СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Коррекция нарушений речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по курсу «Коррекция нарушений речи» составлена для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения речи и направлена на оказание помощи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Коррекция нарушений речи"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 IIIIV ВИДА»



















АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По курсу Коррекция нарушений речи

Классы 1-5 «н»

Срок реализации программы 2021-2022 учебный год

Составитель учитель-логопед Доржиева Б.Б._________________________________























г. Улан-Удэ



  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу «Коррекция нарушений речи» составлена для обучающихся 1-5 «н» классов СКОШИ № 62 III-IV вида, имеющим нарушения речи различной этиологии и степени тяжести и направлена на оказание помощи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку. Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, а также в соответствии с разделами программ предметной области «филология», УМК «Школа-России».

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598;

  • Cанитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», СП 2.4.3648 – 20;

  • Устав ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;

  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых и слабовидящих обучающихся с ОВЗ ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;

  • Программа воспитания СКОШИ № 62 III-IV вида;

  • Учебный план ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;

  • Положение об адаптированной рабочей программе по ФГОС для детей с ОВЗ

Актуальность оказания логопедической помощи детям с дефектами речи обусловлена необходимостью восполнения сенсорной недостаточности логопатов, активизации их познавательной деятельности, формировании коммуникативной компетентности. Нарушения речи у школьников с нарушениями зрения, своеобразны по выраженности, симптоматике, структуре, что влечёт за собой определённую неподготовленность детей к обучению и в дальнейшем является причиной неуспеваемости.

Содержание программы базируется на принципах дифференцированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности - предметно­практической и учебной.

Сущность дифференцированного подхода в наибольшей мере отражается в вариативности логопедических занятий. Она заключается в выборе форм работы с ребенком в зависимости от степени выраженности логопедических проблем и уровня сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции.

Усвоение обучающимися коммуникативной функции языка, то есть овладение умением адекватно использовать и воспринимать речь в устной и письменной форме является основной задачей логопедической работы в школе-интернате.

Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Задачи:

  • Формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

  • Корригировать дефекты произношения.

  • Уточнять значение имеющихся у детей слов; обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

  • Уточнять значения используемых синтаксических конструкций; развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов и предложений, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  • Развивать навыки построения высказывания на основе отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции, для выстраивания связной речи в тех или иных целях общения, развивать слуховое внимание и память, логическое мышление.

Основные направления логопедической работы:

  • Диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

  • Диагностика и коррекция лексической стороны речи;

  • Диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

  • Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

  • Коррекция нарушения чтения и письма;

  • Расширение представлений об окружающей действительности;

  • Развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).


Коррекционная направленность рабочей программы

У многих детей с глубокими дефектами зрения мало опыта общения и взаимодействия с детьми, взрослыми, нет опыта совместной игровой деятельности, ограничены знания о предметном мире, слабо сформированы соотнесенность слова и образа предмета, обобщающие понятия, не сформированы умения выбирать, действовать самостоятельно, принимать решение.  Экспрессивная речь отличается крайней ограниченностью, множественными аграмматизмами, отсутствием развёрнутых рассказов. Наблюдаются нарушения слуховой и произносительной дифференциации звуков, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, нарушения звукопроизношения. По мнению Л.С. Волковой «у большей части детей обширно представлены системные нарушения, при которых имеется совместное расстройство фонетической, лексической, грамматической стороны речи» (Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. М.1983). Наряду с речевыми проблемами у данных детей наблюдаются задержка развития ряда важнейших функций, большинство из которых всегда имеет то или иное отношение к формированию речи: не полноценная сформированность праксиса, гнозиса, нарушение координации, ориентировки в большом и малом пространстве.

Задержка развития моторной сферы и пространственной ориентировки у детей с врожденным зрительным дефектом отмечена многими исследователями (М.И. Земцова, А.И. Каплан, М.С. Певзнер, Н.П. Малыгина, И.С. Маргулис, Е.Б. Островская).

Наличие множественных системных нарушений речи и факторов, обусловливающих их развитие, говорит о том, что качественное совершенствовании речи этих детей вне условий коррекционного воздействия затруднено.

