СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Ручной труд» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд»  для 2-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Ручной труд» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»





ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением И.о. директора ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат»

учителей начального общего образования _____________ Т.А.Ткаченко

Протокол № ____ «____» ______________20____ г

от «____» ______________20____ г



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»


для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

1-4 класс




Составители:

Гайворонская Н.П.

Лысенко Л.А.

Щербина Л.А.




с. Лемешкино



Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 1-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:


1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебного плана ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области на 2019-2020 учебный год.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

5. Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

6. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».

7. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области «О рабочих программах».

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).


Рабочая программа ориентирована на учебники 1-4 класс по предмету «Ручной труд»:

1. Технология. Ручной труд: 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.

2. Технология. Ручной труд: 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 8-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.

3. Технология. Ручной труд: 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 6-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.

4. Технология. Ручной труд: 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 8-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.







Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Ручной труд»


Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как трудовое обучение. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Развивая моторику в процессе трудового обучения, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Трудовое обучение позволяют проявить себя детям с нарушениями интеллекта, которые, в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися. Именно поэтому трудовое обучение характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.

При изготовлении объектов на уроках трудового обучения используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Для развития ребенка имеет огромное значение многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Уроки трудового обучения позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д., а это положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.

На уроках трудового обучения придаётся особое значение художественной деятельности, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей. На каждом уроке предусматривается включение обучающихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося 1 – 4 адаптивного класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.


Задачи изучения предмета:

- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

- формирование интереса к разнообразным видам труда.

-  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

-  развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

-  развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.


Задачами для 1 класса являются формирование у обучающихся представлений об окружающем рукотворном предметном мире как результате трудовой деятельности человека; ознакомление с доступными видами ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками»); овладение первоначальными техническими сведениями о глине, пластилине, бумаге, природных материалах и обучение элементарным приемам работы с ними. Учебник предназначен для работы в классе и для чтения взрослыми детям.


Задачами для 2 класса является логическим продолжением обучения школьников в 1 классе, оно составлено в соответствии с предусмотренными программой видами труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками», «Работа с тканью»). Материал учебника спланирован с учетом его повторения с целью закрепления знаний и умений, полученных школьниками в 1 адаптивном классе, и расширения знаний о свойствах материалов, усложнения приемов обработки данных материалов, а также получения сведений о новых материалах (ткани). В учебнике реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей. С этой целью в учебник включены слова для чтения, которые разбиты по слогам.


Задачами для 3 класса спланированы с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во 2 классе. Особенностью обучения в 3 классе является расширение спектра видов работы. Включены такие виды работ, как «Работа с проволокой», «Работа с древесиной», «Работа с металлом и металлоконструктором». Учебный материал направлен на формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями представлений о видах труда, близких к деятельности столяра, переплетчика, слесаря, швеи.


Задачами для 4 класса направлено на подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению доступных для школьников видов работ и заданий, как в мастерской ручного труда, так и в учебных мастерских. Таким образом, решение поставленных задач происходит в условиях, близких к профессиональному обучению. В учебнике излагаются новые технические сведения, которые направлены на углубление знаний школьников о таких видах работ, как «Работа с металлом», «Ремонт одежды», «Картонажно-переплетные работы», «Ручные швейные

работы». Более широко изучаются свойства металла, древесины. Усложняются технологические операции разметки деталей, выделения деталей из заготовки, формообразования, сборки и отделки изделий.

Учебно-воспитательные и коррекционные задачи:

- воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду, подведения ребенка к пониманию того, что труд окружает всюду (дома, в школе, на улице и т. д.), формирования умения воспринимать красоту трудового процесса и развивать стремление к созданию предметного мира по законам красоты;

- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека;

- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях их обработки;

- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;

- обучение работе инструментами и приспособлениями,

применяемыми при обработке того или иного поделочного материала;

- обучение доступным приемам и способам обработки поделочных материалов, предусмотренных для работы в начальных классах;

- формирование интереса к разнообразным видам труда;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, контроль, оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью;

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.


Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей предусматривает:

- коррекцию познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различия между предметами;

- коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности, которая выражается в формировании общетрудовых умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия труда), планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готового изделия);

- коррекцию ручной моторики за счет развития плавности и координации движения рук, дифференциации движения пальцев, регуляции мышечного усилия; улучшение зрительно-двигательной

координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала;

- компенсацию недоразвития эмоционально-волевой сферы в процессе формирования адекватной реакции на неудачи, самостоятельного преодоления трудностей, принятия помощи учителя и т. д.


В целом коррекционная направленность обучения на уроках ручного труда предполагает:

- максимальное использование возможностей всех сторон ручного труда (интеллектуальной, физической и эмоциональной) в коррекции и исправлении недостатков в развитии школьников;

- взаимосвязь трудовой деятельности с другими видами деятельности (игрой, математикой, рисованием, развитием речи);

- неоднократное повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков на разном по содержанию учебном материале;

- замедленность обучения;

- подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

- максимально развернутую и расчлененную форму сложных понятий, умственных и практических действий;

- предварение пропедевтикой изучения нового материала;

- руководство действиями школьников вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником;

- подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, имеющих общие черты и сходные приемы обработки поделочных материалов;

- подбор доступных для работы поделочных материалов.


В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности обучающихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Программа по трудовому обучению построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с проволокой и металлоконструктором;

  • работа с древесиной.

Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения развития познавательной деятельности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

В программе учтены принципы научности и доступности изложения материала. Вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники. Расширению знаний обучающихся о профессиях, изделиях, которые можно изготовить своими руками служат материалы выставок, экскурсии в школьные мастерские.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.


Трудовое обучение является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, выполнение расчетов, вычислений,  работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами; счёт в пределах 100; вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку).

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций; изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

Развитие  устной  речи  на  основе  изучения  предметов и  явлений  окружающей  действительности – связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам;  дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Чтение  и развитие речи– работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.



Место курса в базисном учебном плане.

В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, рабочая программа по предмету «Ручной труд» в 1 – 4 класса рассчитана на:

1 класс - 66 часов в год при 2 часах в неделю (33 учебных недели);

2 класс - 35 часов в год при 1 часе в неделю (35 учебных недель);

3 класс - 35 часов в год при 1 часе в неделю (35 учебных недель);

4 класс - 35 часов в год при 1 часе в неделю (35 учебных недель).










Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной рабочей программы по предмету «Ручной труд»


Личностные результаты:


Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты должны отражать:


1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.




Предметные результаты:

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применять. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:





1 класс

Минимальный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их с помощью учителя;

    • знать виды трудовых работ;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • отвечать на простые вопросы с помощью учителя

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их с помощью учителя;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя.



Достаточный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;

    • знать виды трудовых работ;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • отвечать на простые вопросы;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя.



2 класс

Минимальный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с помощью учителя;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;

    • знать виды трудовых работ;

    • знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать их, использовать с помощью учителя;

    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;

    • оценивать свою работу с помощью учителя;

    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.



Достаточный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • знать виды трудовых работ;

    • отвечать на простые вопросы;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;

    • знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;

    • знать правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;

    • оценивать свою работу с помощью учителя;

    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.


3 класс

Минимальный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;

    • знать виды трудовых работ;

    • знать основные приемы работы, выполнять их;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать их, использовать с помощью учителя;


    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;

    • оценивать свою работу с помощью учителя;

    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с помощью учителя.



Достаточный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их самостоятельно;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • знать виды трудовых работ;

    • отвечать на простые вопросы;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;

    • знать основные приемы работы, выполнять их с помощью учителя;

    • знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;

    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с большей долей самостоятельности;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;

    • оценивать свою работу;

    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с помощью учителя.


4 класс


Минимальный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их с большей долей самостоятельности;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;

    • знать виды трудовых работ;

    • знать основные приемы работы, выполнять их;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • отвечать на простые вопросы учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать, использовать их;

    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбирать материал, определять способы соединения деталей с помощью учителя;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них с помощью учителя;

    • оценивать свою работу;

    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.



