МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _____/Каримова Л.Б. / «____»______2019 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР ______/ Гончарова Н.В. «_____»_____2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №8» ______/О.В. Гутянко Приказ от«___»______2019г. №____ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НОДА (Вариант 6.1)
по предмету «Окружающий мир»
обучения на дому
2 класс
Количество часов: в неделю – 2 (1) часа, в год– 68 (34) часа,
Срок реализации программы – 1 года
Программа и тематическое планирование составлено на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Примерной рабочей программы и тематического планирования курса на основе УМК «Школа России», авторской программы А.А. Плешакова: Просвещение 2014 г.
Учебник. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1-4 классы :М.
Просвещение 2014 г
Составитель:
Белялова Н.М.
.
2019/2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа обучения на дому по предмету «Окружающий мир» для обучающегося 2-Б класса Гудкова Ярослава составлена для надомного обучения в соответствии с требованиями, обязательными для реализации примерных основных образовательных программ, и адаптирована для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) , обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями), (далее – ФГОС НОО);
- Примерная основная образовательная программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15, в редакции протокола от 28.10.2015 №3/15), в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-метадического объединения по общему образованию);
- Примерные адаптированные программы для обучающихся с ОВЗ-с тяжёлыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598 г.Москва « Об утверждении федеративного государственного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года №1599 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года №ВК-452\07 «О введении ФГОС ОВЗ».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010.№ 189 (с изменениями);
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26, зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015, рег. № 38528).
Региональный уровень:
Положения об организации обучения на дому или в медицинской организации обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Крым, утвержденного приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства здравоохранения Республики Крым от 03.03.2016, 16.03.2016 №281/365
Уровень ОУ:
Основные образовательные программы: НОО (ФГОС)
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» 1 – 4 классы и примерной программы УМК «Школа России» ФГОС.
1. «Окружающий мир» Учебники для 1-4 классов. Авторы А.А. Плешаков (Москва «Просвещение» 2014 г.)
Цель:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный методический комплект:
1. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2014.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир.: Учебники для 1, 2 3, 4 классов. – М.: Просвещение, 2014 г.
Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанника, индивидуально-дифференцированного к нему подхода. Школьнику предлагается материал, содержащий доступные для усвоения понятия. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включён учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающегося. Также на каждом уроке проводится целенаправленная специальная работа по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Программа по «Окружающий мир» рассчитана на 68 часа 2 час в неделю, 34 учебные недели.
Адаптированная рабочая программа по предмету реализуется в рамках обучения на дому и рассчитана в неделю – 2 (1) часа, в год– 68 (34) часа.
Кратковременность проведения занятия предполагает рассмотрение ключевых вопросов изучаемого раздела и организацию самостоятельной работы обучающегося, способствующей эффективному усвоению программного материала.
Программа обеспечена учебно-методическими комплектами, состоящими из учебников «Окружающий мир» и методических рекомендаций к ним для каждого класса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир » в 1–4 м классах является формирование следующих умений:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира – быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы – как духовной ценности разных народов);
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1–4-м классах является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-4-м классах является формирование следующих умений:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Вводный урок. Где мы живем? 4ч(2ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел 2. Природа 20ч.(10ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Раздел 3. Жизнь города и села 10ч(5ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу
Раздел 4. Здоровье и безопасность 9ч(5ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел 5. Общение 7ч(3ч)
Раздел 6. Путешествия 18ч(9ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема раздела | Всего часов | аудиторных | самостоятельных |
1. | Раздел 1. Вводный урок. Где мы живем? | 4 | 2 | 2 |
2. | Раздел 2. Природа | 20 | 10 | 10 |
3. | Раздел 3. Жизнь города и села | 10 | 5 | 5 |
4. | Раздел 4. Здоровье и безопасность | 9 | 5 | 4 |
5. | Раздел 5. Общение | 7 | 3 | 4 |
6. | Раздел 6. Путешествия | 18 | 9 | 9 |
Итого | 68 | 34 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Коррекция | Содержание урока | Для самостоятельного изучения | Количество часов |
| | | | Раздел 1.«Где мы живём?» | | 4 ч(2) |
1. | | | | «Где мы живём?» -Родная страна. Город и село. | | 1 |
2. | | | | | Родная страна. Семья народов России. Город и село. | 1 |
3 | | | | Природа и рукотворный мир. | | 1 |
4 | | | | | Наше отношение к миру. | 1 |
| | | | Раздел 2.«Природа» | | 20ч (10ч) |
5 | | | | «Природа» Неживая и живая природа.Связь между неживой и живой природой. | | 1 |
6 | | | | | Явления природы. Термометр. | 1 |
7 | | | | Что такое погода? В гости к осени | | 1 |
8 | | | | | Живая и неживая природа осенью | 1 |
9 | | | | Звёздное небо. Проверочная работа № 1. | | 1 |
10 | | | | | Путешествие по зодиаку | 1 |
11 | | | | Заглянем в кладовые Земли. | | 1 |
12 | | | | | Моя коллекция. | 1 |
13 | | | | Про воздух. | | 1 |
14 | | | | | И про воду… | 1 |
15 | | | | Какие бывают растения? Контрольная работа№1 | | 1 |
16 | | | | | Красота растений. | 1 |
17 | | | | Какие бывают животные? | | 1 |
18 | | | | | Невидимые нити. | 1 |
19 | | | | Дикорастущие и культурные растения. | | 1 |
20 | | | | | Комнатные растения. | 1 |
21 | | | | Дикие и домашние животные. Про кошек и собак. | | 1 |
22 | | | | | Животные живого уголка. | 1 |
23 | | | | Будь природе другом. | | 1 |
24 | | | | | Проект «Красная книга» или «Возьмём под защиту». | 1 |
| | | | Раздел 3«Жизнь города и села» | | 10ч (5ч) |
25 | | | | Жизнь города и села. Что такое экономика. | | 1 |
26 | | | | | Из чего что сделано. | 1 |
27 | | | | Как построить дом? Проверочная работа №2 | | 1 |
28 | | | | | Какой бывает транспорт? | 1 |
29 | | | | Культура и образование. Контрольная работа №2 | | 1 |
30 | | | | | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
31 | | | | В гости к зиме. | | 1 |
32 | | | | | Жиая природа зимой. | 1 |
33 | | | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | | 1 |
34 | | | | | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
| | | | Раздел 4. «Здоровье и безопасность» | | 9 ч (5ч) |
35 | | | | Здоровье и безопасность Строение тела человека | | 2 |
36 | | | | | Строение тела человека Как работает наш организм | 1 |
37 | | | | Если хочешь быть здоров. Режим дня. | | 1 |
38 | | | | | Если хочешь быть здоров. Как правильно питатьсяНа воде и в лесу. | 1 |
39 | | | | Берегись автомобиля!знаем ли мы сигналы и дорожные знаки. | | 1 |
40 | | | | | Школа пешехода.не играй в прятки с водителем. | 1 |
41 | | | | Домашние опасности. Пожар! Опасные незнакомцы. | | 1 |
42 | | | | | Пожар!Лесные опасности. | 1 |
| | | | Раздел 5 «Общение» | | 7ч(3) |
43 | | | | Общение Наша дружная семья. | | 1 |
44 | | | | | Проект «Родословная». | 1 |
45 | | | | В школе. Ты и твои друзья. Проверочная работа №3 | | 1 |
46 | | | | | Правила вежливости.Волшебные поступки. | 1 |
47 | | | | Мы – зрители и пассажи-ры. | | 1 |
48 | | | | | Мы пассажиры. | 1 |
| | | | Раздел 6 «Путешествия» | | 18ч (9) |
49 | | | | Путешествия Посмотри вокруг Ориентирование на местности. | | 1 |
50 | | | | | Ориентирование по компасу. | 1 |
51 | | | | Формы земной поверхности. | | 1 |
52 | | | | | Водные богатства. | 1 |
53 | | | | В гости к весне. Контрольная работа №3 | | 1 |
54 | | | | | Живая природа весной. | 1 |
55 | | | | Россия на карте. Путешествие по Москве. | | 1 |
56 | | | | | Проект «Города России» | 1 |
57 | | | | Московский Кремль. Проверочная работа №4 | | 1 |
58 | | | | | Москва.Красная площадь. | 1 |
59 | | | | Город на Неве. | | 1 |
60 | | | | | Достопримечательности Санкт-Петербурга. | 1 |
61 | | | | Путешествие по планете. Контрольная работа №4 | | 1 |
62 | | | | | Вокруг света с фотоаппаратом. | 1 |
63 | | | | Путешествие по матери-кам. Африка и Австралия. | | 1 |
64 | | | | | Северная и Южная Америка. | 1 |
65 | | | | Страны мира. Проект «Страны мира». | | 1 |
66 | | | | | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
67 | | | | Впереди лето. | | 1 |
68 | | | | | Повторение изученного. | 1 |
| | | | 34ч | 34ч | 68ч |