Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Федерального государственного образовательного стандарта НОО
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Бичурга –Баишевская СОШ»
Авторской программы по изобразительному искусству (составитель Б.М.Неменский, «Программа ИЗО и художественный труд. 1–4 классы» – М.:Просвещение, 2015).
Цели и задачи
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Содержание учебного ПРЕДМЕТА
Истоки родного искусства (8 ч).
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли (7 ч).
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник (11 ч).
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (8 ч).
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Планируемые Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:
·будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
·начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
·сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
·появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
·установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
·овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
·смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
·научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
·получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
·смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
·выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
·видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Нормы оценок, знаний, умений, навыков.
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
(ученик самостоятельно, тщательно и аккуратно выполняет работу, ошибок в изображении нет, но допускает незначительные неточности)
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
(самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет работу сравнительно аккуратно, но допускает незначительные ошибки в изображении)
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
(работу выполняет небрежно, допускает существенные ошибки в изображении)
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
(ученик не выполняет практическую работу самостоятельно, систематически допускает грубые ошибки в изображении)
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол.ч. | Характеристика деятельности учащихся |
Истоки родного искусства | 8 | |
1. | Пейзаж родной земли. | 1 | Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь) |
2 | Красота природы в произведениях русской живописи. | 1 | Изображение осеннего пейзажа. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) |
3 | Красота человека.(Русская красавица). | 1 | Изображение портрета женского сказочного персонажа в традиционном головном уборе |
4 | Деревня- деревянный мир. | 1 | Изображение образа русской избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка). Передача особой красоты русского жилища художественными материалами |
5 | Украшение избы и их значение. | 1 | Изображение образа русской избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка). Передача особой красоты русского жилища художественными материалами |
6 | Образ русского человека в произведениях художников. | 1 | Выполнение рисунка человека в русском народном костюме (мужского или женского образа –по выбору). |
7 | Календарные праздники. | 1 | Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ) |
8 | Народные праздники.(обобщение темы). | | Коллективная работа –изображение народного праздника «Осенняя ярмарка». |
Древние города нашей Земли | 7 | |
9 | Родной угол. | 1 | Изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен. |
10 | Древние соборы. | 1 | Изображение древнерусского храма или собора. |
11 | Города русской земли. | 1 | Создание коллективного панно – изображение древнерусского города (внешний или внутренний вид города). «Город-крепость». |
12 | Древнерусские воины-защитники. | 1 | Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря. |
13 | Золотое кольцо России.Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России». |
14 | Узорочье теремков. | 1 | Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты – подготовка фона для следующего задания |
15 | Пир в теремных палатах.(обобщение темы). | 1 | Выполнение коллективного панно «Пир в теремных палатах», изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники). |
Каждый народ – художник | 11 | |
16 | Страна восходящего солнца. | 1 | Изготовление модели цветущего дерева – сакуры |
17 | Искусство оригами | 1 | Изготовление бумажного журавлика. Во время практической работы учащихся звучит японская музыка |
18 | Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 | Изображение женского образа – японки. Рисование образа японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. |
19 | Народы гор и степей | 1 | Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь) |
20 | Юрта как произведение архитектуры | 1 | Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища – юрты. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь). Составление композиции из работ обучающихся |
21 | Города в пустыне | 1 | Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация из цветной бумаги. |
22 | Древняя Эллада | 1 | Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа |
23 | Олимпийские игры | 1 | Выполнение коллективной работы –панно «Олимпийские игры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры». Рисование красками, выполнение коллажа из рисунков. |
24 | Средневековый город | 1 | Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. |
25 | Образ готического храма в средневековом городе | 1 | Изображение готического собора |
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение | 1 | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». Составление туристического рекламного буклета в одну из стран. |
Искусство объединяет народы | 8 | |
27 | Материнство. | 1 | Рисование портрета на тему «Улыбка мамы» |
28 | Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве | 1 | Рисование портрета на тему «Мать и дитя» (стремление выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу). |
29 | Мудрость старости | 1 | изображение портрета своих бабушки или дедушки. Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами. |
30 | Сопереживание. Дорогою добра | 1 | Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима. |
31 | Герои-защитники | 1 | Рисование портрета героев защитников |
32 | Героическая тема в искусстве разных народов | 1 | Создание этюда «Памятник народному герою». |
33 | Юность и надежда | 1 | Изображение радости детства, мечты о счастье, о подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или по представлению). |
34 | Искусство народов мира (обобщение темы) Итоговая выставка творческих работ | 1 | Рисование образа средневекового города командами (на листе ватмана, закрепленного на доске). |