Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Пояснительная записка
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим, слепым, слабовидящим, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра.
Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Планируемые результаты освоения АООП УО
Освоение обучающимися АООП УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты освоения курса «Изобразительное искусство» включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием курса «Изобразительное искусство» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметная область «Искусство»
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Оценка достижений планируемых результатов освоения АООП УО
В соответствии с требованием ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Критерии и нормы оценки достижений предметных результатов
Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно».
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
«верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
«частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
«неверно» - задание выполнено менее чем 30 %.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство"
предметной области "Искусство"
Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1 классе (надомное обучение) рассчитана на 34 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 34 часа в год (1 час в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство».
Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
воспитание интереса к изобразительному искусству;
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
расширение художественно-эстетического кругозора;
развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
формирование знаний элементарных основ рисунка;
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации)
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство».
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец 1 класса
Минимальный уровень:
правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой;
правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть;
обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом;
проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги;
различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;
узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;
уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки;
Достаточный уровень:
знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе;
знать названия основных цветов солнечного спектра;
знать названия изображаемых на уроках предметов, действий объектов, изобразительных действий;
знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знать выразительные средства изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет»;
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использовать разнообразные способы выполнения аппликации;
применять разные способы лепки;
рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе:
осознание себя как ученика, заинтересованного обучением;
положительное отношение к окружающей действительности;
эстетическое восприятие окружающей действительности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится».
Содержание учебного предмета
В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство.
На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия.
У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно- двигательные представления – способы изображений увиденного.
Содержание разделов
Подготовительный период обучения
«Обучение композиционной деятельности»
«Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию»
«Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи»
Программа формирования базовых учебных действий
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Регулятивные учебные действия:
Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебные действия:
формируется у детей правильная артикуляция и дикция;
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
формируем умение заучивать с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях.
Оформлять свои мысли в устной речи.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться.
Слушать и понимать речь других.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Номер урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
| | Декоративное рисование. Беседа об основных цветах. Рисование квадрата по опорным точкам и деление его на четыре равные части (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши). | 04.09 | |
| | Рисование на тему: «Осень – грибная пора». Беседа о съедобных, несъедобных грибах. Рисование грибов по шаблону (техника выполнения: акварель). | 11.09 | |
| | Декоративное рисование. Рисование чередующего узора в полосе из кругов и квадратов по образцу (техника выполнения: гуашь). | 18.09 | |
| | Анималистика. Беседа о диких и домашних животных. Рисование животных по опорным точкам (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши). | 25.09 | |
| | Рисование на тему: «Иллюстрация к сказке». Чтение сказки «Репка» и ее обсуждение. Иллюстрация к сказке. Рисование репки по образцу (техника выполнения: акварель). | 02.10 | |
| | Декоративное рисование. Знакомство с методом примакивания. Рисование цветов и листьев методом примакивания кисточки (техника выполнения: гуашь). | 16.10 | |
| | Рисование на тему: «Осенний дождь». Знакомство с линией горизонта. Рисование неба, земли, дождя (техника выполнения: акварель). | 23.10 | |
| | Рисование на тему: Иллюстрация к стихотворению А. Л. Барто «Мяч». Чтение и обсуждение стихотворения. Рисование мяча с помощью шаблона – круга (техника выполнения: гуашь). | 30.10 | |
| | Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем». Играем в кляксы (техника выполнения: гуашь, акварель). | 06.11 | |
| | Рисование с натуры. Беседа о форме, о цвете. Рисование воздушных шаров основными цветами (техника выполнения: штриховка в разных направлениях, цветные карандаши). | 13.11 | |
| | Рисование на тему: «Что бывает круглым?» Рисунок по замыслу учащихся; например: мяч, апельсин, солнце и т. д. (техника выполнения: гуашь, акварель). | 27.11 | |
| | Рисование на тему: «Деревья». Беседа о строении дерева. Поэтапный метод рисования деревьев по образцу (техника выполнения: гуашь). | 04.12 | |
| | Рисование на тему: «Первый снег». Презентация «Зима». Рисование зимнего пейзажа на цветной бумаге, используя опыт предыдущего урока (техника выполнения: гуашь). | 11.12 | |
| | Декоративное рисование. Презентация «Снежинки». Рисование снежинок по образцу (техника выполнения: цветной картон белая гуашь). | 18.12 | |
| | Рисование на тему: «Новогодняя веточка с игрушками». Беседа о празднике «Новый год». Рисование еловой веточки методом примакивания (техника выполнения: гуашь). | 25.12 | |
| | Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем». Угадай, дорисуй, раскрась (игра на развитие логического мышления); (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши). | 08.01 | |
| | Декоративное рисование «Узор для шапочки». Рисование узора, состоящего из геометрических фигур (техника выполнения: гуашь). | 15.01 | |
| | Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем»; «Что лишнее?» Игра на развитие логического мышления (техника выполнения: гуашь, акварель). | 22.01 | |
| | Анималистика. Презентация «Птицы зимой». Беседа о кормушках. Поэтапное рисование птиц при помощи геометрических фигур (техника выполнения: карандаш). | 29.01 | |
| | Анималистика. Презентация «Птицы зимой». Беседа о кормушках. Поэтапное рисование птиц при помощи геометрических фигур (техника выполнения: гуашь). | 05.02 | |
| | Рисование на тему: «Иллюстрация к сказке «Колобок»». Беседа по мотивам сказки. Рисование колобка при помощи шаблона – круга (техника выполнения: гуашь). | 12.02 | |
| | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора (растительного или геометрического) в полосе для закладки (техника выполнения: по выбору учащегося). | 26.02 | |
| | Рисунок для мамы на 8 марта | 04.03 | |
| | Рисование на тему: «Рисуем, учимся, играем»; «Посмотри внимательно». Игра на развитие внимания, воображения (техника выполнения: штриховка, цветные карандаши). | 11.03 | |
| | Рисование на тему: «Геометрические прописи». Повтори рисунок по точкам (техника выполнения: цветные карандаши). | 18.03 | |
| | Рисование на тему: «Геометрические прописи». Рисуем по точкам (техника выполнения: цветные карандаши). | 25.03 | |
| | Декоративное рисование. Рисование круга по шаблонам (деление круга на части); (техника выполнения: гуашь). | 01.04 | |
| | Рисование на тему: «Дорисуй и раскрась». Упражнение на дорисовывание двусторонне - симметричных изображений (бабочка); (техника выполнения: акварель). | 15.04 | |
| | Рисование с натуры. Поэтапное рисование неваляшки при помощи шаблонов по образцу (техника выполнения: гуашь). | 22.04 | |
| | Рисование с натуры праздничного флажка. Беседа о приближающемся празднике (техника выполнения: гуашь). | 29.04 | |
| | Рисование на тему: «День Победы». Рисование праздничного салюта методом тычка (техника выполнения: гуашь). | 06.05 | |
| | Рисование на тему: «Здравствуй лето» Поэтапное рисование цветов при помощи шаблонов по образцу (техника выполнения: гуашь). | 13.05 | |
| | Рисование героев любимой сказки (техника выполнения: акварель). | 20.05 | |
| | Игра «Волшебный карандаш» | 27.05 | |
Итого часов | 34 | | |
По программе | | | |
Выполнено | | | |