Фонетические нарушения речи (ФНР) выражаются в дефектах произношения отдельных звуков без других сопутствующих проявлений, что может не влиять на усвоение учащимися школьных знаний, но может нанести вред при формировании отдельных личностных характеристик. Коррекционно-развивающая работа направлена на формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков, использования их в речи. Срок работы индивидуален для каждого учащегося (обычно не более двух лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 15-20 минут. Форма работы – проведение индивидуальных занятий.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) характеризуется нарушением не только звуковой стороны речи (дефекты произношения), но и нарушением формирования фонематических процессов, анализа и синтеза звукового состава слова. Коррекционно-развивающая работа включает развитие звуковой стороны речи, формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи, профилактику вторичного дефекта (дисграфии и дислексии). Коррекционная логопедическая работа осуществляется в ходе проведения индивидуальных и групповых занятий.

Общее недоразвитие речи (ОНР I-IV уровень) представляет собой недостаточную сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка. Школьники данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программного материала. Цель коррекционно-развивающей работы: преодоление отклонений в речевом развитии (устранение дефектов произношения и формирование полноценных фонематических представлений; уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи), формирование полноценной учебной деятельности. Коррекционная логопедическая работа осуществляется в ходе проведения индивидуальных и групповых занятий. Планирование коррекционно-развивающей работы осуществляется с учётом вида дефекта и степени его выраженности.

Организация дифференцированной логопедической помощи происходит после проведения первичной диагностики (обследования) в начале учебного года (сентябрь). На основании проверки речевого развития каждого ученика, испытывающего трудности в усвоении навыков по русскому языку и чтения, комплектуются группы из учащихся с однородными нарушениями речи. Дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями и нарушением звукопроизношения (дизартрия, дислалия, ринолалия, алалия и др.) зачисляются на индивидуальные занятия.

Содержание курса структурировано на основе изучения речевой деятельности и включает в себя в основном формирование речевых навыков и навыков познавательной деятельности.

В основу программы положены не только общие принципы дидактики, такие как концентрический принцип, но и специфические: принцип единой психологической основы, обеспечивающий единство психологического подхода к ребёнку, обращение к его сознанию, эмоциям, отношениям, ценностям (на уровне возрастных возможностей), а также развития рефлексивных способностей, способностей к самооценке, самопознанию, саморегуляции и самоанализу; принцип комплементарности, призванный обеспечить сочетание и взаимное дополнение разных направлений коррекции на одном занятии; принцип мобильности использования учебной информации, заложенной в программе, с учетом состояния учащихся, оптимальности наличествующих условий, дидактических требований к подаче учебной информации.

Основные формы работы – групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.






2. Общая характеристика курса

Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют предупреждению школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

Содержание курса состоит преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, что достигается работой над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов.

Помимо групповой (подгрупповой) коррекционной работы для данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель таких занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии. Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в подгруппах и группах.

Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок, определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.

Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных (научить учащихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника). Инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации (словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.

Развивая монологическую речь, необходимо подбирать упражнения, предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных фраз к более распространенным; во-вторых - от изложения небольшого количества эпизодов к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше - к самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.

  1. Описание места курса в учебном плане

Объём и сроки изучения курса «Коррекция нарушений речи» рассчитываются в соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом СКОШИ №62 III-IV вида. Организация логопедической работы включает проведение обследований в начале и конце учебного года. В период обследования комплектуются группы из обучающихся с однородными нарушениями речи, а также берутся на учёт дети с особо тяжелыми речевыми нарушениями.

Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является примерным и может варьироваться в зависимости от результатов обследования обучающегося, а также от индивидуального темпа усвоения учебного материала.

Задачи, поставленные перед обучающимися, усложняются с усложнением программных требований. Логопедические занятия проводятся в соответствии с перспективно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания.

Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит результативности коррекционной работы. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (66-68 часов в год) групповых занятий (продолжительность занятия 30 мин) и (или) 2 занятия в неделю (66-68 часов в год) индивидуальных занятий (продолжительность индивидуального занятия 20 мин).