Достаточный уровень:

    • знать правила организации рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, выполнять их самостоятельно;

    • знать названия некоторых поделочных материалов, называть их;

    • знать виды трудовых работ;

    • отвечать на простые вопросы;

    • выполнять простые инструкции учителя;

    • знать названия инструментов, используемых на уроках ручного труда, показывать и использовать их;

    • знать основные приемы работы, выполнять их;

    • знать правила техники безопасной работы с колющими и разящими инструментами;

    • анализировать объект, подлежащий изготовлению, подбираться материал, определять способы соединения деталей;

    • использовать в работе доступные материалы, конструировать из них;

    • оценивать свою работу;

    • осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать их в процессе работы с большей долей самостоятельности.











Характеристика базовых учебных действий обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей; понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД»


1 класс

Работа с пластилином/глиной

Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.

Виды работы с бумагой:

    • обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

    • сминание и скатывание бумаги;

    • соединение деталей с помощью клея;

    • конструирование из плоских деталей различной формы. Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Вырезание ножницами из бумаги:

Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.

Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.

Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.

Работа с металлом

Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.

Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.

Получение контуров геометрических фигур, букв.

Комбинированные работы

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.

2 класс


Работа с пластилином/глиной

Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.

Виды работы с бумагой:

    • обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

    • сминание и скатывание бумаги;

    • соединение деталей с помощью клея;

    • конструирование из плоских деталей различной формы.

Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.

Вырезание ножницами из бумаги:

Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках/вате. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами.

Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок.

Виды работы с ватой: скручивание; разрывание; разминание; скатывание.

Работа с металлом

Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.

Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок.

Комбинированные работы

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки.

3 класс


Работа с пластилином/глиной

Элементарные знания о пластилине/глине (свойства материалов, цвет, форма). Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Приемы работы: разминание, отщипывание, размазывание, раскатывание, скатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, примазывание. Лепка из пластилина изделий, имеющих различную форму.

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.

Виды работы с бумагой:

    • обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

    • сминание и скатывание бумаги;

    • соединение деталей с помощью клея;

    • конструирование из плоских деталей различной формы.

Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.

Вырезание ножницами из бумаги:

Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами, правила работы с ними.

Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка, выполнение простых стежков.

Виды работы с тканью: аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.

Работа с металлом

Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.

Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок.

Комбинированные работы

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки .

4 класс

Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах. Заготовка природных материалов. Организация рабочего места при работе с природными материалами. Инструменты, используемые при работе с природными материалами, правила работы с ними. Работа с засушенными листьями, тростниковой травой, желудями, шишками.

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге. Организация рабочего места при работе с бумагой. Инструменты и материалы для работы с бумагой.

Виды работы с бумагой:

    • обрывание бумаги: отрывание мелких кусочков от листа бумаги, обрывание по контуру, разрывание бумаги по линии сгиба;

    • сминание и скатывание бумаги;

    • соединение деталей с помощью клея;

    • конструирование из плоских деталей различной формы.

Разметка бумаги: Понятие «шаблон», правила работы с ним. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Разметка с помощью линейки, угольника.

Вырезание ножницами из бумаги:

Ножницы - инструмент для резания бумаги, правила работы с ними. Приемы вырезания ножницами.

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках/тканях. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Инструменты для работы с текстильными материалами, правила работы с ними.

Виды работы с нитками: наматывание; связывание в пучок; завязывание узелка, выполнение простых стежков.

Виды работы с тканью: раскрой деталей из ткани, различные способы соединения деталей из ткани, аппликация, работы с тесьмой, ремонт одежды.

Работа с металлом

Элементарные сведения об алюминиевой фольге, проволоке. Организация рабочего места при работе с проволокой.

Приемы обработки алюминиевой фольги: сминание, сгибание, сжимание, скручивание, скатывание, разрывание.

