2023-2024 учебный год.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в коррекционной школе направлено на достижение следующих целей:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, элементарных навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают подростки с интеллектуальными нарушениями, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  2. осознание учащимся ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Специфика курса «Окружающий природный мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащемуся с выраженным интеллектуальным отставанием материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс «Окружающий природный мир» представляет школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить элементарные опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. В процессе изучения курса «Окружающий природный мир» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине.

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов коррекционной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока, оно продолжается постоянно в школе, во внеурочной деятельности, и за пределами школы.



3. Место учебного предмета в учебном плане.


Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов



4.Личностные результаты освоения учебного предмета.



формирование основ патриотизма,

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов на доступном уровне; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах на доступном уровне; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей на доступном уровне; развитие навыков доступного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на доступном уровне.

5.Предметные результаты освоения учебного предмета.



  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Минимальный уровень

- Знать, что человек — часть природы и общества;

-основные группы живого (растения, животные);

-взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу на индивидуальном уровне);

-строение тела человека;

- основные правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки на индивидуальном уровне;

-некоторые города России, их главные достопримечательности.

Достаточный уровень

  • Знать, что человек — часть природы и общества;

-что такое твердые вещества,

жидкости и газы;

-основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

-группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) на доступном уровне;

-группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) на доступном уровне;

  • съедобные и несъедобные грибы;

-взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу) на доступном уровне;

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме на доступном уровне;

-основные правила гигиены; основы здорового образа жизни;

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности;

-некоторые города России, их главные достопримечательности с опорой на карту.

6.Содержание учебного предмета, курса.

Где мы живём

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Знакомство с характерными особенностями городских и сельских поселений. Информация для проекта о нашей малой родине. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Где мы живём.

Природа

Неживая и живая природа, связь между ними. Явления живой и неживой природы. Что такое погода. Метеорологические знаки. Осенние изменения в природе. Осенние изменения в живой и неживой природе. Дневное и ночное небо. Звёзды и созвездия. Практическая работа: знакомство с горными породами и минералами. Воздух – одно из главных богатств природы. Причины возникновения ветра. Вода – одно из главных богатств природы. Значение воды.

Многообразие растений.

Многообразие животных. Взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества. Формирование представлений детей о дикорастущих и культурных растениях. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Роль комнатных растений в жизни человека. Правила ухода. Обитатели живого уголка. Уход за животными. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак для человека. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Растения в Красной книге. Презентация проекта «Красная книга». Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Путешествия

Понятие «горизонт»; условные обозначения сторон горизонта. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Ориентирование по компасу и местным природным признакам. Ознакомление с формами земной поверхности и нашего края. Понятие «водоем»; части реки. Наблюдение весенних изменений в природе. Весенние изменения в природе. Понятие «географическая карта», приёмы чтения карты. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы. Жизнь москвичей — наших сверстников. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Достопримечательности города на Неве. Понятие «географическая карта мира». Масштабность нашей. Понятия «физическая» и «политическая» карты. Летние изменения в природе. Экскурсия в природу.

7.Тематическое планирование.

Название раздела

Кол-во

часов

1.

«Повторение»

12

2.

«Человек и природа. Где мы живем»

4

3.

«Природа»,

29

4.

«Путешествия»

23

Итого


68


8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. технические и электронные средства обучения:

- экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума);

- видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц;.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

-персональный компьютер;

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

  • наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; динамических картин и схем по разделам программы;

  • различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  • объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

  • модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;

  • конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

  • натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.;

  1. учебно -практическое оборудование:

- игровой материал для сюжетных дидактических игр;

- оборудование для проведения практических занятий;

- оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

9. Список литературы



Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокамhttp://svetly5school.narod.ru/metod1.html

Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.

Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2014 г.

Плешаков А.А.. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. - М.



Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Оборудование

Формируемые понятия

Планируемые результаты

П

Ф

Возможные результаты

БУД

Повторение.







1.

Мир глазами астронома. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет.

1



Макет «Планеты», презентация, картинки

Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет

Иметь представление о небесных телах

Умение решать каждодневные жизненные задачи

2.

Мир глазами историка. Что изучает история.

1



Презентация, картинки, раскраски

история

Иметь представление об истории

Умение решать каждодневные жизненные задачи

3.

Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

1



Презентация, картинки, раскраски

Экология, сокровища Земли

Иметь представление об экологии

Умение решать каждодневные жизненные задачи

4.

Равнины и горы России.

1



Презентация, картинки, раскраски

Равнины и горы

Иметь представление о морях и озёрах

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

5.

