СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 1 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся 1 класса СКОШ по ФГОС О с уо (ин).»




Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по УМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Мир природы и человека

Класс: 1

Учебный год: 2021-2022

Учитель: Москвитина Ольга Семёновна

Квалификационная категория: первая


Учитель: Москвитина О.С.











с. Новая Брянь



1.Пояснительная записка


Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2021-2022 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3. СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".


Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.



Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.



Задачи:

1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие основных мыслительных операций;

-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи и обогащение словаря;

-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках


Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)» и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.


2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание предмета «Мир природы и человека» предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе материала учитываются современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основное внимание при изучении предмета уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, вза­имосвязях человека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания предусматривает организацию большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).

Место реализации Адаптированной рабочей программы

по предмету «Мир природы и человека» в 1 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».



4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

- осознание себя как гражданина России;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-­пространственной организации;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека»

на конец обучения в 1 классе:

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • выделять части растений;

  • узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

  • называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

  • называть и показывать части тела человека, органы чувств, объяснять их назначение.


  • узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях;

  • выделять и называть существенные признаки объектов живой и неживой природы;

  • классифицировать и дифференцировать объекты по одному или нескольким признакам;

  • замечать изменения в объектах природы и уметь рассказывать о них;

  • уметь по своим наблюдениям делать выводы и приводить пример.

Состав базовых учебных действий обучающихся.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные базовые учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;

-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- работать с учебными принадлежностями (инструментами);

- организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

- оценивать действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо – родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь читать;

- наблюдать;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.



5. Содержание учебного предмета.


Сезонные изменения в природе. 22 часа.

Сезонные изменения в неживой природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомства со временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.

Растения и животные в разное время года. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.

Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года.

Неживая природа. 7 часов.

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце - источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.

Живая природа.

Растения. 10 часов.

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения

Части растений.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.

Животные. 10 часов.

Общие представления о мире животных, их разнообразии.

Знакомство с животными своей местности.

Человек. 16 часов.

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека.

Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.


ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АООП

Во время обучения по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в первом классе используют только качественную оценку.



Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного и предметного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.


 На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития компетенций обучающегося с у/о за год по каждому показателю по следующей шкале:

0 – отсутствие динамики или регресс.

1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 – минимальная динамика.

3 – средняя динамика.

4 – выраженная динамика.

5 – полное освоение действия. 


6. Материально – техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. «Мир природы и человека. 1 класс. Учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений в 2ч – М.: Просвещение, 2019.

Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы.

Учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов.

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и др.

Технические средства обучения –компьютер, ЭОР (разработки презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов, мультфильмы, онлайн-викторины). Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета. Интерактивная доска.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 1 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Для решения задачи – максимально задействовать детей, были разработаны следующие варианты организации детей в процессе обучения:

Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у ИД.

Ребенок самостоятельно выполняет задание у ИД, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.

Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у ИД.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.


С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.

Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см.

 Литература для учителя:

  1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2011.

  2. Каткова Е.Г. Занимательные задачи и проверочные вопросы по естествознанию. – М.: Интелект – Центр, 2011.

  3. Т.О. Куртова - М.: Просвещение.

  4. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2011.

  5. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007.

  6. Худенко Е.Д. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 4 класс/ Худенко Е.Д., Терехова И.А. –М.: АРКТИ.

  7. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 2007.

  8. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М: «Первое сентября», 2013.

Интернет-ресурсы:

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК

http://zagadka-ru.blogspot.com Загадочный мир: коллекция загадок


 

 

http://www.school.edu.ru


Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru


Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee


Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by


Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/


Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru


Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru


Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru


Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru


Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с содержанием обучения).