4. Ценностные ориентиры содержания курса

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.






5. Планируемые результаты

Результатом усвоения курса должен явиться преодоление типичных недостатков устной речи обучающихся и профилактика нарушений чтения и письма. В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны обладать:

  • чувством патриотизма, гордости за свою Родину;

  • толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре; ответственным отношением к учёбе;

  • осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;

  • навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности, основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

  • работать в соответствии с поставленной задачей;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;

  • работать по плану и корректировать свою деятельность;

  • определять успешность своей работы и других детей.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

  • повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • составлять описание объекта;

  • строить рассуждение;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты обучения:

Данный курс направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по изучаемым предметам. Обучающиеся должны уметь:

  • внятно и четко изложить своё высказывание;

  • различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;

  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;

  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;

  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • получать и уточнять информацию от собеседника;

  • задавать вопросы;

  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

Система оценки достижений планируемых результатов

Оценка достижений планируемых результатов проводится в форме диагностического обследования речи обучающегося в конце года, мониторинга динамики состояния речевой функции в течение года, самооценки обучающегося и оценки его деятельности учителем-логопедом в ходе занятий.

Обобщенная оценка результатов освоения программы обучающими может осуществляться в ходе различных мониторинговых процедур.

Формы контроля

-Тестовые задания.

-Диктанты

Оценочные материалы

В начале и в конце учебного года учитель-логопед проводит:

  • обследование звукопроизношения;

  • обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;

  • обследование лексической стороны речи;

  • обследование грамматического строя речи;

  • обследование связной речи;

  • обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);

  • обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).

В соответствии с АООП НОО для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы: 0 баллов - нет продвижения; 1 балл - минимальное продвижение; 2 балла - среднее продвижение; 3 балла - значительное продвижение.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предметные результаты курса «Коррекция нарушений письменной речи»

К концу коррекционного обучения учащиеся научатся:

Различать гласные и согласные звуки и буквы;

Использовать термины для обозначения основных понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, приставка, корень, суффикс, окончание, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная;

Называть отличительные особенности гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных;

Использовать буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

Использовать графическое обозначение звуков, слогов, слов, предложений;

Использовать предлоги и приставки;

Различать основные орфограммы (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, написание имён собственных и др.).

К концу коррекционного обучения учащиеся получат возможность научиться:

Моделировать слова, обозначая гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

Производить звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

Образовывать новые слова от данных, разбирать слова по составу;

Определять какой частью речи являются данные слова;

Писать слова с изученными орфограммами (безударная гласная, парные звонкие и глухие согласные, мягкий знак в функции смягчения и разделения, правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, большая буква в именах собственных)

Правильно использовать в устной и письменной речи различные грамматические конструкции; составлять предложения различных типов; объединять связные высказывания на заданные темы.

Предметные результаты курса «Коррекция устной речи»

К концу коррекционного обучения учащиеся научатся:

- адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- проявлять социальную активность;

- проявлять соучастие, сопереживание, эмоциональную отзывчивость;

- проявлять настойчивость в достижении цели;

- проявлять способность к самоконтролю и саморегуляции в речи (в соответствии с возрастом).

6. Содержание учебного предмета

На протяжении всего процесса обучения при оказании обучающимся помощи в овладении каждым учебным предметом (русский язык и литературное чтение), наряду с решением общеобразовательных задач, учителем-логопедом проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений речи и развитию фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя, формированию диалогической и монологической речи. Эта работа осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью минимизировать или устранить недостатки речевого развития школьников с нарушениями речи, создать предпосылки для овладения школьными знаниями, умениями и навыками. В процессе специально разработанной системы занятий предполагается овладение детьми способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи. На занятиях по коррекции нарушений речи осуществляется работа по устранению нарушений как устной речи (дислексия, стертая форма дизартрии, ринолалия и др.), так и письменной речи (дислексия, дисграфия, дизорфография), которые составляют ведущее нарушение у данной категории детей. Именно целенаправленная коррекция нарушений речи в младших классах позволит детям более успешно усваивать программу по другим предметам. В связи с отрицательным влиянием нарушений речи на развитие познавательной деятельности, наличием в большинстве случаев минимальной мозговой дисфункции вследствие парциальных органических повреждений мозговых структур у детей с нарушением речи часто отмечаются и нарушения формирования познавательной деятельности: зрительного восприятия, пространственных, временных представлений, восприятия и воспроизведения ритма, недоразвитие вербально-логического мышления. Эти нарушения в сочетании с недоразвитием лексики, грамматического строя речи приводит к трудностям овладения не только программой по русскому языку, но и по другим предметам. Это вызывает необходимость при проведении индивидуальных коррекционных занятий оказания индивидуальной помощи детям с учетом особенностей нарушений речи и недоразвития познавательной деятельности, особенностей эмоционально-волевой сферы, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам, т. е. коррекцию нарушений речевых и неречевых психических функций и поведения.

