СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по родному (русскому) языку в 4 классе ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по родному русскому языку в 4классе ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по родному (русскому) языку в 4 классе ЗПР»


Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.


-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (c изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 18 декабря 2012 № 1060, от 29 декабря 2014 года № 1643, от 18 мая 2015 года №507, от 31 декабря 2015 года № 1576);

-Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

-Основной образовательной программы начального общего образования БОУ г.Омска «Школа-интернат основного общего образования №2»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями и дополнениями).

-Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями от 03.08.2018 № 317-ФЗ)

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

-Федеральным базисным учебным планом, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312;

-Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России;

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет «Родной русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

В процессе изучения русского языка реализуются все общие цели, определенные Стандартом, но наиболее значимыми для данного предмета являются. Во-первых, становление основ гражданской идентичности в процессе освоения русского языка, осознания значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Во-вторых, формирование основ умения учиться, так как изучение русского языка предоставляет возможность формирования всех видов универсальных учебных действий. На основе этого можно определить две основных цели изучения русского языка.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учеников с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знако-восимволического и логического мышления школьников;

социокультурная цель изучения родного языка (русского языка) включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Овладение учебным предметом «Родной язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.


Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет « Родной (русский) язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Родной язык (Русский язык)» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Общая характеристика.

Структура курса

Изучение родного русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учеников. Специфика начального курса родного (русского) языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Систематический курс родного русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении родному русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учеников с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Развитие мелкой моторики и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма являются задачами совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью – применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Основные содержательные линии

Материал курса «Родной (русский) язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

-система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

-орфография и пунктуация;

-развитие речи;

- о звуках живой речи Прииртышья (устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения).

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре родного (русского) языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учеников служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень школьников как будущих членов общества.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.

Место в учебном плане.

Предмет «Родной (русский) язык» относится к образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В учебном плане на изучение предмета «Родной (русский) язык» в 4 классе отводится 17 часов (0,5 час в неделю).

Итоговый контроль проводиться в форме тестирования.

Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе:

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

•формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

•развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

•развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

-развитие широких познавательных интересов, инициативы и

любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

•развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Ведущее место предмета «Родной русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения родного русского языка у учеников начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Родной русский язык является для школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Изучение родного русского языка в начальной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

-готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

-формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

-развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

-принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • интереса к изучению языка;

  • осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся научаться:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научаться:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;

  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок.

Содержание изучаемого курса

Курс «Русский родной язык»,4 класс включает 2 блока:

«Язык и культура общения». В основу обучения родному (русскому) языку, речи положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребёнку:

а) осознать язык как средство общения, а себя – как языковую личность;

б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять из в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;

в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью данного блока является его коммуникативная направленность. Обусловлен данный подход тем, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение родного (русского) языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства.

Изучение данного раздела даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого раздела развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.

«Речь. Речевая деятельность. Текст»

Овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, учебной литературы.

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию, воспринятую на слух, участвовать в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать свою точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.), соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).

Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения (в предусмотренном объёме).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень текста; их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.

Типология текстов (повествование, описание, рассуждение). Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Освоение умения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления (просьба, сравнительное высказывание, объяснительная записка, объявление, рассказ, сказка, кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

О ЗВУКАХ ЖИВОЙ РЕЧИ ПРИИРТЫШЬЯ

Устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения.

Произношение безударных гласных в диалектной речи: оканье; яканье; ёканье; иканье; еканье; уканье; выпадение безударных гласных; вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных; особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц.

Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.

Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.


Тематическое планирование

п/п

Наименование темы (раздела, блока)

Количество часов по программе

1

Язык и культура общения.

О звуках живой речи Прииртышья.

5

2

Речь. Речевая деятельность. Текст.

О звуках живой речи Прииртышья

12

ИТОГО:

17



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах 1-3.

Дидактическое и методическое обеспечение

Таблица1

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение



Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2014г.