  2. Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) о мире природы, труде людей, общественных явлениях и пр.  Дополнительная литература для учащихся:

Борис Житков

  • «Рассказы о животных»

Виталий Бианки

  • «Лесные домишки»

Керр Джудит

  • «Рассеянная Мяули»;

  • «Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

Мария Ваго

  • «Записки черного кота»

Виталий Бианки

  • «Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

Евгений Чарушин

  • «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

Ольга Перовская

  • «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

Холли Вебб

  • «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг Холли Вебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

Владимир Дуров

  • «Мои звери»;

  • «Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Эдуард Успенский

  • «Невероятные истории про любимых питомцев»

Виктор Лунин

  • «Зверье мое»

Вера Чаплина

  • «Питомцы зоопарка»

Вячеслав Чиркин

  • «Тошка, собачий сын»

Эдуард Тополь

  • «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

Юрий Дмитриев

  • «Лесные загадки»

Николай Сладков

  • «Лесные тайнички»

Юрий Дмитриев

  • «Сказки про Мушонка и его друзей»

Феликс Зальтен

  • «Бемби»

Константин Сергиенко

  • «До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.

 Интернет-ресурсы:

http://edu.rin.ru Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК

http://zagadka-ru.blogspot.com

Загадочный мир: коллекция загадок


Литература для родителей:

Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.

Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

Дж Силберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.


  Интернет-ресурсы:


 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал               

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и  сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.


 ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал http://www.proshkolu.ru/

Сайт взаимовыручки учителей http://infourok.ru/

Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций) http://ppt4web.ru/

Портал готовых презентаций http://prezentacii.com/

Видеоуроки «Окружающий мир»-ИНФОУРОК

http://zagadka-ru.blogspot.com Загадочный мир: коллекция загадок






7. Тематическое планирование


Тема урока

Кол-во часов

Основные виды

учебной деятельности (на уровне БУД)

ТСО и ЭОР

1

Введение. Объекты живой и неживой природы.

1

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.



Умение наблюдать;

умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Интерактивная доска -презентация


Неживая природа.

7


2

Земля и солнце.

1

Интерактивная доска- мультфильм

3

Значение солнца.

1

Интерактивная доска-презентация

4

Солнце и жизнь растений.

1

Интерактивная доска-видеоурок

5

День и ночь. Смена дня и ночи. Занятия людей днем и ночью.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм

6

Небо днем и ночью.

1

Интерактивная доска-презентация

7

Сутки.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

8

Занятия людей в течение суток.

1

Интерактивная доска-видеоурок


Сезонные изменения в природе.

6


9

Времена года. Название и признаки.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм

10

Осень. Влияние солнца на изменения в природе осенью.

1

Интерактивная доска-презентация

11

Признаки осени. Растения осенью. Экскурсия.

1

Интерактивная доска-видеоурок

12

Растения, насекомые, звери, отлет птиц осенью.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

13

Занятия детей осенью. Одежда людей осенью.

1

Интерактивная доска-видеоурок

14

Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе осенью»

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина


Живая природа. Растения.

10


15

Различение растений: дерево, кустарник, травы. Экскурсия.

1

Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;


Интерактивная доска-презентация

16

Строение и сходство растений.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм

17

Различие растений: корень, стебель, лист.

1

Интерактивная доска-видеоурок

18

Разнообразие цветов.

1

Интерактивная доска-презентация

19

Семена, их виды. Условия прорастания семян.

1

Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;


Интерактивная доска-

учебный фильм

20

Разнообразие плодов растений.

1

Интерактивная доска-презентация

21

Использование человеком плодов растений.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм

22

Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.

1

Интерактивная доска-видеоурок

23

Приспособление растений к разным условиям жизни.

1

Интерактивная доска-презентация

24

Обобщающий урок по теме «Растения».

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина


Сезонные изменения в природе.

6


25

Изменения в природе зимой. Экскурсия.

1

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

- Умение наблюдать;

Интерактивная доска-презентация

26

Признаки зимы. Влияние солнца на изменения в природе зимой.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм


27

Зимующие птицы: ворона, воробей. Питание, помощь зимующим птицам.

1

Интерактивная доска- аудиозаписи звуков окружающего мира

28

Звери зимой: медведь, заяц.

