СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека»»

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Мир природы и человека»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для 2 класса разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП - приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»;

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – Примерная АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- обогащение словаря

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю ( 34 учебных недели)


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Метапредметные результаты

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

- умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса за год обучения


Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.



Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться,сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

-представления о назначении объектов изучения;

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

-адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

-развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

-знание отличительных существенных признаков групп объектов;

-знание правил гигиены органов чувств;

-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

-ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы

Содержание учебного предмета, курса


Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Неживая природа

2

3

Живая природа

7

4

Животные

2

5

Человек

3


Итого:

34















Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.

Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа. Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности. Уход за растениями сада и огорода.

Живая природа. Животные.

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Живая природа. Человек.

Безопасное поведение Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

Осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

- устный опрос;



-творческие и практические работы;

-самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.






Календарно - тематическое планирование


п/п


Содержание (раздел, тема)

Коли- чество

часов



Дата

Оборудование

Приме-

чание


План


Факт




Сезонные изменения в природе.

20





1

Сезонные изменения.

Влияние солнца на смену времен года

1

3.09


Учебник с. 3-5, рабочая тетрадь


2

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1

10.09


Учебник с. 6-12, рабочая тетрадь


3

Времена года. Осень. Растения осенью.

1

17.09


Учебник с. 13-19, рабочая тетрадь


4

Животные осенью.

1

24.09


Учебник с.20-23, рабочая тетрадь


5

Занятия людей осенью

1

1.10


Учебник с. 24-28, рабочая тетрадь


6

Зима. Зимние месяцы.

1

8.10


Учебник с. 29-31, рабочая тетрадь


7

Растения зимой.

1

15.10



Учебник с. 32, рабочая тетрадь


8

Проверочная работа за 1 четверть. Животные зимой.

1

22.10


Учебник с. 32-34, рабочая тетрадь


9

Анализ проверочной работы. Занятия людей зимой

1

29.10


Учебник с.35-39, рабочая тетрадь


10

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Повторение изученного материала.

1

12.11


Рабочая тетрадь


11

Весна. Весенние месяцы.

1

19.11


Рабочая тетрадь


12

Растения весной.

1

26.11


Учебник с.40-43, рабочая тетрадь


13

Животные весной

1

3.12


Учебник с.44-46, рабочая тетрадь


14

Занятия людей весной.

1


10.12


Учебник с.47, рабочая тетрадь



15

Проверочная работа за первое полугодие.

1

17.12



Учебник с. 48-50, рабочая тетрадь


16

Анализ проверочной работы. Лето. Летние месяцы.

1

24.12


Учебник с.51-53, рабочая тетрадь


17

Растения летом.

1

14.01


Учебник с. 54-55, рабочая тетрадь


18

Животные летом.

1

21.01


Учебник с. 56, рабочая тетрадь


19

Занятия людей летом.

1

28.01


Учебник с. 57-58, рабочая тетрадь


20

Повторение изученного материала.

1

4.02


Учебник с. 59, рабочая тетрадь



Неживая природа

2





21

Вода. Свойства воды.


1

11.02


Учебник с. 60-63, рабочая тетрадь


22

Температура воды. Вода в природе.

1

18.02


Учебник с. 64-70, рабочая тетрадь



Живая природа

7





23

Растения. Части растений

1

25.02


Учебник с. 3-7, рабочая тетрадь


24

Растения. Комнатные растения. Части растений.

1

4.03


Учебник с. 8-11, рабочая тетрадь


25

Проверочная работа за 3 четверть. Жизнь растений.

1

11.03


Учебник с. 12-14, рабочая тетрадь


26

Анализ проверочной работы. Растения. Уход за комнатными растениями

1

18.03


Учебник с. 15-20, рабочая тетрадь


27

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.


1

1.04


Учебник с. 21-26, рабочая тетрадь


28

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1

8.04


Учебник с. 27-30, рабочая тетрадь


29

Уход за растениями сада и огорода.

1

15.04


Учебник с.31, рабочая тетрадь



Животные

2





30

Животные и их породы.


1

22.04


Учебник с. 32-46, рабочая тетрадь


31

Рыбы: внешний вид, среда обитания


1

29.04


Учебник с. 47-51, рабочая тетрадь



Человек

3





32

Гигиена тела человека.

1

6.05


Учебник с. 52-54, рабочая тетрадь


33

Итоговая проверочная работа


1

13.05


Тест


34

Анализ проверочной работы. Органы пищеварения. Питание человека. Профилактика отравлений

1

20.05


Учебник с. 55-70, рабочая тетрадь





















Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. – М., Просвещение, 2013.

  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

  4. Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»

  5. Матвеева Н. Б. Мир природы и человека 2 класс: учебник для спец. (коррекц.) образов. Учреждений VIII вида. - Москва: «Просвещение», 2021.

  6. Матвеева Н. Б. Мир природы и человека 2 класс: Рабочая тетрадь. Москва: «Просвещение», 2021.



Печатные пособия

Комплект «Времена года».

Дидактический материал по темам:

«Животные», «Деревья», «Фрукты», «Овощи».

Плакаты: Моя неделя, режим дня, круглый год.


Экранно-звуковые пособия

Электронные презентации, соответствующие тематике программы.


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экспозиционный экран.


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха.

Термометр медицинский. Лупа. Компас. Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения;

Предметы ухода за растениями. Рельефные модели. Модель «Торс человека с внутренними органами».

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!