Моря, озёра и реки России.

1



Презентация, картинки, раскраски

Моря, озёра и реки

Иметь представление об

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

6.

Природные зоны России.

1



Презентация, картинки, раскраски

Природные зоны

Иметь представление о природных зонах

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

7.

Зона Арктических пустынь. Тундра.

1



Презентация, картинки, раскраски

Арктические пустыни. Тундра.

Иметь представление о пустынях и тундре

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

8.

Леса России.

1



Презентация, картинки, раскраски

Леса

Иметь представление о лесах

Умение решать каждодневные жизненные задачи

9.

Зона степей. Пустыни.

1



Презентация, картинки, раскраски

Зона степей

Иметь представление о пустыни

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

10.

У Черного моря.

1



Презентация, картинки, раскраски

Черное море

Иметь представление о Чёрном море

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

11.

Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства.

1



Презентация, картинки, раскраски

Водные богатства, подземные богатства.

Иметь представление о водных и подземных богатствах

Умение решать каждодневные жизненные задачи

12.

Жизнь леса. Жизнь луга.

1



Презентация, картинки, раскраски

Леса, луга

Иметь представление о лесах, лугах

Умение решать каждодневные жизненные задачи


Человек и природа. Где мы живём








13.

Родная страна.

1



Презентация, картинки, раскраски

Где мы живём, наша страна

Интересные факты о родной стране

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

14.

Город и село. «Родной город»

1



Презентация, картинки, раскраски

Город и село

Интересные факты о родном городе

Умение решать каждодневные жизненные задачи

15.

Природа и рукотворный мир.

1



Презентация, картинки, раскраски

Природа и рукотворный мир

Иметь представление о рукотворном мире

Умение решать каждодневные жизненные задачи

16.

Тест. Проверим себя.

1



Презентация, картинки, раскраски

Человек и природа

Интересные факты о человеке и природе

Умение решать каждодневные жизненные задачи

Природа.







17.

Неживая и живая природа.

1



Презентация, картинки, раскраски

Неживая и живая природа

Иметь представление о живой и неживой природе

Умение решать каждодневные жизненные задачи

18.

Явления природы.

1



Презентация, картинки, раскраски

Явления природы.

Иметь представление об явлениях природы

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни


19.

Что такое погода?

1



Презентация, картинки, раскраски

погода

Иметь представление о погоде

Умение решать каждодневные жизненные задачи

20.

В гости к осени. Экскурсия.

1



Презентация, картинки, раскраски

Осень, гости осени

Знать признаки осени

Умение решать каждодневные жизненные задачи

21.

Звёздное небо.

1



Презентация, картинки, раскраски

Звёздное небо

Иметь представление о звёздном небе

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

22.

Заглянем в кладовые Земли.

1



Презентация, картинки, раскраски

кладовые Земли

Иметь представление о кладовых земли

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

23.

Про воздух…

1



Презентация, картинки, раскраски

воздух

Знать, что такое воздух

Умение решать каждодневные жизненные задачи

24.

…И про воду.

1



Презентация, картинки, раскраски

вода

Интересные факты о воде

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

25.

Твердые вещества

1



Презентация, картинки, раскраски

Твердые вещества,

Иметь представление о твердых веществах

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

26.

Жидкости и газы

1



Презентация, картинки, раскраски

жидкости и газы

Иметь представление о жидкостях и газах

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

27.

Основные группы живого (растения, животные)

1



Презентация, картинки, раскраски

растения, животные,

Иметь представление о растениях и животных

Умение решать каждодневные жизненные задачи

28.

Основные группы живого (грибы, бактерии)

1



Презентация, картинки, раскраски

грибы, бактерии

Иметь представление о грибах и бактериях

Умение решать каждодневные жизненные задачи

29.

Какие бывают растения?

1



Презентация, картинки, раскраски

растения

Иметь представление о группах растений

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

30.

Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,)

1



Презентация, картинки, раскраски

водоросли, мхи, папоротники

Иметь представление о водорослях и папоротниках

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

31.

Группы растений (хвойные, цветковые)

1



Презентация, картинки, раскраски

хвойные, цветковые)

Иметь представление о хвойных и цветковых растениях

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

32.

Дикорастущие и культурные растения.

1



Презентация, картинки, раскраски

Дикорастущие и культурные растения

Иметь представление о дикорастущих и культурных растениях

Умение решать каждодневные жизненные задачи

33.

Комнатные растения.



Презентация, картинки, раскраски

Комнатные растения

Иметь представление о комнатных растениях

Умение решать каждодневные жизненные задачи

34.

Какие бывают животные?