1

Интерактивная доска-презентация

29

Занятия детей зимой. Одежда людей зимой.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм


30

Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе зимой».

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина


Живая природа. Животные.

10

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия.



31

Разнообразие групп животных.

1

Интерактивная доска-видеоурок

32

Строение и сходство животных.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

33

34

Признаки различия групп животных.

2

Интерактивная доска-видеоурок

35

Детеныши животных.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

36

Домашние животные.

1

Интерактивная доска-видеоурок

37

Дикие животные.

1

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

38

Приспособление животных к различным условиям жизни.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм


39

Приспособление животных к временам года (медведь, заяц).

1

Интерактивная доска-презентация

40

Обобщающий урок по теме «Животные».

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина


Живая природа. Человек.

10

Умение устанавливать видо - родовые отношения предметов


41

Человек. Сходство и различие людей.

1

Интерактивная доска-видеоурок

42

Части тела человека.

1

Интерактивная доска-презентация

43

Гигиенические навыки.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

44

Лицо человека. Части лица.

1

Интерактивная доска-видеоурок

45

Орган зрения – глаза.

1


Умение работать с информацией,

стремление к безопасному поведению в природе и обществе


46

Профилактика травматизма и сохранение зрения.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм


47

Орган слуха – уши.

1

Интерактивная доска-презентация

48

Профилактика травматизма и сохранение слуха.

1

Интерактивная доска-видеоурок

49

Орган дыхания и обоняния - нос.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

50

Профилактика травматизма и простудных заболеваний.

1

Интерактивная доска-видеоурок


Сезонные изменения в природе.

5

Умение наблюдать,

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


51

Весна. Влияние солнца на изменения в природе весной.

1

Интерактивная доска-презентация

52

Признаки весны. Животные весной.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

53

Признаки весны. Растения весной.

1

Интерактивная доска-видеоурок

54

Занятия детей и одежда весной.

1

Интерактивная доска-презентация

55

Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе весной»

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина


Живая природа. Человек.

6


56

Органы чувств – рот.

1

Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

стремление к безопасному поведению в природе и обществе.

Интерактивная доска-видеоурок

57

Профилактика травматизма и заболеваний ротовой полости.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

58

Кожа. Значение кожи для жизни человека.

1

Интерактивная доска-видеоурок

59

Гигиенические навыки и средства защиты от ожогов и порезов.

1

Интерактивная доска-презентация

60

Осанка. Скелет и мышцы человека.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

61

Обобщающий урок по теме «Человек».

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина


Сезонные изменения в природе.

5

Умение наблюдать,

активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

умение оценивать действия одноклассников


62

Лето. Влияние солнца на изменения в природе летом.

1

Интерактивная доска-

учебный фильм


63

Признаки лета. Растения летом.

1

Интерактивная доска-презентация

64

Признаки лета. Животные летом.

1

Интерактивная доска- аудиозаписи звуков окружающего мира

65

Занятия детей и одежда летом.

1

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

66

Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе летом».

1

Интерактивная доска-

онлайн-викторина

























ПРИЛОЖЕНИЕ

С учётом особенностей психофизического развития некоторых обучающихся 1 класса 2021-2022 учебного года, несформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особые образовательные потребности, а также с учётом рекомендаций РПМПК, эти обучающиеся начинают своё обучение по индивидуальным программам - программам 1-го дополнительного класса.

Обучение по предмету «Мир природы и человека» по программе 1 дополнительного класса направлено на решение диагностико -пропедевтических задач:

- выявление индивидуальных возможностей каждого обучающегося, особенностей его психофизического развития, оказывающие влияние на овладение учебными умениями и навыками;

- формирование у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к обучению в школе, усвоению природоведческих знаний, навыков взаимодействия с окружающей средой;

- формирование готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;

- обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности


Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

- обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;

- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;

- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

- конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно- следственные связи;

- развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;

- в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);

- корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;

- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.