Таким образом, единство развивающего и корригирующего обучения младших школьников с нарушениями речи, использование специальных учебных планов и программ, научно обоснованных методов и системы обучения, учитывающей особенности психического и речевого развития школьников с речевой патологией, дает возможность обеспечить овладение образовательной программой начального общего обучения в соответствии с обязательными требованиями федеральных государственных стандартов.

Коррекция нарушений устной речи предполагает формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звуковой анализ и синтез; развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря, преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; умение правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем.

Коррекция нарушений звукопроизношения. Обследование речи учащихся. Подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения (с использованием учебников системы «Школа России». Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Автоматизация произношения поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: по твёрдости – мягкости, по глухости – звонкости в слогах, в слогах со стечением двух согласных, в словах и фразах.

Автоматизация поставленных звуков в речи.

Дифференциация звуков по месту образования в прямых и обратных слогах; в слогах со стечением трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах; закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи. Формирование умения безошибочного употребления звуков речи в разных ситуациях общения

Развитие фонематического восприятия. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа. Последовательное называние гласных. Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов и слов. Выкладывание моделей слогов и слов. Преобразование слогов. Слоговой анализ слов. Усвоение понятий «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы предложения. Звуковой анализ слов различной сложности. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный, например; лось, конь, соль т.п.). Преобразование слов за счёт замены звука. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков. Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Изображение схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.

Развитие речи. Осознание ситуации общения (с какой целью, с кем и где происходит общение). Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Коррекция нарушений письменной речи включает материал, направленный на устранение проблем при овладении письменной речью, которые препятствуют системному освоению родного русского языка. В норме процесс письма предусматривает достаточный уровень сформированности определенных неречевых и речевых функций: слуховой, произносительной; языкового анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Нарушение и распад какой-либо из этих функций, вызывает нарушение письма – дисграфию (акустическую, оптическую, дисграфии на уровне языкового анализа и синтеза).

У детей с нарушениями речи обнаруживаются специфические ошибки: пропуск букв и слогов, замены букв; смешение букв, перестановки букв и слогов, вставки гласных букв, раздельное написание частей слова, слитное написание слова с предлогами, союзами. Логопедическая работа носит коррекционно-развивающий характер и направлена на накопление устного речевого опыта, наблюдение за явлениями языка, формирование на этой основе практических языковых обобщений, необходимых для изучения грамматико-орфографических тем. Большое значение придается развитию чувственного опыта детей в области родного языка. Многие знания учащиеся получают, опираясь на свой слуховой и произносительный опыт. На этой основе и благодаря наблюдениям, сравнениям, установлению сходства и различия учащиеся выделяют существенные признаки языковых явлений и овладевают соответствующими понятиями. Коррекционная работа во 2-4 классе соотносится с программным материалом по русскому языку (В.П. Канакина «Русский язык», Л.М. Зеленина «Русский язык», утверждена МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования второго поколения). Программа включает материал на различение предлогов и приставок, на дифференциацию звуков, на закрепление морфологического состава слова, на выработку умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова, на формирование полноценных фонематических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе и др.

