СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Трудовое обучение» для учащихся 5 класса на 2018/2019 УЧ. Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена  АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Трудовое обучение" для учащихся 5 класса,обучающихся на дому по адаптированной образовательной программе основного общего образованиядля детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на 2018/2019 учебный  год

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Трудовое обучение» для учащихся 5 класса на 2018/2019 УЧ. Г.»





















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Трудовое обучение»

для учащихся 5 класса,

обучающихся на дому по адаптированной образовательной программе

основного общего образования

для детей с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)



на 2018/2019 учебный год







Разработана

Паламарчук Н.А.

учителем технологии

первой квалификационной категории


2018 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по труду для 5 класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897(с изменениями);

- письмом заместителя министра Министерства образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» ИР – 535/07 от 07.06.2013 г.;

- программы специальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с. 13ВЫ 5-691-00583-9. 5-691-00626-6(11).

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко»;

- учебного плана МБОУ « Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2018/2019 учебный год.


Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

5 класс - Технология. Швейное дело: учеб.для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/Г.Б.Картушина,Г.Г.Мозговая 5-е изд.-М.:Просвещение,2009г.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МБОУ «Сакская СШ №4 им. Героя Советского Союза Ф.И.Сенченко» на 2018/2019 учебный год, на изучение предмета «Труд» предусмотрено

в 5 классе - 17 часов (занятия с учителем) 0,5 часов в неделю, а также 34 часа (самостоятельное изучение учебного материала) 1 час в неделю при 34 учебных неделях в течение учебного года.



Цель программы: формирование и развитие у учащихся общетрудовых и специальных умений и навыков в области технологии изготовления одежды.

Задачи программы:

- формировать и совершенствовать технические и технологические знания, профессионально-трудовые умения и навыки;

- развивать мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики;

- воспитывать культуру труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки.

Кроме того, выполнение швейных работ формирует у учащихся эстетические представления и вкус, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, адаптирует учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Умственная отсталость характеризуется:

1. Сужением и замедлением зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде.

2. Произвольным нецеленаправленным вниманием.

3. Конкретным мышлением, ограниченным непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слабой регулирующей ролью мышления в поведении, снижением способности к отвлеченным процессам.

4. Замедленностью памяти и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной.

5. Недостаточно дифференцированными, неадекватными эмоциями.

6. Слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов.

7. Недоразвитием психомоторных процессов, которые проявляются в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.


Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по труду, разработана для Ф.И. и упрощена по следующим категориям:

1. Отбор материала с учетом его доступности и практической значимости для совершенствования речевой практики школьников.  Изучается элементарный материал в самых минимальных пределах.

2. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче — простые. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. Концентризм программы также создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

3. Выделение пропедевтических периодов. Программа выделяет на всех этапах обучения подготовительные этапы, в течение которых коррегируются недостатки прошлого опыта, идет подготовка к усвоению следующих разделов программы.

4. Замедленный темп прохождения учебного материала. По сравнению с обычной программой и программой для детей с ОВЗ предусмотрено увеличение количества уроков по каждой теме.

5. Коррекционная и практическая направленность программного материала.  Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содействие возможно большему приближению развития этих детей к их максимальному уровню.

Реализуются следующие принципы в построении хода урока:

1.Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

3.Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

4.Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

5.Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.

6.Опора на более развитые способности ребенка;

7.Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.


Для адаптированной рабочей программы выбран блок «Швейное дело», так как оснащение школы оборудованием и материалами позволяет выполнять соответствующие виды трудовой деятельности. Рабочая программа позволяет повышению уровня познавательной активности учащихся и развитию их способности к осознанной регуляции трудовой дея­тельности. Последнее предполагает формирование у учащихся не­обходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых уме­ний. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимаю­щих) действиях.

Основные пути повышения качества работы учащихся заклю­чаются в следующем:

1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и приме­нение в работе эффективной технологии.

3. Достаточный уровень технического и материального обеспе­чения труда учащихся.

В первые два—три года обучения первосте­пенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и сте­пень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения.


Для эффективного обучения умственно отсталых детей необхо­димо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, по­зволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельнос­ти каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

В 5 классе учащаяся знакомится с устройством швейной маши­ны. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приоб­ретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории.



















1. Содержание программы

5 класс

Швейная машина Вводное занятие (3ч.)

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требова­ния. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, ма­териалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получе­ние ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к ра­боте (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машин­ных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигза­гообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью (8 ч.)

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и ма­шинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (кра­евой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закры­тым и открытым срезами.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и откры­тым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заме-тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подго­товка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косы­ми стежками.

Ремонт одежды (3 ч.)

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришива­ния пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответ­ствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складыва­ние ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распо­ровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание сре­зов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом ши­риной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными от­верстиями на стойке.

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мас­терской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и ма­шинного рабочего места.

Работа с тканью

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух сло­ев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, кон­струкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежка­ми или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание сре­зов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего сре­за швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продер­гивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отде­лочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. При­утюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешал­ки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закры­тым срезом.

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопас­ной работы в мастерской.

Швейная машина с ножным приводом

Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приво­дом: назначение, устройство (приводной, передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение. Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и под­бор в зависимости от ткани, правила установки.

Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

Практические работы. Выполнение строчек с различной дли­ной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машин­ных строчек на тонких и толстых тканях.

Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани

Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обра­ботанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изго­товления выкройки. Сантиметровая лента. Понятия прямая и кри­вая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штрихо­вая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонталь­ные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров). Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком). Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямо­му направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложе­нием сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и попереч­ной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к по­шиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стеж­ками вручную. Утюжка изделия.

Двойной шов (3 ч.)

Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывер-тывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Конт­роль размеров шва.

Упражнение. Выполнение двойного шва на образце. ,

Построение чертежа по заданным размерам.

Пошив однодетального изделия с применение двойного шва

Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

Практические работы. Определение размера наволочек по по­душке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Рас­кладка выкройки на ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с при­пуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двой­ным швом, сметывание. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюж­ка готового изделия.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

Самостоятельная работа

Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и про­верка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

Вводное занятие

Правила безопасности при шитье.

Накладной шов

Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: примене­ние, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с дву­мя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя от­крытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов

Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.

Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Об­щее представление о хлопчатнике. Общее представление о пряде­нии. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, разме­ры, швы.

Умение. Расчет расхода ткани.

Практические работы. Определение ширины и длины прямо­угольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с при­пуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обра­ботка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Размет­ка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторо­ну дна и прикрепление его. Отделка сумки.

Практическое повторение

Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйствен­ных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

Самостоятельная работа

Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).



















2. Тематическое планирование

5 класс





Изучаемый материал


Количество часов

Адаптированная

рабочая программа

Практические работы

1

Швейная машина.

3 ч.

2 ч.

2

Простые швы

4 ч.

3 ч.

3

Ремонт одежды

2 ч.

2 ч.

4

Работа с тканью

8 ч.

7 ч.

Итого:

17 ч.

14 ч.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!