Личностные и предметные результаты освоения предмета


Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций.


В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал на развитие следующих личностных умений и навыков:

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.


Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.

Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

- умением вступать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);

- организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя).

В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета

«Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей; знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.


Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

- соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;


Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:

- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Структура курса по программе 1 дополнительный класс представлена следующими разделами: «Сезонные изменения»,

«Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» в 1 дополнительном классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.

Безопасное поведение

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила поведения в школе.

Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим.

Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населенного пункта, в котором проживает.

Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры.

Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.

Неживая природа

Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля.

Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет).

Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).

Сезонные изменения в природе

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера.

Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние

месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных.

Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года.

Живая природа

Растения

Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.

Животные

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.

Насекомые – муха, пчела. Польза и вред

Человек

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\ п

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности обучающегося

ТСО И ЭОР

Безопасное поведение

1

Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход.

Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

Правила дорожного движения по дороге в школу (домой).

Название населенного пункта

Моя школа








Экскурсия по школе. Экскурсия по территории школы. Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом (по трафарету, с помощью учителя). Отработка названий школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие. Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка ориентировки на местности

Интерактивная доска -презентация

2

Транспорт

Называние знакомых объектов. Проговаривание названий (автобус, троллейбус, автомобиль и др.). Называние и показывание частей транспорта на иллюстрациях. Зарисовка в альбоме (по трафарету, с помощью учителя)

Интерактивная доска- мультфильм

3

Мой класс

Показ объектов по инструкции учителя (доска, парта, стул, шкаф). Рассматривание иллюстраций. Соотнесение иллюстративного материала с реальным объектом. Действия по инструкции (сядь за парту, встань у доски, подойди к двери и др.). Называние имени соседа по парте.

Интерактивная доска-презентация

4

Мои обязанности в классе

Слушание рассказа учителя. Составление рассказа об

обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический показ обязанностей дежурного. Словарная работа: дежурство, чистота

Интерактивная доска-видеоурок

5

Мое поведение в школе

Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение иллюстрации, отображающих правильное поведение. Зарисовка в тетрадь по заданию учителя. Слушание стихотворения. Моделирование поведения в различных ситуациях.

Интерактивная доска-

учебный фильм

6

Учебные вещи

Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению. Дифференциация предметов по назначению. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об использовании учебных предметов. Рассматривание иллюстраций.

Интерактивная доска-презентация

7

Одежда и обувь

Показ и называние натуральных предметов одежды, обуви. Классификация предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды, обуви. Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическая игра «Одень куклу».

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

8

Расписание уроков

Называние дней недели, названий предметов. Соотнесение

иллюстрации с названием. Практическое составление расписания на сегодня (на завтра) по образцу (с помощью учителя, самостоятельно). Подбор иллюстраций к расписанию.

Интерактивная доска-видеоурок

9

Мой режим дня

Рассказ о режиме дня. Перечисление основных видов деятельности в режиме дня. Беседа. Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя). Ответы на вопросы. Подбор иллюстраций к режиму дня. Слушание потешек и пословиц.

Интерактивная доска-

учебный фильм

10

Моя семья

Составление предложений (рассказа) о семье. Ответы на вопросы. Перечисление членов семьи. Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстративном материале членов семьи. Рассказ о занятиях и профессиях членов семьи. Слушание стихотворения. Зарисовка в тетради по заданию учителя

Интерактивная доска-презентация

11

Мои обязанности в семье

Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли. Практическая отработка навыков.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

12

Мой город

(поселок, село, деревня)

Рассматривание иллюстраций. Определение и называние местности проживания (город, село, поселок). Узнавание и называние объектов на иллюстрации. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Слушание рассказа учителя. Ответы на вопросы.

Интерактивная доска-видеоурок

Неживая природа

13


Мир природы. Земля.

Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: земля, планета. Зарисовка объекта в альбом.

