СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке в 3 классе с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению "Литературное чтение на родном ( русском) языке.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке в 3 классе с ЗПР»

Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Школа-интернат основного общего образования № 2»


«Принята»

решением

педагогического совета Протокол № от 30.08.2019г.


«Согласовано»

Заместитель директора  

_________ Г. К. Сембаева


 «Утверждено»

Директор БОУ г. Омска

«Школа-интернат

основного общего образования№2»

_________В. С. Санин

Пр. № от




Адаптированная рабочая программа

по литературному чтению «Литературное чтение на родном (русском) языке»

3 А класс (ЗПР)





УМК «Школа России»







Составлена учителем начальных классов

первой квалификационной категории

Рубцовой Еленой Васильевной







2019-2020 учебный год

Пояснительная записка.

Предмет «Литературное чтение на родном языке (русском)» относится к образовательной области «Филология». В учебном плане на изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в 3 классе отводится 17 часов (1 час в 2 недели). Предметная область «Литературное чтение на родном языке» по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся с учетом их мнения предусматривает изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» предназначена для обучения учащихся с ЗПР в 3 классе и представляет собой адаптированный вариант рабочей программы по литературному чтению на родном языке. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016);

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015 № 1643));

-Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 N 637-р

«Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»);

-на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-с учетом Примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы для общеобразовательных учреждений по литературному чтению Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное чтение»;

-Основной образовательной программы начального общего образования БОУ г. Омска «Школа-интернат основного общего образования №2», соответствует требованиям СанПиНа, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных образовательных условий. Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В процессе обучения осуществляется индивидуальный подход, применяются адаптированные задания, даются дозированные нагрузки, применяются здоровьесберегающие технологии. Процесс обучения организован с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе являются

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира;

- знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;

(познавательная цель) – формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре Прииртышья, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

  3. использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения произведений авторов Прииртышья, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения и к процессу чтения, ориентации на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа хорошего ученика;

-формирование мотивации обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивации обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;

- формирование первоначальных представлений о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

-умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца;

-умение осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;

- учитывать правила планирования и контроля решения; работать в соответствии с заявленным планом;

-корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на сове опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся получат возможность научиться:

- использовать разные виды чтения; изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствии с поставленным заданием;

- находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст иллюстрация, схема, таблица;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

- составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; -владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывания.

Учащиеся получат возможность научиться:

- участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

- готовить самостоятельно проекты;

- создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные

Учащиеся научатся:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданным параметрами.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с представленными образцами;

- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно- познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы.

Творческая деятельность

- выразительно читать, выявляя авторское отношении к изображаемому, передавать настроение при чтении;

- составлять самостоятельно тексты разных жанров;

- писать отзыв на книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;

- выявлять особенности героя художественного рассказа;

- выявлять особенности юмористического произведения;

- определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;

- наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;

- выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять конкретный смысл понятий притча, басня, литературная сказка; отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать басню и сказочный текст;

- определять ритм стихотворения.

Содержание учебного предмета (17 часов)

Книги - мои друзья

Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. М. Зощенко. Не надо врать. Притчи.

Волшебная сказка

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью».

Картины русской природы

Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности, творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Н. Некрасов. Славная осень. М. Пришвин. Осинкам холодно. Ф. Тютчев. Листья. С. Есенин. С добрым утром! О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум.

Чтение и анализ произведений устного народного творчества, стихотворных произведений омских авторов (10 часов)

Т. Белозёров, В. Чижов, М. Юрасова, А. Растопин, А. Кузнецова.

Практикум (7 часов)

Литературное творчество детей – сочинение сказок, пословиц, рассказов как эффективный способ проникновения в тайны художественного слова.

Тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Количество практических работ

Чтение и анализ произведений устного народного творчества, стихотворных произведений омских авторов

10


Практикум


7

Итого

17
























Тематическое планирование

с указанием количества часов на освоение каждой темы


Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Вводный урок. Беседа по ОТ и ТБ. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления В. Мономаха

В. Чижов «Мой дом»

1

4.09

11.09

2

Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров

Т. Белозёров «И кроткие эти рябины»

1

18.09

25.09

3

Первая азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии

М. Юрасова «Мой друг Чапа»

1

2.10

9.10

4

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

Сочинение пословиц о животных

1

16.10

23.10

5

Притчи.

Сочинение пословиц о родном крае

1

30.10

13.11

6

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

Т. Белозёров «Дрожит ручей»

1

20.11

27.11

7

Русская народная сказка «Иван – Царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки.

Т. Белозёров «В поле радостно гром громыхал»

1

4.12

11.12

8

Русская народная сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

Сочинение сказки о дожде в Омской области

1

18.12

25.12

9

Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки.

А. Растопин «В апреле»

1

15.01

22.01

10

Русская народная сказка « Белая уточка». Смысл сказки.

Т. Белозёров «Собаки»

1

29.01

5.02

11

Русская народная сказка «По щучьему веленью». Инсценировка

Сочинение шуточных четверостиший о природе или животных Омской области

1

12.02

19.02

12

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.

Сочинение рассказа об Омске

1

26.02

4.03

13

Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

Т. Белозёров «Небылица», «Туман в тайге»

1

11.03

18.03

14

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

Сочинение мифа о родном крае.

1

1.04

8.04

15

О. Высотская. Одуванчик. З. Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

Т. Белозёров «Огородный подрастай»

1

15.04

22.04

16

Саша Чёрный. Летом. А. Рылов. Зелёный шум. Сравнение произведений литературы и живописи.

Составление пословиц и поговорок.

1

29.04

6.05

17

А. Кузнецова «Как мама гусей пасла», «Скатерть самобранка»

1

13.05

20.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!