СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»  для 1-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-4 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением И.О. директора ОУ «Лемешкинская школа-интернат »

учителей начального общего образования _____________ Т.А.Ткаченко

Протокол № ____ «____» ______________20____ г

от «____» ______________20____ г



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ « ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

1-4 класс





Составители:

Гайворонская Н.П.

Лысенко Л.А.

Щербина Л.А.





с. Лемешкино


Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:


1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебного плана ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области на 2019-2020 учебный год.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

5. Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

6. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».

7. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области «О рабочих программах».

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).


Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Изобразительное искусство» 1-4 класс:

1. М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы.В 2 ч– М.: Просвещение, 2018.

2. М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Изобразительное искусство 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. /– М.: Просвещение, 2018.

3 М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Изобразительное искусство.. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.

4 М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы.В 2 ч. /. – М.: Просвещение, 2018.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

по изобразительному искусству в 1-4 классах

Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное искусство», относятся:

  • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

  • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

  • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

  • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

  • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

  • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

  • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.



Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разнообразных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.







Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в 1-4 классах

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

  1. Подготовительный период обучения

Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на урока изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.



Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения. Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

  • отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

  • размазывание по картону;

  • скатывание; раскатывание, сплющивание;

  • примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

  • складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

  • совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

  • расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

  • составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

  • приемы работы с ножницами;

  • раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от…, посередине;

  • приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;

  • приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

  • рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);

  • рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).

Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);

  • рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

  • штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

  • рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

  • приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

  • приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

  • приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

  • правила обведения шаблонов;

  • обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

  1. Обучение композиционной деятельности

Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционной центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.

Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

  1. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.)

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.



  1. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.)

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.



  1. Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем - основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Программой предусматриваются следующие виды работы:

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование;

- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации.



Содержание программы

1 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим - работа над понятиями "середина листа", "край листа".

Формирование умения учитывать:

  • горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;

  • размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений - старые детские работы.

Формирование умения организовывать предметы в группы по смыс­лу.

Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (разви­вать у учащихся чувство ритма при составлении узора). Использова­ние в этой работе вырезанных силуэтных изображений.

Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представ­лению.

Примерные задания.

Составление аппликации из вырезанных изображений объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Трибы", "Кувшинчик с цветами", "Большие и маленькие рыбки аквариуме", "Листопад" - по выбору учителя).

Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм, листьев ("Коврик для игрушек").

Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад", "Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опор­ных точек: "Кораблик на воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.


Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать н изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»


Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в строении (конструкции) объектов изображения, признаков их фор­мы (обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам изображения несложных, слабо рачлененных предметов с выраженными особенностями формы. Использование метода сравне­ния при обучении детей умению выделять признаки предметов (осо­бенности формы, величину, пропорции частей, конструкцию предме­тов), использование очередности видов работ: 1) лепка, 2) составле­ние изображений в виде аппликации (составление из частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов изоб­ражения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сход­ного с натурой или образцом, равного по величине и рядом - боль­шего и меньшего по величине.

Формирование графического образа дерева (представления и спо­соба изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи; обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток - к их концу.

Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное расположение частей, места их соединений, пропорции. Распо­ложение частей фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит": руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на ширину плеч).

Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их пространственное расположение, пропорции частей в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок - "графичес­кий диктант", возможно использование точек; самостоятельное изоб­ражение).

Примерные задания

Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свек­ла; грибы, кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.

Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя): человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков "шнура").

Составление аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной бумаги квадратов, прямоугольников, треуголь­ников (с дорисовыванием окон и др. карандашом, фломастером).

Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной фор­мы: флажки квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использо­ванием вспомогательных опорных точек); воздушный шар, мяч, ко­лесо велосипеда.

Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево"; объемных изображений); рисование выполненных аппли­каций ("Дом", "Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).

Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как уп­ражнение в запоминании) с использованием игровой формы прове­дения занятия ("Кто лучше запомнил?").


Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»


Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, живот­ных, растения; называть изображенные действия, признаки предме­тов.

Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена, В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору учителя, доступные пониманию учащихся.


Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»


Обучение приемам заштриховывания контура простым и цветны­ми карандашами. Формирование умений работав красками (гуашью), пользоваться палитрой. Ознакомление детей с приемами, использу­емыми в народной росписи Дымкова и Городца (точки, дужки, штри­хи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа кончиком и корпусом кисти.

Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в пределах солнечного спектра, название цветов ахрома­тического ряда (черный, серый, белый). Обучение и упражнение в уз­навании и назывании локального цвета предметов.

Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмо­циональные впечатления от цветов солнечного спектра (при рисова­нии радуги).

Примерные задания.

Рисование сразу кистью - "Радуга".

Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (ово­щи, фрукты с ровной окраской; листья в осенней окраске).

Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразитель­ного искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гу­ашь по глине). Вариант работы: роспись силуэтных изображений иг­рушек, вырезанных учителем из бумаги.

Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", исполь­зуемых в современной городецкой росписи; изображение ягод "тыч­ком".

Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромаш­ка", "василек", "одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "гра­фический диктант" (работа сразу кистью, гуашью); изображение фри­зом - травка, дерево, солнце, цветы в траве и т.п.

Речевой материал

Слова, словосочетания, фразы:

Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпоч­ка, бумага, альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;

рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; ху­дожник, картина;

рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать,

(На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить детей различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры перечисленных объектов.

Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми словами, словосочетаниями и фразами на протяжении обучения детей (1-1V класс).

вымыть, вытереть;

красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; чер­ный, белый, серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно, (не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине)

туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, вет­ки, листья (части дерева); крыша, стены, окна (части дома).

Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.

Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо ри­совать. Какая форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?

Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посе­редине листа. Держи кисть вот так (вертикально) - демонстрация при­емов. Скачала нарисую..., потом нарисую...

Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка. Слепи голову... и т.д.


Содержание программы


2 класс

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоско­сти. Продолжение работы над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый, правый).

Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (гори­зонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисун­ка или особенностей формы изображаемого предмета; 2) размеры ри­сунка в зависимости от величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные варианты изображений - страые детские работы); наряду со словесной речью учитель использует же­сты, характеризующие направление, протяженность, подчеркивающие размер предметов.

Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания детей на смысловые свя­зи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в груп­пы по смыслу.

Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметрич­ной формы из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам дости­жения ритма в узоре в полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.

Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в про­цессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декора­тивной работе). Выделение этапов очередности.

Примерные задания.

Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: ("Хоровод"), из наклееных на общий фон аппликаций (например, "Веселые Петрушки", "Игрушки на полке").

Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе", "Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне).

Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются ка­рандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";

Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.

Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию».

Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опор­ных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных на­правлениях; прямые линии - в вертикальном,-горизонтальном и на­клонном направлении (возможно использование приема дорисовыва­ния).

Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных то­чек, затем без них от руки - геометрических форм - эталонов: кру­га, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование при­ема "дорисовывание изображения" в формировании этих умений.

Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель, сосна).

Формирование представления и развитие умения изображать чело­века в одежде в статической позе (человек стоит).

Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городс­кого типа (с использованием приема сравнения).

Примерные задания.

Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длин­ной юбке, кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки "Барыня"); игрушки "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека), "Птичка зарянка".

Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц. (Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кру­гов, овалов, округлых деталей, соответствующих определенной фор­ме части тела изображаемого объекта).

Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и лома­ных, зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный те­левизор" (рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров); "Волны на море", "Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовыва­ние ломанными линиями спины, хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по форме, но имеющих раз­ные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под молока и про­стокваши) - работа простым карандашом или фломастером.

Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Жен­щина" или "Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная птица" или др. (по выбору учителя).

Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа ка­рандашом) - по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся.

Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»

Обучение приемам получения составных цветов в работе с акваре­лью (зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершен­ствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.

Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приемам работы акварельными краска­ми (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бу­маги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы красками "примакивание" (акварелью).

Примерные задания.

Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик плывет по воде".

Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искус­ства (вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или др. - по выбору учителя.

Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов; листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. - на то­нированной бумаге).

Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" -"Серая туча, идет дождь" - сопоставление радостных и мрачных цве­тов (графический диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге).


Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»

Беседа по плану:

  1. Кто написал картину.

  2. Чем написал художник картину, на чем.

  3. Что художник изобразил на картине.

  4. Как нужно смотреть и понимать картину.

Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан "Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой", иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Ко-нашевича, Е. Рачева или др. - по выбору учителя, доступные пони­манию учащихся.


Речевой материал

Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.

Новые слова, словосочетания, фразы:

Гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна; одежда; кончик кисти; смешивать краски;

круглый, квадратный, треугольный;

Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю крас­ки.

Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что де­лает? Какое время года? Почему?


Содержание программы

3 класс


Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плос­кости, учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от со­держания рисунка или особенностей формы изображаемого предме­та; закрепление умения учитывать необходимость соответствия раз­мера рисунка и величины листа бумаги.

Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...", "за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посе­редине", "справа от...", "слева от...".

формирование умения изображать предметы в рисунке при пере­даче глубины пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать прием загораживания одних предметов други­ми, уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с рас­положенными вблизи от наблюдателя.


Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его элементов.

Формирование умения самостоятельно планировать свою изобрази­тельную деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).

Примерные задания.

Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снего­вика"; "Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в де­ревне летом". Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок катится по дорожке".

Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из раститель­ных форм). "Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки, кружки, кринки, которые дети вырезают из по­лосок сложенной вдвое бумаги).

Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора - растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).


Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»


Формирование навыков обследования предметов с целью их изоб­ражения; использование метода сравнения в этой работе, определен­ной последовательности в видах работ: сначала лепка, затем состав­ление аппликации и рисование.

Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).

Формирование представлений о строении тела животных и спосо­бах изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опо­рой на образы дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).

Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит: дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).

Формирование элементарных представлении о явлениях симмет­рии и асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктив­ных особенностей посуды (кринка, стакан, кастрюля).

Обучение приемам изображения элементов декора Городецких иг­рушек (листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с ис­пользованием элементов Городецкой росписи. Обучению приему со­ставления узора в квадрате с учетом центральной симметрии в апп­ликации.

Примерные задания.

Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пи­рамида из шаров, круглых лепешек, вылепленных в сериации по ве­личине из пластилина; "Человек стоит - идет - бежит" (преобразо­вание вылепленной из пластилина фигурки человека).

Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое; дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев";

Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, круж­ки, кринки и т.п.

Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гу­ашь, кисть, шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".

Рисование с натуры вылепленного человечка в положении стати­ки и динамики (стоит, идет, бежит).

Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы). Составление узора в квадрате: "Коробочка".


Развитие: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи»


Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями "основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета" (как цвета, которые можно составить из основ­ных, главных цветов - зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричне­вый).

Развитие технических навыков работы красками. Закрепление при­емов получения смешанных цветов на палитре.

Обучение приемам посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски. Использование полученных освет­ленных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.

Примерные задания

Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.

Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить составными цветами (например, лист тополя, апель­син, цветок и т.п.)

Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (тем­но-серый, серый, светло-серчй), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений (например, лист сирени, монеты и т.п.).

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).

Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны, цветы).

Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят сне­говика", "Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом". (Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов деревьев).


Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства»


Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

Беседа по плану:

  1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.

  2. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать другие.

  3. Как художник изображает деревья в разные времена года.

  4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.

Примерный материал к урокам:

Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Боль­шая вода", "Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи "Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромаш­ки", "Первый снег"; К. Коровин "Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".

Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.

Речевой материал.

Закрепление речевого материала I и II класса.

Новые слова, словосочетания, фразы:

Художник, природа, красота; белила, палитра;

ритм (в узоре); фон; украшение, движение;

загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать;

уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;

идет, бежит, стоит; развевается (флаг на ветру); примакивать, вы­сыхать (о краске);

светлый (светло-синий), и т.д; голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;

форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности.

приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой кисточку в воде;

в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма предмета похожа на овал;

Сначала нарисую ствол, потом ветки.. Машина загораживает дом.


Содержание программы

4 класс


Раздел: «Обучение композиционной деятельности»


Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины удаленных предметов по сравнению с рас­положенными вблизи от наблюдателя; загораживание одних предме­тов другими. Планы в пространстве - передний, задний, средний (ис­пользование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной компози­ции с использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с уче­том центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).

Примерные задания

«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка ми­мозы";

Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята ка­таются с гор".

Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы, уточки).

Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".

Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".


Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»


Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображе­ния. Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая пос­ледовательность изображения от общей формы к деталям. (Исполь­зование объяснения фронтального поэтапного показа способа изоб­ражения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в дви­жении (в ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и ри­сунке изгибы и "узор" ветвей.

Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека), формирование образов животных.

Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком кисти, "примакивание").

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические формы и стилизован­ные формы растительного мира).

Примерные задания

Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошад­ка" - по мотивам каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Пету­шок" - стилизованные образы, по выбору учащихся;

Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цвет­ных маленьких и больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебу­рашка", "Мишка" (из вырезанных кругов и овалов), с дорисовыва­нием.

Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо рас­члененной формы (листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цве­точном горшке); предметов с характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);

  • передавать глубину пространства, используя загораживание одних предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;

работать акварелью "по-мокрому".


Основные требования к званиям и умениям учащихся I класса

к концу учебного года.

Учащиеся должны знать:

  • названия и назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в I классе;

  • названия выразительных средств изобразительного искусства: "линия", "цвет"; названия основных цветов солнечного спектра, цветов ахроматического ряда;

  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов, изобразительных действий;

  • элементарные правила работы с краской, пластилином (шиной), клеем, карандашом;

  • строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела че­ловека, части дерева, дома;

  • порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками - кисть;

  • ориентироваться на изобразительной плоскости ("середина", "край" листа бумаги);

  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;

  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

  • проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; соединять линией точки;

  • различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

_- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения каранда­шом;

  • узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

  • передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; отождествлять свой рисунок с предметом;

  • подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней

-до образования "палочки", сплющивания полученного образования, отщипывания и т.д.; примазывать отдельные части при составлении целой формы;

  • в аппликации использовать приемы: вырезания ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратного наклеивания;

  • узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя.




Основные требоваши к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

  • о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения);

  • требования к композиции изображения на листе бумаги;

  • некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева (части дерева);

  • речевой материал, изучавшийся в I и II классе;
    Учащиеся должны уметь:

рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклон­ном к горизонтальному направлению);

  • рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с по­мощью опорных точек, по шаблону или самостоятельно, от руки);

  • изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством учителя и по памяти, самостоятельно;

  • рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая от­личительные признаки, учитывая строение;

  • изображать дома городского и деревенского типа;

  • передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;

  • выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;

  • следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся III-IV класса к концу учебного года.


Учащиеся должны знать:

- о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым пред­метом;

  • части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;

  • названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.);

  • иметь представление о приемах передачи глубины пространства (загораживании одних предметов другими, зрительном уменьшении
    их по сравнению с расположенными вблизи;

  • о существующем в природе явлении осевой симметрии;

Учащиеся должны уметь:

  • планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;

  • находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;

  • достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;

  • изображать элементы Городецкой росписи;

  • соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на что похожа форма?);

  • владеть приемами посветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил);

  • рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года.












Тематическое планирование

1 класс


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

9

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

3


За год:

32 ч.



Тематическое планирование

2 класс


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

9

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

3


За год:

32 ч.



Тематическое планирование

3 класс


п/п

Разделы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

10

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

3


За год:

33 ч.


Тематическое планирование

4 класс


п/п

Разделы

Количество часов

1.

Обучение композиционной деятельности

10

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию

10

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и форми­рование умений передавать его в живописи

10

4.

Обучение восприятию произве­дений искусства

4


За год:

34 ч.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!