СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе для обучающихся с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе ЗПР»

Адаптированная рабочая программа

по изобразительному искусству

в 4 классе обучающихся с ЗПР


УМК «Школа России»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса c ЗПР составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и РАХ Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России».

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство», 1-4 класс (автор Б.М. Неменский). Москва, «Просвещение», 2013 год; УМК «Школа России»; сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебник «Искусство вокруг нас». 4 класс, Н.А. Горяева, Неменская Л. А. М.: «Просвещение», 2013г.

В базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется в неделю 1 ч., за год- 34 часа.


Цели изучения предмета:

 Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.

 Развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

 Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

 Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретения опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;

Задачи изучения предмета:

 Совершенствовать эмоционально-образное восприятие произведений искусства и окружающего мира.

 Развивать способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).

 Формировать навыки работы с различными художественными материалами.

Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной ( психолого -медико-педагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

• сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;

• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;

• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;

• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

Истоки родного искусства (8 ч)

Знакомство с истоками народного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

В содержании занятий обязательно должны быть внесены также особенности родной для ребенка культуры, того места, где он живет.

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и особенности средневековой природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка пейзажа. Повторение и развитие навыков живописи.

Традиционный образ природы и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы, роль деревни.

Общие представления о конструкции народного костюма женского и мужского, украшения и их значения. Постройка, украшение и изображение в народном костюме. Образ русского человека в творчестве художника.

Роль праздника в жизни людей. Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Развитие композиционных навыков.

Древние города нашей земли (7 ч)

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки. Впечатление, которое производит город при приближении. Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Соборы – святыни города, они также воплощают красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром государства.

Организация внутреннего пространства города. Размещение характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.

Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнаментов.

Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города. Они похожи и непохожи между собой. Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Образ теремной архитектуры.

Каждый народ — художник (11 ч)

Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир. Особое поклонение природе. Японские сады. Особенности изображения украшения и постройки в искусстве Японии.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира. Города в пустыне. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Образ готических городов Средневековой Европы.

Искусство объединяет народы (8 ч)

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения на эту тему, понятные и общие для всех людей. Есть красота внешняя и внутренняя. Главное - внутренняя красота, красота душевной жизни. Красота, в которой выражается жизненный опыт. Изображение сопереживания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие сострадающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Все народы воспевают своих героев. В искусстве всех народов присутствует мечта, надежна на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

Тематическое планирование уроков изобразительного искусства

с указанием количества часов на освоение каждой темы.



п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Дата


По плану

По факту

1

Пейзаж родной земли. Рисование по памяти и представлению

Урок введения в новую тему


Характеризовать красоту природы родной земли.

Характеризовать особенности красоты природы различных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Изображать российскую природу (пейзаж).



1.09


2

Пейзаж родной земли.

Комбинированный урок

8.09


3

Деревня – деревянный мир.

Моделирование.

Урок формирования умений и навыков

Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуре народа.

Объяснять конструкцию избы, назначение ее частей, декор и украшение.

Изображать избу или моделировать ее из бумаги.

15.09


4

Деревня – деревянный мир.

Создание коллективного панно.

Комбинированный урок

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре.

Создавать образ традиционной деревни.

Коллективное панно или объемная пространственная постройка.

22.09


5

Красота человека.

Изображение женского и мужского образа в народном костюме.

Урок-дискуссия

Объяснять представления народа о красоте человека.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма, праздничного женского и мужского костюма.


29.09






6

Красота человека.

Изображение сцены труда из крестьянской жизни.

Комбинированный урок

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека-труженика в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, З. Серебрякова, Б. Кустодиев)



6.10


7

Народные праздники

Комбинированный урок

Понимать роль традиционных народных праздников в жизни людей. Изображать календарные праздники (коллективная работа).

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном


13.10



Народные праздники. Обобщение темы.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка.

Изображать календарные праздники (коллективная работа).

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительномискусстве (Б. Кустодиев, К.Юон, Ф. Малявин и др.)


20.10







8

9

Родной угол.

Создание макета древнерусского города.

Урок введения в новую тему.

Характеризовать образ древнего города и особенность выбора места для постройки города.

Объяснить роль пропорций в формировании конструктивного образа города.

Создавать макет древнерусского города-крепости.

27.10


10

Древние соборы.


Комбинированный урок.

Составлять рассказ о соборах как о святыне города, воплощении красоты, могущества и силы государства, как об архитектурном и смысловом центре города.

Раскрывать особенности конструкции и символики древнерусского каменного храма.

Создавать макет здания древнерусского храма.

10.11


11

Города Русской земли.


Комбинированный урок.

Называть основные структурные части города.

