СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "ИЗО" 1 класс, 1 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство", 1 класс, 1 вариант

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "ИЗО" 1 класс, 1 вариант»

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Изобразительное искусство»


Пояснительная записка

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра.

Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.


Планируемые результаты освоения АООП УО

Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Изобразительное искусство» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.


АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Предметная область «Искусство»

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Оценка достижений планируемых ре­зуль­та­тов освоения АООП УО


В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.



Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.



Критерии и нормы оценки достижений предметных результатов

Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

    • «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

    • «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

    • «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.



Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство"

предметной области "Искусство"

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе (надомное обучение) рассчитана на 34 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 34 часа в год (1 час в неделю)

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство».

Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству;

  • раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;

  • формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.

  • расширение художественно-эстетического кругозора;

  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

  • формирование знаний элементарных основ рисунка;

  • обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;

  • обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)

  • обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;

  • формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;

  • воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).


Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 1 класса

Минимальный уровень:

    • правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;

    • правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;

    • обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;

    • проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги;

    • различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

    • узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

    • знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;

    • уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

    • подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;


    • использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии)

Достаточный уровень:

    • знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;

    • знать названия основных цветов солнечного спектра;

    • знать названия изображаемых на уроках предметов, действий объектов, изобразительных действий;

    • знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;

    • знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

    • знать выразительные средства изобразительного искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,

«пятно», «цвет»;

    • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника;

    • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

    • оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

    • использовать разнообразные способы выполнения аппликации;

    • применять разные способы лепки;

    • рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;


Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;

  • положительное отношение к окружающей действительности;

  • эстетическое восприятие окружающей действительности;

  • понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

  • умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».


Содержание учебного предмета

В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.

На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.

У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно- двигательные представления – способы изображений увиденного.

Содержание разделов



  1. Подготовительный период обучения

  2. «Обучение композиционной деятельности»

  3. «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»

  4. «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»


Программа формирования базовых учебных действий

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Регулятивные учебные действия:

  • Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя.

  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

  • Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе.

  • Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.


Познавательные учебные действия:

  • формируется у детей правильная артикуляция и дикция;

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

  • формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

  • формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

  • формируем умение заучивать с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.


Коммуникативные учебные действия:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).

  • Обращаться за помощью и принимать помощь.

  • Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях.

  • Оформлять свои мысли в устной речи.

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

  • Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.




































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока п/п

Номер урока в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Декоративное рисование. Беседа об основных цветах. Рисование квадрата по опорным точкам и деление его на четыре равные части (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши).

04.09


Рисование на тему: «Осень – грибная пора». Беседа о съедобных, несъедобных грибах. Рисование грибов по шаблону (техника выполнения: акварель).

11.09


Декоративное рисование. Рисование чередующего узора в полосе из кругов и квадратов по образцу (техника выполнения: гуашь).

18.09


Анималистика. Беседа о диких и домашних животных. Рисование животных по опорным точкам (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши).

25.09


Рисование на тему: «Иллюстрация к сказке». Чтение сказки «Репка» и ее обсуждение. Иллюстрация к сказке. Рисование репки по образцу (техника выполнения: акварель).

02.10


Декоративное рисование. Знакомство с методом примакивания. Рисование цветов и листьев методом примакивания кисточки (техника выполнения: гуашь).

16.10


Рисование на тему: «Осенний дождь». Знакомство с линией горизонта. Рисование неба, земли, дождя (техника выполнения: акварель).

23.10


Рисование на тему: Иллюстрация к стихотворению А. Л. Барто «Мяч». Чтение и обсуждение стихотворения. Рисование мяча с помощью шаблона – круга (техника выполнения: гуашь).

30.10


Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем». Играем в кляксы (техника выполнения: гуашь, акварель).

06.11


Рисование с натуры. Беседа о форме, о цвете. Рисование воздушных шаров основными цветами (техника выполнения: штриховка в разных направлениях, цветные карандаши).

13.11


Рисование на тему: «Что бывает круглым?» Рисунок по замыслу учащихся; например: мяч, апельсин, солнце и т. д. (техника выполнения: гуашь, акварель).

27.11


Рисование на тему: «Деревья». Беседа о строении дерева. Поэтапный метод рисования деревьев по образцу (техника выполнения: гуашь).

04.12


Рисование на тему: «Первый снег». Презентация «Зима». Рисование зимнего пейзажа на цветной бумаге, используя опыт предыдущего урока (техника выполнения: гуашь).

11.12


Декоративное рисование. Презентация «Снежинки». Рисование снежинок по образцу (техника выполнения: цветной картон белая гуашь).

18.12


Рисование на тему: «Новогодняя веточка с игрушками». Беседа о празднике «Новый год». Рисование еловой веточки методом примакивания (техника выполнения: гуашь).

25.12


Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем». Угадай, дорисуй, раскрась (игра на развитие логического мышления); (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши).

08.01


Декоративное рисование «Узор для шапочки». Рисование узора, состоящего из геометрических фигур (техника выполнения: гуашь).

15.01


Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем»; «Что лишнее?» Игра на развитие логического мышления (техника выполнения: гуашь, акварель).

22.01


Анималистика. Презентация «Птицы зимой». Беседа о кормушках. Поэтапное рисование птиц при помощи геометрических фигур (техника выполнения: карандаш).

29.01


Анималистика. Презентация «Птицы зимой». Беседа о кормушках. Поэтапное рисование птиц при помощи геометрических фигур (техника выполнения: гуашь).

05.02


Рисование на тему: «Иллюстрация к сказке «Колобок»». Беседа по мотивам сказки. Рисование колобка при помощи шаблона – круга (техника выполнения: гуашь).

12.02


Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора (растительного или геометрического) в полосе для закладки (техника выполнения: по выбору учащегося).

26.02


Рисунок для мамы на 8 марта

04.03


Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем»; «Посмотри внимательно». Игра на развитие внимания, воображения (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши).

11.03


Рисование на тему: «Геометрические прописи». Повтори рисунок по точкам (техника выполнения: цветные карандаши).

18.03


Рисование на тему: «Геометрические прописи». Рисуем по точкам (техника выполнения: цветные карандаши).

25.03


Декоративное рисование. Рисование круга по шаблонам (деление круга на части); (техника выполнения: гуашь).

01.04


Рисование на тему: «Дорисуй и раскрась». Упражнение на дорисовывание двусторонне - симметричных изображений (бабочка); (техника выполнения: акварель).

15.04


Рисование с натуры. Поэтапное рисование неваляшки при помощи шаблонов по образцу (техника выполнения: гуашь).

22.04


Рисование с натуры праздничного флажка. Беседа о приближающемся празднике (техника выполнения: гуашь).

29.04


Рисование на тему: «День Победы». Рисование праздничного салюта методом тычка (техника выполнения: гуашь).

06.05


Рисование на тему: «Здравствуй лето»

Поэтапное рисование цветов при помощи шаблонов по образцу (техника выполнения: гуашь).

13.05


Рисование героев любимой сказки (техника выполнения: акварель).

20.05


Игра «Волшебный карандаш»

27.05


Итого часов

34



По программе




Выполнено








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!