Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Школа-интернат основного общего образования № 2»
«Принята» решением педагогического совета Протокол № от 30.08.2019г. | «Согласовано» Заместитель директора _________ Г. К. Сембаева | «Утверждено» Директор БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования№2» _________В. С. Санин Пр. № от |
Адаптированная рабочая программа
по литературному чтению «Литературное чтение на родном (русском) языке»
3 А класс (ЗПР)
УМК «Школа России»
Составлена учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Рубцовой Еленой Васильевной
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» относится к образовательной области «Филология». В учебном плане на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в 3 классе отводится 17 часов (1 час в 2 недели). Предметная область «Литературное чтение на родном языке» по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся с учетом их мнения предусматривает изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» предназначена для обучения учащихся с ЗПР в 3 классе и представляет собой адаптированный вариант рабочей программы по литературному чтению на родном языке. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016);
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 № 1643));
-Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р
«Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»);
-на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-с учетом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературному чтению Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное чтение»;
-Основной образовательной программы начального общего образования БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2», соответствует требованиям СанПиНа, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных образовательных условий. Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В процессе обучения осуществляется индивидуальный подход, применяются адаптированные задания, даются дозированные нагрузки, применяются здоровьесберегающие технологии. Процесс обучения организован с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;
- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;
(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре Прииртышья, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений авторов Прииртышья, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения и к процессу чтения, ориентации на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа хорошего ученика;
-формирование мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивации обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
- формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;
-умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца;
-умение осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
- учитывать правила планирования и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;
-корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- находить необходимые слова в тексте; на сове опорных слов составлять свое высказывание;
- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать разные виды чтения; изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленным заданием;
- находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст иллюстрация, схема, таблица;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться справочной и энциклопедической литературой.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; -владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
- готовить самостоятельно проекты;
- создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Предметные
Учащиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданным параметрами.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с представленными образцами;
- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно- познавательном тексте для подготовки сообщения;
- сравнивать произведения живописи и литературы.
Творческая деятельность
- выразительно читать, выявляя авторское отношении к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- писать отзыв на книгу.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- выявлять особенности героя художественного рассказа;
- выявлять особенности юмористического произведения;
- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять конкретный смысл понятий притча, басня, литературная сказка; отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;
- сравнивать басню и сказочный текст;
- определять ритм стихотворения.
Содержание учебного предмета (17 часов)
Книги - мои друзья
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.
Жизнь дана на добрые дела
Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.
Волшебная сказка
Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».
Картины русской природы
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности, творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Н. Некрасов. Славная осень. М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. С. Есенин. С добрым утром! О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум.
Чтение и анализ произведений устного народного творчества, стихотворных произведений омских авторов (10 часов)
Т. Белозёров, В. Чижов, М. Юрасова, А. Растопин, А. Кузнецова.
Практикум (7 часов)
Литературное творчество детей – сочинение сказок, пословиц, рассказов как эффективный способ проникновения в тайны художественного слова.
Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов | Количество практических работ |
Чтение и анализ произведений устного народного творчества, стихотворных произведений омских авторов | 10 | |
Практикум | | 7 |
Итого | 17 |
Тематическое планирование
с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводный урок. Беседа по ОТ и ТБ. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления В. Мономаха В. Чижов «Мой дом» | 1 | 4.09 11.09 |
2 | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров Т. Белозёров «И кроткие эти рябины» | 1 | 18.09 25.09 |
3 | Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии М. Юрасова «Мой друг Чапа» | 1 | 2.10 9.10 |
4 | В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сочинение пословиц о животных | 1 | 16.10 23.10 |
5 | Притчи. Сочинение пословиц о родном крае | 1 | 30.10 13.11 |
6 | М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Т. Белозёров «Дрожит ручей» | 1 | 20.11 27.11 |
7 | Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки. Т. Белозёров «В поле радостно гром громыхал» | 1 | 4.12 11.12 |
8 | Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. Сочинение сказки о дожде в Омской области | 1 | 18.12 25.12 |
9 | Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. А. Растопин «В апреле» | 1 | 15.01 22.01 |
10 | Русская народная сказка « Белая уточка». Смысл сказки. Т. Белозёров «Собаки» | 1 | 29.01 5.02 |
11 | Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценировка Сочинение шуточных четверостиший о природе или животных Омской области | 1 | 12.02 19.02 |
12 | Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. Сочинение рассказа об Омске | 1 | 26.02 4.03 |
13 | Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. Т. Белозёров «Небылица», «Туман в тайге» | 1 | 11.03 18.03 |
14 | С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения. Сочинение мифа о родном крае. | 1 | 1.04 8.04 |
15 | О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. Т. Белозёров «Огородный подрастай» | 1 | 15.04 22.04 |
16 | Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи. Составление пословиц и поговорок. | 1 | 29.04 6.05 |
17 | А. Кузнецова «Как мама гусей пасла», «Скатерть самобранка» | 1 | 13.05 20.05 |