МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОБЕДНЕНСКАЯ ШКОЛА» ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО МОУ «Победненская школа» ________Е.П.Кутишенко Протокол №1 от «23» августа 2018г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ «Победненская школа» ________Л.Г.Василяка от «30» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Победненская школа» _________П.С.Пташинский Приказ №304 от «31» августа 2018г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(инклюзивное обучение - вариант 7.2)
обучающегося ________________________________
Класс: 1-Б
Количество часов в неделю: 3 ч
Срок реализации программы: 2018 – 2019 учебный год
Учитель
Кутишенко
Елена
Петровна
Категория: первая
Стаж работы: 31 год
с. Победное, 2018 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению в 1 классе для обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.2) с ОВЗ разработана на основе документов:
1.Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21.12.2012г. Одобрен Советом Федерации 26.12.2012г.
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373, с последующими изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010г. №1241, от 31.12.2015г. № 1576).
3.Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4.Рабочей программы по литературному чтению и авторской программы Климанова Л. Ф., Бойкина М.В. «Литературное чтение» из сборника рабочих программ «Школа России» М.:«Просвещение»,2014г.
5.Учебников: Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Горецкий В.Г. и др. – М.: Просвещение,2014г.;
6.Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ФГОС для обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.2) МОУ «Победненская школа», срок реализации 2018-2019гг.
7.Учебного плана МОУ «Победненская школа» на 2018-2019 учебный год.
8.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам, в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым.
9.Коллегиального заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии №__ от ___________
Цели и задачи предмета
В Адаптированной рабочей программе учтены специфика образовательного процесса в специальном коррекционном классе для детей с ЗПР, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений, особенности психофизического развития и возможности обучающихся с ОВЗ.
Учебный предмет «Литературное чтение» является обязательным для реализации. Он направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.).
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
В соответствии с Программой АООП определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, коррегировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
- осознание роли языка и речи в жизни людей;
- умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- соблюдать правила работы в паре, группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища;
- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- позитивно относиться к своим успехам/неуспехам, стремиться к улучшению результата;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении небольших текстов, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
- осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- строить связное высказывание из 2-3 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник, вежливо общаться.
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение из 2-3 предложений;
- осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения;
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух различные виды текстов,
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
- различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость;
- узнавать сюжет по иллюстрациям;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- пополнять свой словарный запас;
- осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного;
- отличать прозаический текст от поэтического.
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Требования к уровню подготовки обучающегося 1 класса по обучению грамоте
В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:
В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:
формирование плавного осмысленного правильного чтения целыми словами вслух;
чтение небольших текстов с интонационным выделением знаков препинания;
умение находить в тексте необходимую информацию;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:
пополнение активного словарного запаса;
накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.
В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:
умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.
понимание нравственного содержания прочитанного;
осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали;
использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
В преодолении недостатков в развитии речи обучающихся, в формировании речевых умений:
ответы на вопросы, умение самостоятельно задать вопросы по тексту;
слушание собеседника, высказывание своей точку зрения по обсуждаемому произведению;
отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение);
обучение рассказыванию знакомых произведений;
умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:
умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;
формирование запаса литературных художественных впечатлений;
понимание главной идеи произведения, правильное оценивание поступков героев;
актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного.
В привитии интереса к книге:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первый - подготовительный (добукварный) период (18 ч)
Звуки речи. Речь устная письменная. Предложение и слово. Слог. Ударение. Звуки и буквы.
Второй-букварный (основной) период (61 ч
Посвящен изучению гласных букв и связанных с ними звуков; согласных звуков и их буквенных обозначений; знакомство с буквами ъ, ь;
Обучение чтению (слогов, слов, предложений). Развитие устной речи. Звуковая культура. Работа над словом. Работа над предложением и связной устной речью.
Третий- послебукварный период (20ч)
Повторно-обобщающий и закрепляющий всего пройденного. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, В. Бианки, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, М Пришвина, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс - 1-Б
Количество часов по учебному плану:
Всего - 99 ч; в неделю - 3 часа.
Проверочная работа – 1 (проверка навыка чтения в конце года)
Учебник:
1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Горецкий В.Г. и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид контроля |
1 | Добукварный период | 18 | - |
2 | Букварный период | 61 | - |
3 | Послебукварный период | 20 | - |
| ИТОГО | 99 | 1 |