Методы и приёмы обучения

Практические

Упражнения

Подражательно-исполнительские

Творческие

Речевые

Игровые

Игры

Дидактические

Подвижные

Творческие

Моделирование знаково-символическое

Наглядные

Наблюдение

Рассматривание рисунков, картин, схем, профилей артикуляций

Прослушивание магнитофонных записей

Показ образца задания, способа действия

Словесные

Рассказ

Пересказ

Беседа (предварительная и итоговая), обмен впечатлениями

Показ образца

Пояснение

Объяснение

Педагогическая оценка

Самооценка



































7. Тематическое планирование

Коррекция нарушений речи (1 класс)


п/п

Наименование разделов

и тем

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во занятий


Диагностический этап (8 ч)


Обследование (2 часа в начале и 2 часа в конце учебного года)

Слушание, говорение, осязание

8


Пропедевтический этап (6 ч)


Подготовка к постановке звука


Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений

6


Постановка, автоматизация звука (49 ч)


Постановка, автоматизация звука (в слогах и словах)


Выполнение речевых игр и упражнений

20

Автоматизация звука во фразах, в чистоговорках


Выполнение речевых игр и упражнений

10

Автоматизация звука в тексте и связной речи

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

19


Дифференциация звуков (3 ч)


Дифференциация звуков (в слогах и словах)

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

1

Дифференциация звуков во фразах, в чистоговорках

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

1

Дифференциация звуков в тексте

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

1



Итого:

66

часов







Тематическое планирование

Коррекция нарушений речи (2 класс)


п/п

Наименование разделов

и тем

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во часов


Диагностический этап (8 ч)


Обследование (4 часа в начале и 6 часов в конце учебного года)

Слушание, говорение, осязание

10


Пропедевтический этап (6ч.)


Подготовка к постановке звука


Выполнение артикуляционных и дыхательных упражнений

6


Постановка, автоматизация звука (49ч)


Постановка, автоматизация звука (в слогах и словах)

Выполнение речевых игр и упражнений

20

Автоматизация звука во фразах, в чистоговорках

Выполнение речевых игр и упражнений

10

Автоматизация звука в тексте и связной речи

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

19


Дифференциация звуков (3 ч)


Дифференциация звуков (в слогах и словах)

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

1

Дифференциация звуков во фразах, в чистоговорках

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

1

Дифференциация звуков в тексте

Выполнение речевых игр и упражнений, чтение

1



Итого:

68

часов






Тематическое планирование

Коррекция нарушений письменной речи (3- 5 «н» классы)

п/п

Наименование разделов и тем

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Кол-во часов



Диагностический этап (8 ч)


Обследование (4 часа в начале и 4 часа в конце уч. г.)

Отвечать на вопросы учителя соблюдать правила поведения в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей). Оценивать результаты своей работы.

8


Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (20 ч)


Дифференциация понятий «Звук - буква».

Распознавать гласные и согласные звуки, выделять их в словах (определение наличия, отсутствия заданного звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове. Закреплять звукобуквенные связи. Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Выделять гласные звуки в словах. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные средства (хлопки, шаги). Составление слоговых графических схем слов. Закрепление звукобуквенных связей. Уточнение артикуляции изучаемых звуков. Выделение согласных звуков в словах: определение наличия или отсутствия звука в слове;

вычленение звука из начала и конца слова;

определение места звука в слове (начало, середина, конец);

определение последовательности и количества звуков в слове.

Игры с звонкими и глухими согласными звуками (парными и непарными).

Работа со скороговорками и чистоговорками.

Усвоение норм орфографии: правописание парных звонких и глухих согласных. Отработка навыка письма под диктовку. Выделение согласных звуков в словах: определение наличия или отсутствия звука в слове; вычленение звука из начала и конца слова; определение места звука в слове; определение последовательности и количества звуков в слове. Знакомство со звонкими и глухими согласными звуками (парными и непарными). Дифференциация звонких и глухих согласных изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Тренировочные упражнения по отработке навыка чтения. Чтение слогов и слов с дифференцируемыми звуками.

1

Дифференциация понятий «предложение – слово».

1

Слоговой звуко - буквенный анализ слов. Перенос слов.

1

Дифференциация гласных


1

Дифференциация согласных

16


Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (14 ч)


Родственные слова. Корень слова.

