СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающегося 2 класса (вариант 7.2)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающегося 2 класса (вариант 7.2)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково Тверской области


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 5 г. Конаково Тверской области: _____ С. Н. Фадина «31» мая 2022 г.

«Утверждаю»

Приказ № 154 от «18» июля 2022 г.

Директор МБОУ гимназии №5 г. Конаково Тверской области __________________С. Н. Кузьмичёва









Адаптированная рабочая программа

по литературному чтению

для обучающегося 2 класса (вариант 7.2)

Сайдакова Арсения

на 2022/2023 учебный год




Учитель: Карпенко В.В.,

учитель начальных классов




г. Конаково, 202

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению во 2 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе основополагающих документов современного российского образования.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г);

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Авторская программа составителей Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.

Цель курса: обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественно литературы.

На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей.

Задачи курса:

  1. формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

  2. формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  3. уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

  4. формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

  5. развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

  6. преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

  7. развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  8. привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ

У детей данной категории отмечается неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью

Данная категория обучающихся характеризуется незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.

Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.

Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложной структурной организацией чтения. У ребенка с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др. Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип чтения. Содержание работы на уроке позволяет овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком. Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.


Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение программы по литературному чтению в учебном плане МБОУ гимназии № 5 г. Конаково отводится 51 час, из расчета 1,5 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

  2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

  4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

  5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

  6. Формирование привычки к  рефлексии.

  7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

  8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

  9. Развитие мышления, внимания, памяти.

  10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

  1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

  2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

  3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций. 

  4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

  5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

  6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

  7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

  8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов, умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

  10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.

Предметные результаты

Формирование умений:

  1. читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 60 слов в минуту);

  2. правильно ставить ударение в словах, четко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;

  3. читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;

  4. выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  5. слышать звучание стихотворения (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;

  6. читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;

  7. создавать монологи небольшого объема, связанные с прочитанным произведением; 

  8. произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки;

  9. сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;

  10. находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.





















Содержание учебного предмета


Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух.

Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно - популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга-произведение, книгосборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно - выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно - познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно - популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Тематическое планирование


п/п

Наименования разделов и тем

Кол – во

часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1



Самое великое чудо на свете (1час)

Старинные книги Древней Руси. Р.Сеф

1



Устное народное творчество (5 часов)

Устное народное творчество

1



«Петушок и бобовое зёрнышко».

1



«У страха глаза велики»

1



Каша из топора.

1



Гуси лебеди

1



Люблю природу русскую. Осень (4 часа)

1.

Стихотворение Ф. Тютчева.

1



2.

Стихотворение К. Бальмонта.

1



3.

Стихотворение А. Плещеева.

1



4.

Стихотворение А. Фета. Стихотворение А. Толстого. Стихотворение С. Есенина.

1



Русские писатели (5 часов)

1.

А. Пушкин. «У лукоморья…».

1



2.

А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1



3.

Басни Крылова.

1



4.

Л. Толстой «Филиппок».

1



5.

Л. Толстой «Котёнок»

1



О братьях наших меньших (4 часа)

1.

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»

1



2.

И. Пивоварова. «Жила-была собака…»

1



3.

В. Берестов. «Кошкин щенок».

1



4.

Б. Житков. «Храбрый утёнок». В. Бианки. «Музыкант»

1



Из детских журналов (5 часов)

1.

Д. Хармс. «Игра». Д. Хармс. «Вы знаете?..»

1



2.

Д. Хармс. «Что это было?»

1



3.

Д. Хармс. «Веселые Чижи».

1



4

Д. Хармс. «Очень очень вкусный пирог»

1



5.

А. Введенский. «Учёный Петя». А. Введенский. «Лошадка».

1



Люблю природу русскую. Зима. (5 часов)

1.

И. Бунин. «Зимним холодом пахнуло…».

1



2

Я. Аким. «Утром кот…».

1



3.

Сказка «Два Мороза»

1



4.

С. Есенин. «Поёт зима – аукает…», «Берёза».

1



5.

А. Барто. «Дело было в январе…»

1



Писатели – детям (6 часов)

1.

К. Чуковский. «Путаница», «Радость», «Федорино горе»

1



2.

С. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»

1



3.

А. Барто. «Верёвочка», «В школу», «Мы не заметили жука…».

1



4.

А. Барто «Вовка – добрая душа».

1



5.

Н. Носов. «Затейники», «На горке»

1



6.

Н. Носов «Живая шляпа».

1



Я и мои друзья (5 часов)

1.

В. Берестов. «За игрой», «Гляжу с высоты…» Э. Мошковская. «Я ушёл в свою обиду…»

1



2.

В. Лунин. «Я и Вовка».

1



3.

В. Осеева. «Волшебное слово»

1



4

В. Осеева. «Волшебное слово»

1



5.

В. Осеева «Хорошее», «Почему?»

1



Люблю природу русскую. Весна (3 часа)

1.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». А. Плещеев. «Весна», «Сельская песенка».

1



2.

Е. Благинина. «Посидим в тишине…».

1



3.

Э. Мошковская. «Я маму мою обидел…»

1



И в шутку и всерьез (3 часа)

1.

Б. Заходер. «Что красивей всего?», Товарищам детям». Песенка Вини-Пуха

1



2.

Стихи В. Берестова.

1



3.

В. Драгунский. «Тайное становится явным»

1



Литература зарубежных стран (4 часа)

1.

Фольклор народов зарубежных стран.

1



2.

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1



3.

Ш. Перро. «Красная шапочка».

1



4.

Г. Х. Андерсен. «Принцесса на горошине».

1




ИТОГО:

51 час























Описание материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Литература для учащихся:

Основная:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская. Литературное чтение. 2 класс, М.: Просвещение, 2012

Пособия для учителя:

  • Аудиоприложение к учебнику Литературное чтение Л.Ф.Климановой (2 класс)

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.

Оборудование и приборы

1. Компьютер.

2. Магнитная доска.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!