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы. .: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2009г.

Никифорова В.В. Контрольно-

измерительные материалы. Русский язык. 4 класс/ Сост. В.В. Никофорова.-5-е изд., перераб.- М.: ВАКО, 2014.

О.Н.Крылова Контрольные работы по русскому языку 4 класс. К учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский

язык.4 класс. В 2 ч.»



Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. /

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В.

Бойкина и др. - М.: Просвещение, 2011



Методические пособия

Канакина В. П. Русский язык.

Методическое пособие. 4 класс.


Материально-техническое обеспечение

Таблица 2

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Таблицы к основным разделам грамматического материла, содержащегося в программе по русскому языку.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Мультимедийный проектор

Компьютер учителя

Интерактивная доска

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

Ученические столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Информационно – коммуникационные средстваТаблица 3

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронные пособия.



Интегрированный УМК нач. шк. 1-4 кл. Кирилл и Мефодий. Русский язык

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);



Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);



«Общий текст» (www. text. net. ru.)


















Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы



№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Язык и культура общения (5 часов)

1

О важности общения в жизни людей.

Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли.С какой целью? Зачем? Кто? (адресант) – кому? (адресат) что? (содержание высказывания) . Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). (Задачи общения.)


Национальный русский язык

Приводить примеры важности общения в жизни людей.

Называть адресанта, адресата высказывания.

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии.

Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику.

Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения.

1




2


Несловесные средства общения.

Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. Темп. Громкость. То же слово, да не так бы молвить (тон речи).

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Говорим подробно, кратко.


Произношение безударных гласных в диалектной речи (оканье, яканье, иканье)



Называть несловесные средства общения.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи.

Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.



1



3

Этикетные формулы утешения. Успокоить, утешить словом.

Утешить – помочь, утешить – поддержать. Похвала (комплимент


Произношение безударных гласных в диалектной речи: иканье; еканье; уканье;

Называть этикетные формулы утешения.

Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации.

Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

1



4

Какой я слушатель.

Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному. Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день


Произношение безударных гласных в диалектной речи выпадение безударных гласных

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают.

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения.

Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражения.

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.

Анализировать несловесные средства, используемые говорящим.

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

1



5

Правильная речь.

Яркие Пиши правильно! Произноси правильно! Употребляй слова правильно! Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный.


Произношение безударных гласных в диалектной речи: вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.


1



Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов)

6

Признаки текста. Свяь между предложениями в тексте (лексические, тематические, грамматические и интанационные средства связи). Абзацные отступы, завершающий абзац.

Диалог и монолог


Произношение безударных гласных в диалектной речи: особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц.


Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Оценивать себя как слушателя.

Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев.

Называть признаки текста.

Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам.

1



7

Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).Обучениесоставлению плана текста, детализации действий.Создание текстов изобразительного характера (рассказ по картинкам)

Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья.

Озаглавливать тексты и его части.

Осмысливать понятие «план», анализировать готовые образцы планов и составлять свои.

Наблюдать за выбором языковых средств, за построением предложений и их связью, делают выводы о «секретах» авторов.

Соотноситьтексты и иллюстрации, дополнять (при наличии задания) тексты своими суждениями.

Воспроизводить повествовательные тексты, накапливають опыт построения таких текстов, обсуждають способ действия при составлении плана.

Планировать и создаватьсвои тексты-зарисовки, проверять их и редактировать

1



8

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности.

Знакомство с понятием «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки».


Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье

Воспроизводить повествовательные, описательные тексты, накапливають опыт построения таких текстов.

Анализировать предложения со значением оценки, сравнивать их; предполагатьтипы текстов, для которых они предназначены.

Читать тексты, характеризовать их, выбирать для них предложения со значением оценки, обсуждать и обосновывать решения.

Выявлять основную мысль каждого текста, соотность её с конкретным предложением, делать умозаключение о назначении предложений со значением оценки.


1



9

Объявление. Знакомство с особенностями построения объявлений

Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.




