СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по коррекции речи для обучающегося с УО 7 класс 22-23гг

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адресат: учащийся с умственной отсталостью (с системным недоразвитием речи).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по коррекции речи для обучающегося с УО 7 класс 22-23гг»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области


Муниципальное образование городского округа город Нововоронеж


МБОУ Нововоронежская СОШ № 1



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ППк Заместитель директора по УВР Директор МБОУ

Заместитель председателя ППк Нововоронежская СОШ № 1 Нововоронежская СОШ № 1

_______________ __________________ _____________________

/Весельева Л.Н./ /Е.С. Чернятина/ / Бокарева Н.В. /

Протокол № 2 «30» августа 2022 г Приказ №64 о.д.

от «30» августа 2022г от «31»августа 2022 г

Рабочая программа

по коррекции устной и письменной речи

для обучающегося с ОВЗ 7в класса

Болдина Никиты

на 2022-2023 учебный год




Составитель: : Весельева Людмила Николаевна

учитель-логопед





Пояснительная записка


Федеральный государственный образо­вательный стандарт (ФГОС) диктует внедрение новых подходов к созданию системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Отдельный раздел ФГОС содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Настоящая адаптированная программа для обучающегося с ОВЗ (УО) разработана на основе:

- Федерального закона “ Об образовании в Российской Федерации”

- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"

- Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе». Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».



Адресат: учащийся с умственной отсталостью (с системным недоразвитием речи).

Задачи:

Уточнить артикуляцию имеющихся звуков. Исправить дефектное произношение звуков. При отсутствии звуков - вызывать их.

Развивать фонематическое восприятие.

Работа над анализом и синтезом звукового состава речи:

выделение звука из состава слова;

членение слов на слоги, а слоги - на звуки;

объединение звуков в слова;

членение предложений на слова.

Обогащать, расширять и уточнять словарный запас детей.

Формировать связную грамматически правильную речь:

работать над структурой фразы, ее оформлением и распространением до сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

уточнить понимание простых и сложных предлогов, их практическое усвоение;

учить диалогической речи.

Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики через специальные игры, упражнения, занятия.

Развивать психические процессы (внимание, память, воображение и т. д.).

Воспитывать личностные качества ребенка: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, доброжелательность, самоконтроль.

Обучать основам грамоты (либо глобальному чтению).

В программе также заложены возможности предусмотрен­ного стандартом формирования у обучающихся общих уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержа­ния связаны с учебными программами начальной ступени обу­чения, логикой внутрипредметных связей, а также с возраст­ными особенностями развития и структурой речевого дефек­та учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, пред­лагаемых современной педагогикой, лингвистикой. Учитыва­ет основные общедидактические принципы (наглядность, до­ступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения, — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, методы ролевого моделирования типо­вых ситуаций, словесные.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 ч в год .

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи уча­щихся начальных классов: Пособие для логопеда. M., 2001;

  • Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. M., 2002;

  • Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. M., 1997. Дополнительная литература:

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных не­сформированностью фонематического восприятия (Вып. 1). M., 2008;

  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несфор­мированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Вып. 2, часть 2). M., 2005;

  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Ярославль, 2001г.

  • Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

  • Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

  • Учебно – методическое пособие в 2 – х частях «Интеграция детей с умеренными и тяжелыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду». Пермь 2010г.

  • Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя – логопеда. – М.,2001.

  • А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык 4». Учебник для ОО, реализующих адаптированные, основные общеобразовательные программы. М., «Просвещение»,2020г.


Планируемые результаты

Результатом усвоения курса «Коррекции устной и письменной речи» должно явиться преодоление недостатков устной речи обучающихся и нарушений чтения и письма. В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения.

Учащиеся должны обладать:

- чувством патриотизма, гордости за свою Родину; толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре; ответственным отношением к учёбе; - осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению; - навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни; - коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД:

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы совместно с учителем-логопедом.

Предметные результаты обучения:

Обучающийся получит возможность:

  • понимать различие между звуками и буквами;

  • устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

  • знать правила переноса слов при письме;

  • обозначать ударение в слове;

  • правильно называть буквы русского алфавита;

  • называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

  • определять гласную после шипящих;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделяющего согласный и гласный звуки;

  • определять названия предметов, действий, признаков;

  • определять разделяющую функцию ъ знака.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике);

  • находить предложения по цели высказывания;

  • находить главные и второстепенные предложения

  • различать предлоги;

  • находить родственные слова;

  • обозначать имена собственные.



Содержание учебного предмета.

Поставленные программой задачи отражаются в ее содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем:














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов


Виды деятельности

всего

контрольные работы (заполняется при наличии )

практические работы (заполняется при наличии )

Раздел 1. Тема: повторение.

1.1-1.3







1.4

Мониторинг.






Предложение.

3








1



Состояние лексики (объём словарного запаса и его системная организация). Грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения).Фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).

Членить речь на предложения, предложения на слова, с использованием графических схем. Изменять окончания слов в предложении по смыслу (выделение окончаний).

Раздел 2. Тема: звуки и буквы.

