СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе расскрывается цель предмета "Мир природы и человека" - формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 3 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин).»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Мир природы и человека

Класс: 3

Учебный год: 2019-2020

Учитель: Москвитина Ольга Семёновна

Квалификационная категория: первая



















с. Новая Брянь

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2019-2020 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 2) на 2019-2020 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа Н.Б. Матвеевой «Живой мир», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- обогащение словаря

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»), «Повторение», и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам в старших классах «Естествознание» и «География» , который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека. Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». Раздел «Повторение» используется в начале учебного года с целью повторения материала предыдущего периода обучения, в конце года, для обобщения повторения материала по разделам.

После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталость (интеллектуальны ми нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире.

Третий год обучения продолжает работу, начатую в первом и втором классах.

Задачи этого периода:

- закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

- закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

- изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

- воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи: знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

Вместе с тем, умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

по источнику знаний:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – практические работы; игры.

по характеру познавательной деятельности обучающихся:

-проблемного изложения;

-частично-поисковые;

-исследовательские.

Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы уроков:

а) ведущие формы:

-урок-игра,

-урок-экскурсия,

-практические занятия;

б) другие формы уроков:

-интегрированный,

урок-викторина,

виртуальная экскурсия,

уроки – путешествия;

уроки с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

здоровьесберегающая технология ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34 ч. в год (1ч. в неделю).


Особенности преподавания данного учебного предмета в 3 классе

ГБОУ «Новобрянская С(К)ОШИ»

В классе обучается 13 детей, по решению РПМПК. Состав обучающихся класса не однороден, так как дети поступали в данный класс с разным уровнем подготовленности, разной степенью тяжести дефекта. У детей разный уровень развития фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, мыслительных операций: памяти, внимания, восприятия.

Ввиду разного уровня подготовки учащихся класса к обучению чтению и их индивидуальных особенностей и возможностей, программный материал по предмету делится на 3 варианта, исходя из зоны ближайшего развития обучающихся. Каждый вариант так же требует индивидуального подхода, так как психофизические особенности обучающихся каждой группы индивидуальны.

Класс по степени усвоения учебного предмета «Мир природы и человека» 3 класса по программе ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) условно можно разделить на 3 группы.

К I группе относятся обучающиеся, которые владеют элементарными представлениями об окружающем мире, понимают явления природы, имеют общее представление и начальный опыт безопасного взаимодействия с объектами и явлениями окружающего мира. У этой группы учащихся формировано связное высказывание, они могут произвести элементарный анализ и синтез информации, делать простые выводы с основой на свой жизненный опыт (4 учащихся).

Ко II группе относятся обучающиеся, у которых знания и представления об окружающем мире сформированы частично, фрагментарно. Эти знания носят поверхностный характер, не систематизированы. У этих учащихся сформировано общее представление о безопасном взаимодействии с объектами и явлениями окружающего мира, но носят теоретический характер, знают некоторые правила поведения, но не соотносят их с практической деятельность, не могут соотнести со своим жизненным опытом. Производят анализ и синтез предлагаемой информации только при направляющей и корректирующей помощи учителя (5 учащихся).

К III группе относятся обучающиеся, у которых не сформировано общее представление о предметах и явлениях окружающего мира, владеют знаниями ограниченными рамками обихода. Эти учащиеся не могут произвести элементарный анализ предлагаемой информации, не соотносят свой жизненный опыт с безопасным взаимодействием с объектами и явлениями окружающего мира (4 учащихся).