Приемы работы с проволокой: сгибание, сгибание волной, в кольцо, спираль, в несколько раз, намотка на карандаш, сгибание под прямым углом.

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок.

Комбинированные работы

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин и природные материалы, бумага и пластилин, бумага и нитки и т.д.





Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной рабочей программы «Ручной труд»

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

если обучающиеся верно выполняют

  • от 35% до 50% заданий - удовлетворительно» (зачёт);

  • от 51% до 65% заданий - «хорошо»;

  • свыше 65% - «очень хорошо» (отлично).

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы призвана решать следующие задачи:


- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности;

- описывать объект описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

- ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;

- предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.


Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающихся в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые в результате составляют основу результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимисяс умственной отсталостью содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применять в практической деятельности. Отметочная система оценивания предметных результатов вводится со второго класса.



Проверка и оценка знаний и умений обучающихся по устному опросу:


Оценка «5» ставится, если обучающийся полностью освоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если обучающийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Оценка «1» ставится, если обучающийся полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Проверка и оценка практической работы обучающихся:


Оценка «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; ученик ориентируется в чертеже, качественно и точно произведена разметка; соблюдены размеры и технологические требования; техника безопасности не нарушена.

Оценка «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; допущены незначительные ошибки в разметке; общий вид изделия аккуратный; техника безопасности не нарушена.

Оценка «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); допущены значительные ошибки в разметке; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок; техника безопасности не нарушена.

Оценка «2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид; нарушена техника безопасности
















Материально-технические условия



Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.


Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15  «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015


Технические средства обучения



  • Компьютер

  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)


Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

1. Технология. Ручной труд: 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.

2. Технология. Ручной труд: 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 8-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.

3. Технология. Ручной труд: 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 6-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.

4. Технология. Ручной труд: 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 8-е изд, перераб. – М.:Просвещение, 2018.



       Наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются технологические и  инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы готовых изделий, рисунки, коллекции материалов:


  • Раздаточная коллекция «Виды и сорта бумаги» (бумага для письма, печати, рисования, впитывающая, крашеная, папирусная).

  • Раздаточная коллекция «Виды картона» (толстый, тонкий; гладкий, рифленый; серый, желтый, белый).

  • Раздаточная коллекция «Виды и сорта ниток» (толстые, тонкие; шерстяные, хлопчатобумажные).

  • Раздаточная коллекция «Виды и сорта ткани» (шерстяные, хлопчатобумажные; толстые, тонкие; гладкие и шероховатые, с длинным ворсом; гладкоокрашенные, с рисунком)

  • фломастеры разного цвета;

  • цветная бумага;

  • картон белый и цветной;

  • тетради в клетку;

  • наборы разноцветного пластилина;

  • цветные нитки (разные виды);

  • ткани разных сортов;

  • природные материалы (шишки, семена, скорлупа грецкого ореха, листья)

  • клей ПВА;

  • клей карандаш;

  • простые карандаши;

  • пуговицы;

  • ластик.

  • Инструменты:

  • Кисти для клея;

  • стеки;

  • ножницы для работы с бумагой;

  • ножницы для работы с текстильными материалами;

  • линейки;

  • иглы швейные;

  • булавки швейные;

  • Вспомогательные приспособления:

  • подкладные доски для работы с пластилином;

  • подкладные доски для работы с бумагой и картоном;

  • подкладные доски для работы с текстильными материалами;

  • салфетки для клея;

  • коробки для хранения природных материалов;

  • коробки для хранения проволоки и древесины;

  • коробки для хранения раздаточного материала;

  • мешочки для мусора;

  • тряпочки для вытирания рук при работе с пластилином.

  • Дидактический раздаточный материал:

  • предметно-операционный план;

  • конструкторы;

  • шаблоны.

  • Модели и натуральный ряд:

  • муляжи фруктов и овощей;

  • образцы изделий из пластилина;

  • образцы изделий из природного материала;

  • образцы изделий из бумаги и картона;

  • образцы изделий из текстильного материала;

  • Технические средства обучения – ПК ; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!