СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИЗО» ( ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного паредмета "ИЗО". Для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс  (2 Вариант)

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ИЗО» ( ОВЗ)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«ИЗО»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

2 класс  (2 Вариант)

на 2022-2023 учебный год































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИЗО"

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация.

На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.

Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • действия по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;

Работа по изобразительной деятельности включает: лепку, рисование, аппликацию, элементарное конструирование.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.

Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.


В Федеральном компоненте государственного стандарта «Изобразительная деятельность» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

На его изучение отведено 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебные недели.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИЗО"

Цель:формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Задачи:

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» содержит следующие разделы: Лепка; Рисование; Аппликация.

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска.

Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой.

Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.


Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом.

Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек.

Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.

Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.

Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.

Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).

Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.

Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению).

Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».


Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др.

Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру.

Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.

Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на

позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется

в процессе освоения учебного предмета:

 сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном

развитии человека;

 сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического

отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

 овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,

скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ

(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура),

декоративной (народных и прикладные виды искусства);

 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

 понимание образной природы искусства;

 эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира

 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

 умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

 выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах

 и художественных музеев своего региона;

 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

 способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе,

человеку, обществу;

 умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях

создавать свою самобытную художественную культуру;

 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей

понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира

человека.

К концу изучения курса «Изобразительное искусство»(1 класс)

Выпускник научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,

декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и

приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной

красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

- способы и приёмы обработки различных материалов;

- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учётом замысла;

- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

- конструировать из природных материалов;

- пользоваться простейшими приёмами лепки.

Выпускник получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование

на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи

собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративноприкладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

- -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой

художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.




Тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количество часов на изучение раздела

1

Лепка

8

2

Рисование

16

3

Аппликация

9


Итого:

33


















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Виды деятельности

дата

1

1

Цвета осени. Аппликация

Сравнение осенних листьев по форме и цвету. Использование этого опыта в изображении осеннего листопада при работе с акварельными красками, а также в аппликации и лепке.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), кисть, клей, пластилин, образцы изображений


2

2

Солнце на небе. Травка на земле. Забор. Рисование

Практика работы с красками.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, образец


3

3

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование

Работа по трафарету. Творческие умения и навыки. Помощь учителя. Сравнение своей работы с работой одноклассников.

Материалы и инструменты: цветные мелки, бумага, образец


4

4

Простые формы предметов. Сложные формы. Рисование

Материалы и инструменты: цветная бумага, картон, трафареты, цветные карандаши.


5

5

Линия. Точка. Пятно. Рисование

Линия, точка, пятно. Правильное удерживание карандаша в руке.

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры


6

6

Изображаем лист сирени. Рисование

Изучение формы листа (на примере листа сирени). Изображение листа сирени. Форма листа.


7

7

Лепим лист сирени

Материалы и инструменты: трафарет листа, пластилин, стека


8

8

Лепим. Матрешка

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объемные объекты (снеговик, неваляшка).


9

9

Рисуем куклу неваляшку

Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы акварельными красками. Декоративная роспись.


10

10

Лепка плетенки, крендели, батон, булочки, пряники, печенье, бублики

Материалы и инструменты: картон, пластилин, стека,


11

11

Аппликация: «Разноцветный дождик»

Приемы работы в технике бумагопластики.

Материалы и инструменты: картон, набор цветной бумаги, ножницы,


12

12

Аппликация «Рыбки в аквариуме»


Изображение аквариума в технике аппликации. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами.

Материалы и инструменты: бумага (обычная и цветная), цветные карандаши. Фломастеры


13

13

Снеговик. Лепка


Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями (нижний, средний и верхний круги, составляющие конструкцию «снеговика»),


14

14

Новогодняя елка. Флажки на веревке для елки. Рисование. Аппликация

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши



15

15

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека

Человек. Изображение человека. Части тела человвека. Части головы, лица. Чем похожи люди и в чем разные? Развитие наблюдательности.


16

16

Рисуем пальчиками: «Зимнее дерево»

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры


17

17

Дорисовывание симметричной половины (мяч, ёлка, дом»)

Материалы и инструменты: бумага, цветные карандаши, фломастеры


18

18

Аппликация из рваной бумаги: «Домик бабы-яги».

Материалы и инструменты: бумага белая и цветная, ножницы, клей, цветные карандаши


19

19

Пирамидка. Рыбка. Аппликация

Работа с шаблоном. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры


20

20

Ваза с цветами. Аппликация


Материалы и инструменты: шаблон, цветная бумага, кисть, клей, цветные карандаши, фломастеры


21

21

Колобок. Нарисуй картинку

Составлять композицию по сюжету сказки.


22

22

Дома в городе. Аппликация

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения зданий в технике аппликации.


23

23

Одноэтажный дом. Трехэтажный дом. Лепка

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, вытягивание, защипывание).

Создавать изображение дома в технике лепки с передачей пропорций и учетом композиционного центра.


24

24

Многоэтажный дом. Аппликация

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей


25

25

Весна пришла. Яркое солнце.

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника


26

26

Рисуем пальчиками: «Весеннее дерево»

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника


27

27

Бежит ручей. Плывет кораблик.

Рисование

Материалы и инструменты: бумага, акварель, кисти (тонкая и толстая), иллюстрация картины художника


28

28

Рисуем ромашку

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти


29

29

Рисуем ватными палочками «Летнее дерево»

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти


30

30

Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец


31

31

Грибы. Грибы на пеньке. Аппликация

Материалы и инструменты: цветная бумага, ножницы, клей, кисти, цветные карандаши, образец


32

32

«Метод тычка»: Букет цветов

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти


33

33

Здравствуй, лето! Рисование картин

Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Дидактический материал:

  • предметы различной формы, величины, цвета,

  • изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

  • оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

  • Произведения изобразительного искусства (репродукции картин художников).

  • Материально-техническое: изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, полоски цветного картона различной длины и ширины, различные игрушки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: «Академия», 2002г.

2. Перова В.Г. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: «Просвещение»,1983г.

3. Изобразительное искусство. 1класс: учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю.Рау, М.А. Зыкова. - М.: Просвещение,2018.

4.Изобразительное искусство. Методические рекомендации.1-4классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы/М.Ю. Рау, М.А. Овчинникова, М.А.Зыкова,Т.А.Соловьева. М.: Просвещение, 2016.

5. [email protected].

6. Журнал «Начальная школа», «Здоровье школьника».

7. Pro.Школу.ru.интернет – портал.

8. http://www.yandex.ru/

9. http://www.breasting.ru/

10.http://raduga.rkc-74.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!