Чтение, письмо, игры и упражнения в выделении частей слова

1

Приставки.


1

Предлоги.


1

Дифференциация предлогов и приставок.

1

Суффиксы.


1

Ударение. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения

1

Безударные гласные в слове.

3

Обобщение знаний учащихся о составе слова.

2


Восполнение пробелов в формировании связной речи (26 ч)


Слово как часть предложения

Чтение, письмо, игры и упражнения на составление предложений, текстов с использованием необходимых грамматических конструкций

2

Связь слов в предложении.

2

Выделение предложений из сплошного текста.

2

Согласование имен существительных с им. прилаг-ми в роде

2

Изменение прилагательного по родам и числам в зависимости от существительного.

2

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

2

Согласование слов


2

Предложения с однородными членами

2

Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.

1

Строить и перестраивать предложения по заданию.

1

Составление плана рассказа.

1

Составление плана по картине.

1

Составление рассказа по данному началу и концу.

1

Составление рассказа по опорным словам.

2

Составление рассказа на данную тему.

1

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

2


Итого:

68 часов


Таблица

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


п/п

Наименование

Количество

Примечание


Печатные пособия

Комплект наглядных пособий для словарно-логических упражнений по русскому языку

1

Школьная библиотека фотоизображений

Грибы съедобные и несъедобные

1

Комплект таблиц раздаточных

Деревья наших лесов

1

Демонстрационный материал

Цветы

1

Наглядно-дидактическое пособие

Ягоды

1

Наглядно-дидактическое пособие

Овощи

1

Наглядно-дидактическое пособие

Птицы

1

Наглядно-дидактическое пособие

Цветы

1

Наглядно-дидактическое пособие

Техника

1

Наглядно-дидактическое пособие

Авиация

1

Наглядно-дидактическое пособие

Офисная техника и оборудование

1

Наглядно-дидактическое пособие

Четвёртый лишний

1

Наглядно-дидактическое пособие

Дикие животные

1

Наглядно-дидактическое пособие

Домашние животные

1

Наглядно-дидактическое пособие











Продолжение таблицы 3


Материально-техническое обеспечение


п/п

Наименование

Количество

Примечание


Электронные учебные пособия

ПМК «Радуга в компьютере». Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий

1


Тренажёр по русскому языку для начальной школы

1


Играем и учимся. Развитие речи

1



Технические средства и оборудование

Компьютер

1


Зеркало настенное

1


Зеркала индивидуальные

5






Учебно-практическое оборудование

Комплект цифр, букв и знаков

1

Учебное пособие

Логические блоки Дьенеша

1

Учебно-игровое пособие

Цветные счётные палочки Х. Кюизенера

1

Учебно-игровое пособие

Уникуб

1

Развивающая игра












Продолжение таблицы 3

Материально-техническое обеспечение


п/п

Наименование

Количество

Примечание


Книгопечатная продукция

Т.И. Пименова. Новые скороговорки на все звуки. СПб.: КАРО.2010. 160 с.

1

Электронный ресурс: http://lib.sibnet.ru/book/15872

Е.Н. Рыжанкова. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М.: ТЦ Сфера. 2010. 60 с.

1

Электронный ресурс: http://gendocs.ru/v24784/?download2=file

И.А. Смирнова. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. СПб.:2007.

1

Электронный ресурс: http://lib.sibnet.ru/book/15083

Л. Парамонова. Логопедия для всех. СПб.: 2009.


1

Электронный ресурс: http://lib.sibnet.ru/book/14034

Логопедия: Учебник /Под ред. Л.С. Волковой. М.: Владос, 2007. 383 с.


1


Поваляева М.А. Справочник логопеда. СПб: Феникс, 2008.


1


Хрестоматия по логопедии: в 2 ч./ под. Ред. Л.С.Волковой. М.: Владос.2008. 600 с.

1


Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983

1

http://pedlib.ru/Books/4/0458/4_0458-16.shtml

Приложение


Календарно-тематическое планирование логопедических занятий (1 класс)

Коррекция нарушений речи


Тема занятия

Задачи

Кол-во

часов

Планируемый результат

Дата проведения

Обследование

Сбор анамнестических данных;

выяснение запроса родителей;

выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка, выявление структуры дефекта.