1



Презентация, картинки, раскраски

животные

Иметь представление о животных

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

35.

Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,)

1



Презентация, картинки, раскраски

насекомые, рыбы, земноводные

Иметь представление о насекомых, рыбах, земноводных

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

36.

Группы животных (пресмыкающиеся, птицы, звери)

1



Презентация, картинки, раскраски

пресмыкающиеся, птицы, звери

Иметь представление о пресмыкающихся, птицах, зверях

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

37.

Дикие и домашние животные.

1



Презентация, картинки, раскраски

Дикие и домашние животные

Знать различие диких и домашних животных

Умение решать каждодневные жизненные задачи

38.

Животные живого уголка.

1



Презентация, картинки, раскраски

Животные живого уголка

Знать животных живого уголка

Умение решать каждодневные жизненные задачи

39.

Про кошек и собак.

1



Презентация, картинки, раскраски

Кошки и собаки

Интересные факты о домашних животных

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

40.

Съедобные грибы

1



Презентация, картинки, раскраски

Съедобные грибы

Иметь представление о съедобных грибах

Умение решать каждодневные жизненные задачи

41.

Несъедобные грибы

1



Презентация, картинки, раскраски

Несъедобные грибы

Иметь представление о несъедобных грибах

Умение решать каждодневные жизненные задачи

42.

Красная книга.

1



Презентация, картинки, раскраски

Красная книга

Иметь представление о

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

43.

Взаимосвязи между природой и человеком (отрицательное и положительное воздействие людей на природу)

1



Презентация, картинки, раскраски

воздействие людей на природу

Иметь представление о взаимодействии людей на природу

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

44.

Строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме на доступном уровне

1



Презентация, картинки, раскраски

Строение тела человека

Знать строение тела человека

Умение решать каждодневные жизненные задачи

45.

Тест. Проверим себя.

1



Презентация, картинки, раскраски

природа

Знать, что такое природа

Умение решать каждодневные жизненные задачи

Путешествия







46.

Посмотри вокруг…

1



Презентация, картинки, раскраски

путешествия

Уметь ориентироваться вокруг

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

47.

Ориентирование на местности. (школьный двор)

1



Презентация, картинки, раскраски

Ориентирование

Иметь представление об ориентировании

Умение решать каждодневные жизненные задачи

48.

Ориентирование на местности. (детская площадка)

1



Презентация, картинки, раскраски

Ориентирование

Иметь представление об ориентировании

Умение решать каждодневные жизненные задачи

49.

Формы земной поверхности.

1



Презентация, картинки, раскраски

Земная поверхность

Иметь представление о Земной поверхности

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

50.

Водоёмы.

1



Презентация, картинки, раскраски

Водоёмы

Иметь представление о водоёмах

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

51.

В гости к весне.

1



Презентация, картинки, раскраски

Весна, гости весны

Знать признаки весны

Умение решать каждодневные жизненные задачи

52.

Россия на карте.

1



Презентация, картинки, раскраски

Наша страна

Иметь представление о России

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

53.

54.

Путешествие по Москве.

1



Презентация, картинки, раскраски

Москва

Иметь представление о Москве

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

55.

Московский Кремль.

1



Презентация, картинки, раскраски

Московский Кремль

Иметь представление о Московском Кремле

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

56.

57.

Город на Неве.

1



Презентация, картинки, раскраски

Город на Неве.

Иметь представление о городе на Неве

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

58.

59

Города России



Презентация, картинки, раскраски

города

Иметь представление о городах России

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

60.

61

Путешествие по планете.

1



Презентация, картинки, раскраски

планета

Иметь представление о планетах

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

62.

Путешествие по материкам.

1



Презентация, картинки, раскраски

материк

Иметь представление о материках

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

63.

64

Страны Европы.

1



Презентация, картинки, раскраски

Европа

Иметь представление о Европе

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

66.

Страны Азии.

1



Презентация, картинки, раскраски

Азия

Иметь представление об Азии

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

65.

Страны Африки.

1



Презентация, картинки, раскраски

Африка

Иметь представление об Африке

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

66.

Страны Северной и Южной Америки.

1



Презентация, картинки, раскраски

Северная и Южная Америка.

Иметь представление о Северной и Южной Америке

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

67.

Страны Австралии и Океании.

1



Презентация, картинки, раскраски

Австралия и Океания.

Иметь представление об Австралии и Океании

овладение первоначальными представлениями о социальной жизни

68.

Впереди лето.

1



Презентация, картинки, раскраски

Лето, гости лета

Знать признаки лета

Умение решать каждодневные жизненные задачи








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!