2.1- 2.4

Алфавит. Звонкие и глухие согласные.

4



Учить алфавит с опорой на графическое изображение порядка букв. Упражнения на запись слов по алфавиту, нахождение звонких и глухих согласных в словах.

2.5-2.8

Мягкий знак на конце и в середине слова

4



Упражнения в различение мягких и твёрдых согласных. Обозначение мягкости соглас­ных на письме мягким знаком (в середине и в конце слова).

2.9-2.12

Разделительный мягкий знак.

3



Различение на слух слов с разделительным мягким знаком. Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.

2.13-2.15

Гласные после шипящих.

3



Запомнить правила написания гласных после шипящих. Упражнения на правило «Гласные после шипящих»

2.16-2.19

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова

3



Упражнения на подбор слов для проверки парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

2.20-2.29

Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные

6



Упражнение на нахождение в словах ударных и безударных гласных. Подбор слов для проверки безударных гласных ударением.

Раздел 3. Тема: слово.

3.1- 3.4

Название предметов, действий и признаков.

4



Дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов).Обозначение названий графически.

3.5-3.6

Имена собственные.

2



Различение имён собственных в устной и письменной речи. Повторение правила написания имён собственных.

3.7-3.10

Предлоги

4



Дифференциация предлогов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (над, под, к, от, из,с, на, в.без, около, перед, до)

3.11-3.13

Разделительный твёрдый знак.

3



Различение на слух слов с разделительным твёрдым знаком. Упражнения в написании слов с разделительным твёрдым знаком.

3.14-3.17

Родственные слова.

4



Различение родственных слов по наличию одинакового корня. Нахождение родственных слов в различных категориях. Повторение правила написания однокоренных слов.

3.18- 3.26

Предложение.

9



Составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу. Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически.

Раздел 4. Тема: Повторение.

4.1


4.2-44.3


4.4-4.5

Звуки речи.


Слово.



Предложение.

1


2



2



Упражнения на написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению

Составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения

Раздел 5. Тема: мониторинг коррекции речи.

5.1-5.3

Мониторинг коррекционной работы.

3

3


Списывание. Диктант. Письмо по памяти.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3
























ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения по факту

всего


1

Повторение. Мониторинг. Словарный запас.

1


2

Грамматическая компетенция.

1


3

Фонетико – фонологическая компетенция.

1


4

Предложение.

1


5

Звуки и буквы. Алфавит.

1


6

Порядок букв в алфавите.

1


7

Упражнения на запись слов в алфавитном порядке.

1


8

Мягкий знак в конце слова.

1


II четверть

9

Упражнения в записи слов с мягким знаком на конце.

1


10

Мягкий знак в середине слова.

1


11

Упражнения в записи слов с мягким знаком в середине.

1


12

Разделительный мягкий знак.

1


13

Различение слов с разделительным мягким знаком на слух.

1


14

Гласные после шипящих. Упражнения на правило: жи-ши.

1


15

Упражнения на правило: ча-ща.

1


16

Упражнения на правило: чу-щу.

1


17

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

1


18

Подбор проверочных слов к парным согласным на конце слова.

1


19

Упражнения с парными звонкими и глухими согласными.

1


20

Ударные и безударные гласные.

1


21

Правописание безударных гласных.

1


22

Правописание безударных гласных.

1


23

Непроверяемые безударные гласные

1


24

Непроверяемые безударные гласные

1


III четверть

25

Упражнения с пропущенными гласными в словах.

1


26

Название предметов.

1


27

Название действий.

1


28

Название признаков.

1


29

Упражнения в нахождении предметов, действий, признаков в предложении.

1


30

Имена собственные.

1


31

Имена собственные.

1


32

Предлоги над, под, к.

1


33

Предлоги в, из, на, с (со).

1


34

Предлоги без, около, перед, до.

1


35

Предлоги из-за, из-под.

1


36

Разделительный твёрдый знак.

1


37

Различение слов с разделительным твёрдым знаком на слух.

1


38

Упражнения в записи слов с разделительным твёрдым знаком.

1


39

Родственные слова.

1


40

Различение родственных слов по наличию одинакового корня.

1


41

Нахождение родственных слов в различных категориях.

1


42

Упражнения на правила написания однокоренных слов.

1


43

Упражнения на правила написания однокоренных слов.

1


44

Предложение. Вычленение из текста.

1


45

Составление и распространение предложений.

1


IV четверть

46

Составление и распространение предложений.

1


47

Знаки препинания в конце предложения.

1


48

Знаки препинания в конце предложения.

1


49

Нахождение главных членов предложения по вопросам, обозначение их графически.

1


50

Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически.

1


51

Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически.

1


52

Нахождение главных и второстепенных членов предложения по вопросам, обозначение их графически.

1


53

Повторение. Звуки.

1


54

Повторение. Слово.

1


55

Повторение. Слово.

1


56

Повторение. Предложение.

1


57

Повторение. Предложение.

1


58

Мониторинг коррекции речи. Списывание.

1


59

Диктант.

1


60

Письмо по памяти.

1









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!