4

Выявление первично­сти и вторичности в структуре дефекта позволяет организо­вать коррекционно-развивающее обучение адекватно воз­можностям ребенка с целью его наиболее полной социали­зации.

2.09


7.09


9.09


14.09


Подготовка к постановке звука


1) Развивать тонкую моторику руки с целью активизации моторных речевых зон головного мозга.

2) Развивать длительный плавный выдох, высоту, силу, тембр голоса.

3) Вырабатывать точные полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звука путем выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений.

*При нарушении иннервации артикуляционных мышц проводится специализированный логопедический массаж.

4) Развивать слуховое восприятие и внимание c целью подготовки различения на слух звуковых единиц.

5) Развивать умение выделять звук в ряду других звуков, на фоне слога и слова.

6

Уметь чётко, в полном объёме выполнять подготовительные артикуляционные упражнения. Производить длительный плавный выдох. Выделять звук в ряду других звуков, в слогах и словах.

(Порядок постановки звуков и сроки определяются индивидуально).

16.09


21.09


23.09


28.09


30.09


05.10


7.10


Постановка, автоматизация звука в слогах и словах


1) Продолжать развивать слуховое восприятие.

2) Развивать фонематический анализ, учить выделять звук на фоне слова, уточнять слухопроизносительный образ звука.

3) Уточнять артикуляцию звука c опорой на слуховое восприятие, кинестетические ощущения; отработать каждый элемент артикуляционного уклада звука.

4) Вводить звук последовательно в разные типы слогов и слов.

10

Уметь принимать необходимую артикуляционную позицию для правильного воспроизведения изолированного звука. Осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением звука и оценивать его качество. Выделять звук в начале, середине и конце слова.

12.10


14.10


19.10


21.10


26.10


28.10


9.11


11.11


16.11


18.11


Автоматизация звука в слогах и словах

1) Вводить звук последовательно в разные типы слогов (открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных).

2) Вводить звук в слова в соответствии с отрабатываемым типом слогов и с позицией слога в слове (в начале, в конце и середине слова).

3) Продолжать развивать фонематические процессы (элементарный анализ и синтез) на звук.

4) Работать над ударением в слове.

10

Уметь в соответствии с фонетической нормой русского языка произносить звук в сочетании с другими звуками (гласными и согласными) и в разных позициях в слове. Определять место звука в слове, связывать звук с буквой, находить слова с данным звуком. Правильно ставить ударение в отрабатываемых словах.

23.11


25.11


30.11


2.12


7.12


9.12


14.12


16.12


21.12


23.12


Автоматизация звука во фразах, в чистоговорках

1) Вводить звук во фразы, отрабатывать произношение звука в чистоговорках. 2) Работать над логическим ударением, интонацией в предложении.

10

Правильно произносить звук во фразах и чистоговорках. Выразительно произносить речевой материал.

28.12


30.12


11.01


13.01


18.01


20.01.


25.01


27.01


01.03


3.02


Автоматизация звука в тексте

1) Вводить звук в текст. 2) Работа над пересказом текста, просодической стороной (интонация при пересказе, логические ударения).

19

Уметь пересказывать текст, доступный данному возрасту.

Произносить звук в тексте в соответствии с фонетической нормой.

15.02


17.02


22.02


24.02


29.02


2.03


7.03


9.03


14.03


16.03


19.03


21.03


23.03


4.04


6.04


11.04


13.04


18.04


20.04


Дифференциация звуков

Сравнивать смешиваемые звуки в слуховом и произносительном плане на материале слогов, слов, фраз, текстов.

3

Выделять на слух звуки в позициях противопоставления. Чётко дифференцировать

25.04


27.04


2.05


Обследование

Сбор анамнестических данных;

выяснение запроса родителей;

выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка, выявление структуры дефекта.

4

Выявление первично­сти и вторичности в структуре

дефекта позволяет организо­вать коррекционно-развивающее обучение адекватно воз­можностям ребенка с целью его наиболее полной социали­зации.