Каждой группе обучающихся на уроках по учебному предмету «Мир природы и человека» предлагаются посильные задания и осуществляется направляющая и корректирующая помощь в зависимости от зоны их ближайшего развития и актуальных знаний.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

–адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

–способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

– владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

– владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

–осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

– осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

2.Предметные результаты по учебному предмету «Мир природы и человека» на конец обучения в 3 классе:

Обучающиеся усвоят следующие представления:

- о простейших свойствах воздуха, его значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и леса;

- об образе жизни и повадках диких и домашних животных и птиц;

- о роли человека в жизни домашних животных;

- о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

-о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся овладеют умениями:

• называть изученные объекты и явления с помощью учителя;

• сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3растения, наиболее распространенных в данной местности; различать ягоды, грибы, орехи;

• сравнивать изученных домашних и диких животных и птиц;

• описывать повадки домашних и диких животных и птиц и образ жизни с помощью учителя;

• соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

• соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

• с помощью учителя соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

Получат возможность овладеть умениями:

• правильно называть изученные объекты и явления;

• сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

• различать изученных домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

• соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

• соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека; определять по сезонным изменениям время года;

• определять направление ветра.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе.

Сезонные изменения в неживой природе: Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. (знакомство с календарем, названия месяцев).

Растения и животные в разное время года: Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа. Растения.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

Живая природа. Животные.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Живая природа. Человек.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:

- устный опрос;

-творческие и практические работы;

-самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания;

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.































Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего ча

сов

Основные виды

учебной деятельности

I

Неживая природа

4



Сезонные изменения в неживой природе

2

Рассматривание схем, дифференциация схем, определение частей суток, времен года по схемам. Соотнесение схемы со временем года. Чтение текста, ответы на вопросы Прослушивание текста. Выработка правил хорошего сна. Дидактическая игра «Что нужно для сна»

1

Солнце в разные времена года. Восход и заход солнца.

1

2

Календарь

1

Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы. Отгадывание загадок


Воздух. Ветер.

2


3

Воздух. Значение воздуха. Термометр.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы. Отгадывание загадки. Словарная работа – термометр. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание показаний термометра, дифференциация показаний

4

Ветер. Направление ветра Поведение во время урагана.


1

Чтение текста, ответы на вопросы. Проведение практической работы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас Выработка правил поведения во время урагана. Запись правил поведения в тетрадь

II

Сезонные изменения в природе.

3


5

Времена года. Осень Осенние месяцы. Календарь.


Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью

6

Растения и животные осенью.


Рассматривание иллюстраций. Сравнение объектов. Чтение текста. Ответы на вопросы. Составление рассказа о походе в лес за грибами. Зарисовка Работа с иллюстрацией. Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: называние объектов, классификация по общим признакам, выделение особенностей.

7

Занятия людей осенью. Изучаем правила дорожного движения.


Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период. Называние по иллюстрациям объектов, классификация овощей и фруктов. Составление описания некоторых овощей и фруктов. Экскурсия. Практическая отработка правил дорожного движения. Разучивание знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Рисунок знаков.

III

Живая природа. Растения.

7


8

Сравнение растений.


1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние.

9

Части растений: корни, стебли.


1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, дифференциация, называние. Чтение стихотворения

10

Части растений: листья, цветы.


1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения

11

Растения сада.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка. Соотнесение двух объектов. Составление рассказа по последовательным схемам. Составление описательного рассказа.

12

Лес. Растения леса. Травы.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание, сравнение иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Словарная работа: лиственные, хвойные. Отгадывание загадок Чтение стихотворений.

13

Плоды и семена Лесные ягоды.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации Зарисовка объекта природы в тетрадь Нахождение и называние объекта природы по описанию.

14

Грибы. Съедобные и ядовитые. Профилактика отравлений Правила поведения в лесу.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Зарисовка. Составление рассказа о правилах сбора грибов. Разучивание названий грибов и ягод. Сравнение внешнего вида Нахождения несоответствия, выбор иллюстрации. Формулировка правил поведения. Запись в тетрадь.


Сезонные изменения в природе.

3


15

Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды зимой.

16

Растения и животные зимой.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Создание поделок из природного материала Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации. Чтение и заучивание стихотворений наизусть.

17

Занятия людей зимой. Правила поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках).