Знакомитьсяс жанром объявления и его особенностями.

Рассматриватьрисунки и оставлять за персонажей полное и точное объявление.

Анализироватьдругие объявления, выявлять недостатки и исправлять их. Составлять и писать объявления для различных ситуаций, обсуждать их и улучшать.

1



10

«Выборочное изложение». Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения

Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области.

Читать и анализировать текст, соотносить словесную информацию с изобразительной; выявлятьчасть текста по заданному заголовку.

Знакомятся с информацией, обсуждают необходимые изменения текста. Наблюдать за отбором сведений, за построением предложений, за их связью, за выбором слов; конструировать начало и конец текста. Планировать свои действия при написании изложения; письменно пересказывать текст, осуществлятьсамоконтроль по ходу письма и самопроверку.

1



11

Подробное изложение: обучение деловому повествованию Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица).

Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья.

Читать и анализировать текст, соотносить словесную информацию с изобразительной; выявлятьчасть текста по заданному заголовку.

Знакомятся с информацией, обсуждают необходимые изменения текста. Наблюдать за отбором сведений, за построением предложений, за их связью, за выбором слов; конструировать начало и конец текста.

Планировать свои действия при написании изложения; письменно пересказывать текст, осуществлятьсамоконтроль по ходу письма и самопроверку.

1



12

Знакомство с построением рассуждения. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. Конструирование текста-рассуждения

Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.


Анализировать тексты, сравнивать их, выявлять сходство.

Читать информацию в учебнике, выделятьновые сведения, использовать их для объяснения результатов анализа; систематизировать признаки рассуждения.

Читать тексты, находить в них рассуждения, обозначать их условными знаками; черпать из учебника информацию, дополнять ею наблюдения и выводы. Преобразовыватьпредложения, сравнивать их, строить рассужденияразных видов, формулировать аргументы.

Завершать рассуждения, выписывать их из текстов.

Размышлять над смыслом названия «объяснительная записка», предполагать особенности, проверять предположения, анализировать структуру образца, составлять и писать записку.

1



13

Объяснительная записка. Обучение написанию объяснительной записки

Анализировать тексты, сравнивать их, выявлять сходство.

Читать информацию в учебнике, выделятьновые сведения, использовать их для объяснения результатов анализа; систематизировать признаки рассуждения.

Читать тексты, находить в них рассуждения, обозначать их условными знаками; черпать из учебника информацию, дополнять ею наблюдения и выводы. Преобразовыватьпредложения, сравнивать их, строить рассужденияразных видов, формулировать аргументы.

Завершать рассуждения, выписывать их из текстов.

Размышлять над смыслом названия «объяснительная записка», предполагать особенности, проверять предположения, анализировать структуру образца, составлять и писать записку.

1



14

Сочинение. Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и ее первичное освоение


Проект: Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.


Пользуясь памяткой, обдумывать текст, анализировать его.

Познакомиться с термином «сочинение».

Планировать текст, устанавливать характер событий и их последовательность, обсуждать варианты построения предложений, выбирать слова.

Составлять рассказы, слушать друг друга, помогать улучшить тексты.

Писать свои рассказы (сочинения), проверять и редактировать их.

1



15

Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок

Проект: Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.


Пользуясь памяткой, обдумывать текст, анализировать его.

Познакомиться с термином «сочинение».

Планировать текст, устанавливать характер событий и их последовательность, обсуждать варианты построения предложений, выбирать слова.

Составлять рассказы, слушать друг друга, помогать улучшить тексты.

Писать свои рассказы (сочинения), проверять и редактировать их.

1



16

Служба новостей, что такое информация.

Газетная информация, факты, события и отношение к ним.

Информационные жанры: хроника, заметка.

Подпись под фотографией.

Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию.
Называть особенности содержания и речевого оформления информационных жанров.
Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям.
Реализовывать хронику, информационную заметку в газету, подпись под фотографией в зависимости от коммуникативной задачи, адресата и т.д.

1



17

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование

Обобщить и систематизировать изученное.

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!