Рассказывать о монастырях как о произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов.

Рассказывать о жителях древнерусских городов и монастырей.

Изображать древнерусский город.

17.11


12

Древнерусские воины-защитники.

Комбинированный урок.

Рассказать об образе жизни людей в древнерусском городе, о князе и его дружине.

Характеризовать одежду и оружие древнерусского воина.

Определять значение цвета в одежде и значение орнамента.

Развивать навыки изображения человека.


24.11



13

Живописное изображение древнерусского города.

Урок-путешествие


Определить общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.

Рассказывать о старинном архитектурном образе данных городов.

Знакомить с исторической архитектурой данных городов.

Характеризовать особый облик города, сформированный историей и характером деятельности людей.

Изображать древнерусский город.

1.12


14

Узорочье теремов.

Изображение интерьера теремных палат.

Урок-сказка

Рассказывать о торговых и ремесленных центрах городов.

Иметь представление об убранстве городских построек, теремов, княжеских палат, боярских палат, городских усадеб.

Объяснять в росписи преобладание растительных мотивов.

Изображать интерьер теремных палат.

8.12


15

Пир в теремных палатах. Обобщение темы.

Урок-фантазия

Объяснять роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Изображать праздник в интерьере княжеских палат.

Изображать посуду на праздничных столах.

15.12


16

Страна восходящего солнца. Образ художествен-

ной культуры Японии.


Урок введения в новую тему

Рассказывать о художественной культуре Японии, о традиционных постройках.

Называть характерные особенности японского искусства.

Называть традиционные праздники.

22.12


17

Страна восходящего солнца.

Изображение японок в кимоно.

Комбинированный урок

Уметь видеть красоту в деталях.

Изображать природу через характерные детали.

Характеризовать образ женской красоты. Передавать характерные черты лица.

Объяснять особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Создавать изображения цветущей сакуры, японки в кимоно, коллективного панно.


29.12



18

Страна восходящего солнца.

Создание коллективного панно.

Урок-проект



19

Народы гор и степей.

Изображение красоты гор.

Комбинированный урок

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты.

Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.

Называть природные мотивы орнамента.

Изображать красоты гор и жизнь в степи.



20

Народы гор и степей.

Изображение жизни в степи.

Комбинированный урок

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты.

Объяснять связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа.

Называть природные мотивы орнамента.

Изображать красоты гор и жизнь в степи.



21

Города в пустыне.

Создание образа древнего среднеазиатского города.

Урок-фантазия

Рассказать о городах в пустыне.

Видеть орнаментальный характер культуры.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.



22

Древняя Эллада.

Изображение греческого храма.

Комбинированный урок

Рассказать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Определять особенности изображения, украшения, постройки в искусстве древних греков.

Видеть красоту построения человеческого тела.

Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.

Изображать древнегреческий храм и приобретать навыки создания коллективного панно.








23

Древняя Эллада.

Создание коллективного панно «Древнегреческий праздник»

Урок-фантазия

24

Европейские города средневековья.

Изображение костюма и предметов быта.

Урок-беседа

Знакомство с образом готических городов средневековья, с архитектурой средневековья,

готическим храмом, витражами, костюмом.

Видеть единство форм костюма и архитектуры.

Овладевать навыками составления коллективного панно.











25

Европейские города средневековья.

Создание панно «Площадь средневекового города».

Урок-проект

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

Участие в выставке работ.

Комбинированный урок

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Понимать разности творческой работы в разных культурах.




27

Материнство. Изображение образа матери.

Урок введения в новую тему

Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства и композиционного изображения.

Изображать по представлению образ матери и дитя, их единства.






28

Материнство.

Изображение образа матери и дитя.

Урок-проект

29

Мудрость старости.

Создавать образ любимого пожилого человека.

Комбинированный урок

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства.

Создавать изображение любимого пожилого человека.



30

Создание рисунка с драматическим сюжетом.

Комбинированный урок

Рассуждать о сострадании, сочувствии, сопереживании.

Учиться видеть изображение печали и сострадания в искусстве.

Создавать рисунок с драматическим сюжетом.



31

Герои-защитники.

Лепка эскиза памятника герою

Комбинированный урок

Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев-защитников.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.



32

Результаты интегрированных проектов в рамках итоговой аттестации за курс 4 класса.

Урок-контроль

Уметь работать по инструкции. Самостоятельно выполнять и контролировать этапы работы над проектом. Анализировать и презентовать проект.



33

Юность и надежды

Урок-проект

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, радость молодости, любовь к своим детям.

Выполнять изображение радости детства.



34

Искусство народов мира. Обобщение темы.


Урок-выставка

Рассказать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы своих одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!