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период. Рассматривание иллюстративного материала. Нахождение и показ правильного поведения в различных ситуациях. Составление рассказа о правилах поведения. Зарисовка одного из правил


Живая природа. Животные.

5


18

Животные. Охрана животного мира. Дикие и домашние животные.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков. Называние объектов. Составление описательного рассказа по картинке. Составление рассказа по плану. Чтение текста, ответы на вопросы по тексту. Зарисовка объектов животного мира

19

Сравнение животных: свинья и кабан.


1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь Зарисовка объекта.

20

Сравнение животных: кролик и заяц

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Дифференциация и сравнение объектов. Составление описательного рассказа по картинке, отгадывание загадок Выработка правил ухода за домашними животными, запись правил в тетрадь Зарисовка объекта.

21

Птицы. Строение птиц. Хищные и певчие птицы.

1

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.

22

Перелетные, зимующие птицы.


1

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа (описательного, по схеме, по плану)


Сезонные изменения в природе.

2


23

Весна. Признаки весны. Весенние месяцы.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Зарисовка Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Разгадывание загадок.

24

Растения и животные весной.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной. Отгадывание загадок. Чтение стихотворения.


Живая природа. Человек.

7


25

Человек. Дыхание человека.

1

Проведение опыта. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания. Работа со стихотворением.

26

Температура тела человека. Поведение во время болезни. Профилактика простудных заболеваний.

1

Дифференциация времен года, соотнесение видов одежды со временем года. Практическая отработка навыков телефонных разговоров. Разучивание фраз. Игра «Вызов врача из поликлиники». Запись телефонов экстренной помощи в тетрадь.

27

Кровь.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Составление правил оказания помощи при порезах.

28

Сердце. Пульс.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Проведение практической работы. Отгадывание загадки.

29

Окружающая среда и здоровье человека.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок. Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций

30

Питание человека. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание картинок, называние объектов. Запоминание правил хранения продуктов

31

Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации.

1

Самостоятельная работа.


Сезонные изменения в природе.

3


32

Лето. Признаки лета. Летние месяцы.

1

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков лета по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по иллюстрации. Чтение текста. Ответы на вопросы. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной. Работа над смыслом поговорки. Чтение стихотворения

33

Растения и животные летом.

1

Чтение текста, ответы на вопросы. Сравнение объектов, изображенных на иллюстрации. Дифференциация объектов. Составление рассказа о жизни животных летом.

34

Занятия людей весной и летом.

1

Рассматривание рисунков. Дифференциация объектов. Называние видов одежды. Составление рассказа о детских играх. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний и летний период Чтение текста, ответы на вопросы.


ИТОГО

34





































Материально – техническое обеспечение.

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Мир природы и человека» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Матвеева Н.Б., Ярочкина. И.А, Попова М.А, Куртова Т.О. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2018.

2. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2016.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа«Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).

Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных

картин, динамических схем по разделам «Неживая природа», «Сезонные изменения

в природе», «Растения», «Животные», «Человек».

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы

и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и

домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»

Технические средства обучения – компьютер.



 Литература для учителя:

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.

Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.

  Дополнительная литература для учащихся:

Борис Житков

  • «Рассказы о животных»

Виталий Бианки

  • «Лесные домишки»

Керр Джудит

  • «Рассеянная Мяули»;

  • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

Мария Ваго

  • «Записки черного кота»

Виталий Бианки

  • «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин

  • «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Ольга Перовская

  • «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб

  • «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров

  • «Мои звери»;

  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский

  • «Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин

  • «Зверье мое»

Вера Чаплина

  • «Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин

  • «Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь

  • «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев

  • «Лесные загадки»

Николай Сладков

  • «Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев

  • «Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен

  • «Бемби»

Константин Сергиенко

  • «До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.



Литература для родителей:

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.


Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.


С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.


