Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________И.А. Середина 20.08.2020 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Богучарская СОШ № 1" _____________ Г.Ю. Алабина Приказ № _____ от ___________ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
на 2020-2021 учебный год
Класс: 5 а
Учитель: Иванова Ж. В.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися ......................................................................................3
3. Описание места учебного предмета в учебном плане....................................4
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета............ 4
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета...........4
6. Содержание учебного предмета……………………………………………....7
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся..................................................................................11
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.……....................................................................13
1. Пояснительная записка.
Программа предмета «Технология» 5 класс составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; учебного плана МКОУ "Богучарская СОШ № 1" , образовательной программы основного общего образования МКОУ "Богучарская СОШ № 1" г. Богучар, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения; программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, с учетом СанПиНа №2.4.2.2821-10 и является составной частью образовательной программы.Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются нарушения речи.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики и дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• творческая, проектно-исследовательская деятельность;
• технологическая культура производства;
• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
• распространённые технологии современного производства. В результате изучения технологии обучающиеся:
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение Технологии согласно учебному плану МКОУ "Богучарская СОШ № 1" в 5 классе 70 часов (2 часа в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Освоение и понимание учебного предмета «Технология» направлено на:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• овладение элементами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения потребностей;
• осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
• профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• самооценка готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• развитие эстетической, творческой деятельности.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
• овладение элементами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения потребностей;
• осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и
• профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• самооценка готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• развитие эстетической, творческой деятельности.
Метапредметными результатами являются:
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя новых задач в учёбе: самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
• осознанное использование речевых средств для выражения своих чувст, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности;
• подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или в письменной форме результатов своей деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с нарушениями речи не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Ученик научится:
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, навыками творческой деятельности;
•умение выбирать инструменты, приспособления и оборудования для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
• навыками подготовки , организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, культурой труда.
• навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
• навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
Ученик получит возможность научится:
• овладевать необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием
распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
• овладевать обще трудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
• формировать умения и навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
• трудолюбию, бережливости, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• воспитывать гражданские и патриотические качеств личности;
6. Содержание учебного предмета
1.Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (14 ч)
Теоретические сведения
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Технология приготовления блюд из сырых овощей (фруктов).
Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Использование яиц в кулинарии. Технология приготовления различных блюд из яиц.
Виды круп, применяемых в питании человека. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Расчёт расхода круп и макаронных изделий с учетом объема приготовления.
Значение молока в питании человека. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству молочных готовых блюд.
Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы.
Значение мясных блюд в питании. Виды мяса, включая мясо птицы. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.
Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.
Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Составление букета из конфет и печенья.
Практическая деятельность
Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.
Приготовление и оформление блюд из круп или макаронных изделий.
Исследование каш и макаронных изделий быстрого приготовления.
Приготовление блюд из творога. Сравнительный анализ коровьего и козьего молока.
Приготовление блюда из рыбы или морепродуктов.
Использование различных приёмов при обработке рыбы.
Приготовление блюда из мяса или птицы.
Исследование качества муки. Приготовление домашней выпечки. Приготовление сладких блюд. Приготовление желе.
Сервировка стола
2. Промышленный дизайн(12ч.)
Теоретические сведения
Изучение основ скетчинга: инструментарий, постановка руки, понятие перспективы, построение простых геометрических тел. Фиксация идеи проекта в технике скетчинга. Презентация идеи продукта группой.
Изучение основ скетчинга: понятие света и тени; техника передачи объѐма.
Понятие объѐмно-пространственной композиции в промышленном дизайне на примере космической станции. Изучение модульного устройства космической станции, функционального назначения модулей.
Основы 3D-моделирования: знакомство с интерфейсом программы Fusion 360, освоение проекций и видов, изучение набора команд и инструментов.
Создание трѐхмерной модели космической станции в программе Fusion 360.
Изучение основ визуализации в программе Fusion 360, настройки параметров сцены. Визуализация трѐхмерной модели космической станции.
Практическая деятельность
Создавать эскизы.Создание макета из бумаги, картона и из ненужных предметов. Упаковка объекта, имитация готового к продаже товара. Презентация проектов по группам.
3. Робототехника (4 ч)
Роботы и их роль в современном производстве. Основные конструктивные элементы роботов. Перспективы робототехники.
Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Правила работы с конструктором LEGO.
Управление роботами. Методы общения с роботом. Состав конструктора LEGOMINDSTORMSEV3. Визуальные языки программирования. Их основное назначение и возможности. Команды управления роботами. Среда программирования модуля, основные блоки.
4. Технологии обработки конструкционных материалов (20ч.)
Теоретические сведения
Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Планирование создания изделий.
Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы. Лесоматериалы, пороки древесины. Производство пиломатериалов и области их применения.
Древесные материалы: фанера, оргалит, картон, древесно-стружечные (ДСП) и древесно-волокнистые материалы (ДВП).
Конструирование и моделирование изделий из древесины. Проектирование изделий из древесины с учётом её свойств. Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Применение компьютера для разработки графической документации.
Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины и древесных материалов с помощью механических и электрифицированных (аккумуляторных) ручных инструментов: пиление, строгание, сверление, шлифование; особенности их выполнения. Технологический процесс и точность изготовления изделий.
Правила безопасной работы ручными столярными механическими и электрофицированными инструментами.
Настройка к работе ручных инструментов.
Сборка деталей изделия гвоздями, шурупами, склеиванием. Зачистка, окраска и лакирование деревянных поверхностей.