Интерактивная доска-видеоурок

14


Солнце

Рассматривание иллюстраций. Нахождение и называние знакомых объектов. Словарь: солнце, свет, тепло. Зарисовка объекта в альбом. Выбор объекта из группы объектов. Составление предложений об изученном объекте по вопросам учителя.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

15



Луна

Выбор изучаемого объекта из нескольких. Называние объекта. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: солнце, луна, день, ночь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя.

Интерактивная доска-видеоурок

16


День

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (день).

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

17


Ночь

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (ночь).

Интерактивная доска-видеоурок

18


Утро

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (солнце), соответствующего времени суток (утро).

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

19


Вечер

Различение частей суток. Выбор иллюстрации с изображением частей суток по инструкции учителя. Словарь: утро, день, вечер, ночь. Отгадывание загадок. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Составление предложений по вопросам учителя. Выбор объектов неживой природы (луна), соответствующего времени суток (вечер).

Интерактивная доска-

учебный фильм


20


Мой режим дня

Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на вопросы о необходимости режима дня. Определение пользы режима дня. Составление иллюстративного рассказа о режиме дня. Зарисовка режима дня в тетрадь. Словарь: режим дня, утро, день, вечер, ночь. Составление предложений (рассказа) о занятиях в выходные дни.

Интерактивная доска-презентация

21


Утренняя зарядка

Называние частей тела. Подбор иллюстраций к упражнениям на различные части тела. Составление комплекса упражнений. Практический показ комплекса упражнений. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением

Интерактивная доска-

онлайн-викторина

Сезонные изменения в природе

22

Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных. Национальные традиции в различные времена года. Правила безопасного поведения в различное время года

Погода

Дать определение погоды – ответы на вопросы учителя. Подбор прилагательных к слову «погода» (погода сегодня какая?). Словарь: погода, ясная, солнечная, пасмурная, дождливая и др. Рассматривание иллюстраций, подбор иллюстраций к описанию погоды сегодня (вчера). Составление описательного рассказа о погоде сегодня (вчера).

Интерактивная доска-видеоурок

23

Календарь погоды

Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

24

Осенняя погода

Рассматривание иллюстраций времен года. Нахождение изображения осени. Составление описательного рассказа (предложений) по картинке. Подбор прилагательных к словосочетанию «осенняя погода» (осенью погода бывает какой?). Зарисовка осени в альбом. Словарь: осень, пасмурно, ясно, дует ветер (ветрено)

Интерактивная доска-видеоурок

25

Парк (лес, сквер) осенью

Экскурсия. Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой природы. Сбор природного материала. Составление предложений (описательного рассказа) на основе наблюдений по вопросам учителя. Подбор иллюстраций по итогам наблюдений. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала. Словарь: парк, сквер, листопад.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

26

Животные осенью

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни осенью.

Дидактическая игра «Накорми животное». Подбор изображений животных в осенний период.

Интерактивная доска-видеоурок

27

Осенняя

простуда (профилактика)

Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…» Беседа о причинах простуды, мерах профилактики. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Словарь: простуда, закаливание. Отработка практических навыков закаливания (умывание прохладной водой)

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

28

Зимняя погода

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в зимний период. Подбор прилагательных к слову «зима» (зима какая?) Словарь: снежная, морозная. Описание объектов и явлений в зимний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка зимнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года – зима.

Интерактивная доска-

учебный фильм


29-30

Календарь погоды

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, снег. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).

Интерактивная доска-презентация

31

Растения зимой

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала.

Интерактивная доска-

онлайн-викторина

32

Животные зимой

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни зимой. Дидактическая игра «Найди животное». Подбор изображений животных в зимний период.

Интерактивная доска-видеоурок

33

Зимние забавы.

Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами для зимних видов деятельности (коньки, санки, лыжи). Составление рассказа по сюжетной картинке. Активизация словаря: коньки, санки, лыжи, снежки. Аппликация «Снеговик» (поделка из бросового материала)

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

34

Зимние праздники

Знакомство с традициями. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов зимних праздников. Словарь: елочные украшения, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка. Разучивание стихотворения.