  Интернет ресурсы:


 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 


ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Академия таланта - Всероссийские конкурсы для детей и педагогов http://aktalant.ru/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК






































КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 ЧЕТВЕРТЬ.

Итоговое тестирование за I четверть.

Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природы и человека на конец I четверти 2018 – 2019 учебного года. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

  1. Выбери зимние месяцы:

А) июль Д) ноябрь

В) сентябрь Е) февраль

С) декабрь Ё) март

  1. Найди пары слов, связанные между собой по смыслу и соедини их.


Зима жара

Весна листопад

Лето проталины Осень снегопад

  1. Укажи правильную последовательность времен года:

А) Весна; В) Зима; С) Осень; Д) Лето;

____________________________________________________________

  1. Человек, какой профессии работает только на улице? Объясни почему?


1) Повар

2) Портной

3) Продавец

4) Дворник

  1. Расскажи (напиши) о своей новогодней елке: кто ее украшает, какие у тебя елочные игрушки.









1 ЧЕТВЕРТЬ. Минимальный уровень.

1) Назови и напиши осенние и зимние месяцы:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) Посмотри на картинки и расскажи, кто из них работает на улице.

3) Рассмотри картинку и ответь на вопросы

Что делают дети? В какое время года? Во что одеты дети?









Итоговое тестирование за II четверть. Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природе и человека, наконец, II четверти 2019 – 2020 учебного года. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

1) Посмотри на картинку и подпиши части гриба



А) Купаться в реке

В) Убирать снег

С) Загорать на солнце





  1. Сформулируй правила поведения на природе, используя иллюстрацию.





  1. Ответь на вопросы:

  1. Какие птицы прилетают первыми весной?

  2. Какие животные просыпаются после зимней спячки?

  3. Вспомни, в какую одежду одеваются дети летом.

  4. D) Расскажи, что делают люди на огородах летом.








II четверть Минимальный уровень:

  1. На каком рисунке дети одеты в летнюю одежду, назови ее.

А. Б.

В. Г.

  1. Подчеркните перелетных птиц зеленых цветом, а зимующих синим.

  1. Напишите виды календарей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________




Итоговое тестирование за III четверть. Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природы и человека на конец III четверти 2019 – 2020 учебного года. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

  1. Впишите в таблицу соответствующие растения:

Береза, мать-и-мачеха, сосна, дуб, роза, смородина, липа, слива, одуванчик, тюльпан.

Деревья

Кустарники

Трава

  1. Прочитай слова. Запиши название каждой группы.

А) Ель, берёза, сосна, клён – это__________________________________

Б) Сом, щука, акула, окунь – это __________________________________

В) Медведь, лиса, заяц, волк, белка – это __________________________________



4) Ответь на вопросы:


  1. Какие ягоды можно собирать в лесу?

  2. Какие правила собирания грибов ты знаешь?

  3. Опиши любое дерево.



III четверть Минимальный уровень.


1) Какой части нет у дерева?

1) Корень

2) Ствол

3) Стебель

4) Ветви

2) Рассмотри картинки, составь рассказ – описание фрукта: (цвет – форма – вкус - где растет)



































Итоговое тестирование за IV четверть. Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природы и человека на конец 2019 – 2020 учебного года. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.


1) Найди соответствие и соедини стрелками.

Кошка

Корова

Лошадь

Домашние животные Дикие животные



Олень Волк

Свинья Коза Заяц

2) Напиши названия перелетных и зимующих птиц:

Зимующие: Перелетные:

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________ _____________ _______________

  1. Расскажи о том, как воздух поступает в легкие?




4) От чего загрязняется вода в реках и озёрах? Подчеркни:

А) от использования воды в быту;

Б) от использования воды в производстве;

В) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.


IV четверть. Минимальный уровень.

  1. Выбери названия перелётных птиц


А) снегирь

Б) ласточка

В) грач

Г) скворец

Д) синица

  1. Составь по картинке предложение:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!