Токарный станок для вытачивания изделий из древесины: устройство, назначение, принцип работы. Кинематическая схема. Токарные стамески. Технология токарных работ. Современные станки для обработки древесных материалов. Правила безопасности при работе на токарном станке.
Практическая деятельность
Организация рабочего места для столярных работ.
Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия.
Характеристика пиломатериалов и древесных материалов. Определение плотности древесины по объёму и массе образца. Определение видов лесоматериалов и пороков древесины.
Выполнение упражнений по овладению рациональными и безопасными приёмами работы механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, шлифовании.
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием.
Конструирование и моделирование изделий из древесины. Разработка сборочного чертежа со спецификацией объёмного изделия и составление технологической карты. Разработка конструкторской и технологической документации на проектируемое изделие с применением компьютера.
Изготовление изделия из древесных материалов с применением различных способов соединения деталей.
5. Технологии обработки текстильных материалов (14ч)
Теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Ткацкие переплетения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические.
Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Виды и свойства тканей из химических волокон. Виды нетканых материалов из химических волокон.
Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.
Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами. Порядок соединения деталей в сложных изделиях.
Понятие о моделировании одежды. Получение и адаптация выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод, с CD или из Интернета.
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.
Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток.
Уход за швейной машиной.
Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы при раскрое ткани.
Основные операции при ручных работах: перенос пиний выкройки на детали кроя, стежками предохранение срезов от осыпания – ручное обмётывание.
Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.
Подготовка ткани и ниток к вышивке. Отделка швейных изделий вышивкой: вышивание швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в проектировании вышивке крестом. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы.
Материалы для вязания крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.
Практическая деятельность
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Упражнение на швейной машине.
Работы по настройке и регулированию механизмов и систем швейной машины.
Уход за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы. Устранение дефектов машинной строчки.
Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.
Изготовление образцов для иллюстрации ручных и машинных работ.
Проведение влажно-тепловых работ.
Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Создание схем вышивки. Выполнение образцов вышивки.
Вывязывание полотна.
7. Методы и средства творческой и проектной деятельности (6ч)
Теоретические сведения
Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.
Основные этапы проектной деятельности и их характеристики.
Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления. Методы творческой деятельности: метод фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ.
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы творчества в проектной деятельности.
Экономическая оценка проекта и его презентация. Реклама полученного продукта труда на рынке товаров и услуг.
Практическая деятельность
Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.
Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.
Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы.
Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с помощью MicrosoftPowerPoint.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Тема раздела. Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающая направленность | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ I. Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов (14 ч) |
| Основы рационального питания | Рассказ учителя. Просмотр презентации Самостоятельная работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. | Расширение словарного запаса. Развитие способности обобщать. | 2 |
| Технологии обработки овощей и фруктов | 4 |
| Технологии обработки рыбы и морепродуктов | Рассказ учителя. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. Выбирать и готовить изделия из молока и молочных продуктов. , | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. | 4 |
| Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов | Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы по теме. Обсуждение. Схемы и рисунки в тетради. Заполнение таблицы в тетради. | Расширение словарного запаса. Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи и хранении продуктов. Организовывать рабочее место. | 4 |
| Технология сервировки стола. Правила этикета | 1 |
РАЗДЕЛ II. Промышленный дизайн |
| Кейс «Космическая станция» | Рассказ учителя. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. | Развитие способности обобщать. Совершенствование умения сравнивать два и более предметов и явлений, выделять их сходства и различия. | 12 |
3. Робототехника. |
| Кейс №1"Соревновательная робототехника" | Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. | Совершенствование устной речи. | 4 |
4.Технологии обработки конструкционных материалов. |
| Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок | Рассказ учителя. Просмотр презентации. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. | Формирование умения опосредованного запоминания | 4 |
| Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов. | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России | 6 |
| Современные технологии обработки материалов. | Обсуждение работ Выставка готовых работ | 4 |
| Металлы и пласмассы. | Развитие способности обобщать. | 6 |
5.Технологии обработки текстильных материалов |
| Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи | Рассказ учителя. Практическая работа | Находить и представлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения | 10 |
| Технологии машинной обработки текстильных материалов | Рассказ учителя. Работа с учебником. Ответы на вопросы, рисунки по теме. | Обсуждение работ Выставка готовых работ | 4 |
7.Методы и средства творческой и проектной деятельности |
| Методы и средства творческой и проектной деятельности | Творческая работа | Зарисовывать наиболее интересные образцы рукоделия. Выставка готовых работ | 2 |
| Методика научного познания и проектной деятельности | Творческая работа | Обсуждение работ Выставка готовых работ | 2 |
| Экономическая оценка проекта, презентация и реклама. | Творческая работа | Выставка готовых работ, защита проекта | 2 |
И того | 70 |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Ермакова В.И. Основы кулинарии 5-9 класс - М: «Просвещение», 1993г.
2. Симоненко В.Д., Голондарева Н.Б. Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 5-9 классы» - Волгоград: Учитель-АСТ», 2008 г.
3. Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»/О.А. Кожина.
4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования". URL: http://www.consultant.ru (18.08.2014 г.)
5. https://infourok.ru/adaptirovannaya-rabochaya-programma-po-tehnologii-klass-ovz-1927293.html
6. http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/06/ARP_TEH_5-9-kl..pdf
7. https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-tiekhnologhiia-5-8-klass-fkgos
8. https://rosuchebnik.ru/material/tehnologiya-obsluzhivayuschiy-trud-5-8-klassy-metodicheskie/