Интерактивная доска-видеоурок

35

Осторожно (правила поведения на льду)

Рассматривание иллюстраций. Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное поведение. предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Разучивание телефонов экстренной помощи. Просмотр видеофрагмента. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Разучивание телефонов экстренной помощи. Просмотр видеофрагмента

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

36

Весенняя погода

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в весенний период. Подбор прилагательных к слову «весна» (весна какая?) Словарь: теплая, дождливая, солнечная. Описание объектов и явлений в весенний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка весеннего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года.

Интерактивная доска-видеоурок

37-38

Календарь Праздники. Мамин день

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гром. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера). Знакомство с весенними праздниками. Беседа о семейных традициях. Рассматривание атрибутов праздника 8 марта (цветы). Разучивание стихотворения. Изготовление открытки из готовых форм (аппликация)

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

39-40

Растения весной

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала.

Интерактивная доска-

учебный фильм


41-42

Животные весной

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни весной. Дидактическая игра «Собери животное (из частей)». Подбор изображений животных в весенний период.

Интерактивная доска-презентация

43-44

Летняя погода

Экскурсия. Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний период. Подбор прилагательных к слову «лето» (лето какое?) Словарь: жаркое, солнечное, дождливое. Описание объектов и явлений в летний период по вопросам (инструкции) учителя. Зарисовка летнего пейзажа. Отгадывание загадок. Нахождение иллюстраций, изображающих время года.

Интерактивная доска-

онлайн-викторина

45

Летний календарь

Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Отбор условных знаков, изображающих погоду сегодня (вчера). Ответы на вопросы учителя о сегодняшней погоде. Изготовление календаря погоды (оформление готового календаря). Отметка в календаре погоды сегодня (вчера).

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

46

Летние забавы

Рассматривание иллюстраций. Составление рассказа по сюжетной картинке. Нахождение несоответствия на иллюстрации («найди ошибку художника»). Рассказ о летнем отдыхе по вопросам учителя. Слушание стихотворения А. Барто «Жарко». Ответы на вопросы по тексту стихотворения.

Интерактивная доска-

учебный фильм


47

Осторожно, речка! (правила поведения на воде)

Рассматривание сюжетной картинки. Выбор иллюстрации, демонстрирующих правильное поведение. Составление предложений (рассказа) о правильном поведении по вопросам учителя. Просмотр видеофрагмента.

Интерактивная доска-презентация

48

Растения летом

Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам наблюдения. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка изменений в природе на основе наблюдений. Изготовление поделки из природного материала.

Интерактивная доска-

учебный фильм

49

Животные летом

Рассматривание иллюстраций. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, еж, лиса, волк, медведь). Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Составление предложений (рассказа) об образе жизни животных, изменениях в образе жизни летом.

Интерактивная доска- аудиозаписи звуков окружающего мира

Живая природа

Растения

50-51

Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Ягоды: клубника, малина. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по признакам. Употребление в пищу.

Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.

Овощи

Описание натурального объекта (помидор, огурец) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения помидора, огурца по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Изготовление овощного салата (нарезка овощей). Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация).

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

51-52

Фрукты

Описание натурального объекта (яблоко, груша) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный, желтый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения объектов по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Отгадывание загадок. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация).

Интерактивная доска-

учебный фильм


53

Ягоды

Описание натурального объекта (муляжа) по плану учителя. Закрепление знания цветов (зеленый, красный), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнения ягод по форме, цвету, вкусу, запаху. Соотнесение иллюстраций с реальным объектом. Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя. Зарисовка объектов по образцу (по шаблону, по трафарету) в альбом (аппликация) «Фруктовый компот».

Интерактивная доска-презентация

54

Цветы, травы

Рассматривание гербария. Нахождение и называние знакомых объектов. Подбор иллюстраций к названиям цветов. Описание ромашки, розы, клевера, астры по вопросам учителя. Соотнесение изображения с местом произрастания (садовые, полевые). Словарь: садовые, полевые, букет. Аппликация «Букет» (букет из природного материала)

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

55

Деревья

Рассматривание листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра « С какого дерева лист». Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев и называние знакомых объектов. Зарисовка объекта в альбом. Словарь: лист, хвоя, ствол, ветви, корень

Интерактивная доска-видеоурок

56

Кустарники

Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов (дерево-куст). Ответы на вопросы учителя. Называние и

описание знакомых объектов. Нахождение изученных объектов в природе. Фотографирование объекта. Составление альбома фотографий «Кустарники». Зарисовка объекта в альбом. Словарь; сирень, боярышник, шиповник.


Животные

57

Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.

Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит.


Домашние животные

Экскурсия (зоомагазин, ферма, питомник). Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение собаки, кошки по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о повадках животных. Выбор предметов (иллюстраций предметов), необходимых для ухода за животными. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Узнай животное по описанию». Просмотр фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам просмотра.

Интерактивная доска-видеоурок

58

Дикие животные

Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение волка, лисы по иллюстрации. Составление предложений (рассказа) о повадках животных. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)» Просмотр фрагмента мультипликационного фильма (видеофильма). Беседам по итогам просмотра.

Интерактивная доска-

виртуальная экскурсия

59

Птицы

Сравнение самолета и птицы. Нахождение сходства (различия). Нахождение и называние знакомых птиц (голубь, ворона, воробей) на иллюстрациях. Рассматривание чучел птиц (из имеющихся). Описание птицы по плану: части тела, чем покрыто тело, где проживают, чем питаются. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц. Узнавание знакомых птиц по голосу. Ответы на вопросы о пользе и вреде птиц.

Интерактивная доска-

аудиозаписи звуков окружающего мира

60

Насекомые

Рассматривание коллекции насекомых. Описание объекта. Составление предложений (рассказа) о жизни бабочки по иллюстрациям. Зарисовка по трафарету (по образцу). Дидактическая игра «Четвертый лишний» -дифференциация объектов.

Интерактивная доска-

учебный фильм


Человек

61

Части тела человека (голова, лицо, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи.

Части тела человека

Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным сопровождением. Ответы на вопросы учителя по назначению частей тела. Дидактическая игра «Один - много». Отгадывание загадок. Разучивание физкультминутки. Рассматривание иллюстраций. Нахождение сходства и различия частей тела человека и животных. Словарь: голова, лицо, туловище, руки, ноги.

Интерактивная доска-

учебный фильм


62

Расскажи про себя

Рассматривание фотографий с изображением людей разного возраста. Рассматривание себя в зеркало. Составление описательного рассказа (предложений) о себе, своем теле по вопросам (инструкциям) учителя. Игра «Зеркало» - выполнение движений в паре друг против друга.

Интерактивная доска-презентация

62

Как мы ходим.

Рассматривание иллюстративного материала о частях тела человека, плакатов, схем; отгадывание загадок; беседы о теле человека. Повторение физических упражнений по образцу.

Интерактивная доска-

онлайн-викторина

64

Как мы видим

Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица. Показ эмоций по инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи глаза ты видишь». Обобщение знаний – ответы на вопросы учителя.

Интерактивная доска-

учебный фильм


65

Как мы слышим

Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние звуков природы (ветер, волны, дождь и другие). Ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций – органы слуха человека и различных животных. Игра «Узнай животное» (по изображению ушей). Составление предложений (рассказа) по вопросам учителя

Интерактивная доска-презентация

66

Гигиена

тела

человека.

Мытье

рук

Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние предметов гигиены, отбор необходимых по теме урока. Беседа о правилах гигиены. Составление предложений (рассказа) по теме урока. Практическая отработка навыков мытья рук. Отгадывание загадок.

Интерактивная доска-

онлайн-викторина









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!