4.05


11.05


16.05


18.05





Календарно-тематическое планирование логопедических занятий (2 класс)

Коррекция нарушений речи

п/п

Тема занятия

Задачи

Кол-во

часов

Планируемый результат

Дата проведения

Обследование

Сбор анамнестических данных;

выяснение запроса родителей;

выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка, выявление структуры дефекта.

4

Выявление первично­сти и вторичности в структуре дефекта позволяет организо­вать коррекционно-развивающее обучение адекватно воз­можностям ребенка с целью его наиболее полной социали­зации.

2.09


7.09


9.09


14.09


Подготовка к постановке звука

1) Развивать тонкую моторику руки с целью активизации моторных речевых зон головного мозга.

2) Развивать длительный плавный выдох, высоту, силу, тембр голоса.

3) Вырабатывать точные полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звука путем выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений.

При нарушении иннервации артикуляционных мышц проводится специализированный логопедический массаж.

4) Развивать слуховое восприятие и внимание c целью подготовки различения на слух звуковых единиц.

5) Развивать умение выделять звук в ряду других звуков, на фоне слога и слова.

6

Уметь чётко, в полном объёме выполнять подготовительные артикуляционные упражнения. Производить длительный плавный выдох. Выделять звук в ряду других звуков, в слогах и словах.

(Порядок постановки звуков и сроки определяются индивидуально).

16.09


21.09


23.09


28.09


30.09


05.10


7.10


Постановка, автоматизация звука в слогах и словах


1) Продолжать развивать слуховое восприятие. 2) Развивать фонематический анализ, учить выделять звук на фоне слова, уточнять слухопроизносительный образ звука. 3) Уточнять артикуляцию звука c опорой на слуховое восприятие, кинестетические ощущения; отработать каждый элемент артикуляционного уклада звука.4) Вводить звук последовательно в разные типы слогов и слов.

10

Уметь принимать необходимую артикуляционную позицию для правильного воспроизведения изолированного звука. Осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением звука и оценивать его качество. Выделять звук в начале, середине и конце слова.

12.10


14.10


19.10


21.10


26.10


28.10


9.11


11.11


16.11


18.11


Автоматизация звука в слогах и словах

1) Вводить звук последовательно в разные типы слогов (открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных). 2) Вводить звук в слова в соответствии с отрабатываемым типом слогов и с позицией слога в слове (в начале, в конце и середине слова). 3) Продолжать развивать фонематические процессы (элементарный анализ и синтез) на звук. 4) Работать над ударением в слове.

10

Уметь в соответствии с фонетической нормой русского языка произносить звук в сочетании с другими звуками (гласными и согласными) и в разных позициях в слове. Определять место звука в слове, связывать звук с буквой, находить слова с данным звуком. Правильно ставить ударение в отрабатываемых словах.

23.11


25.11


30.11


2.12


7.12


9.12


14.12


16.12


21.12


23.12


Автоматизация звука во фразах, в чистоговорках

1) Вводить звук во фразы, отрабатывать произношение звука в чистоговорках. 2) Работать над логическим ударением, интонацией в предложении.

10

Правильно произносить звук во фразах и чистоговорках. Выразительно произносить речевой материал.

28.12


30.12


11.01


13.01


18.01


20.01.


25.01


27.01


01.03


3.02


Автоматизация звука в тексте

1) Вводить звук в текст. 2) Работа над пересказом текста, просодической стороной (интонация при пересказе, логические ударения).

19

Уметь пересказывать текст, доступный данному возрасту.

Произносить звук в тексте в соответствии с фонетической нормой.

15.02


17.02


22.02


24.02


29.02


2.03


7.03


9.03


14.03


16.03


19.03


21.03


23.03


4.04


6.04


11.04


13.04


18.04


20.04


Дифференциация звуков

Сравнивать смешиваемые звуки в слуховом и произносительном плане на материале слогов, слов, фраз, текстов.

3

Выделять на слух звуки в позициях противопоставления. Чётко дифференцировать

25.04


27.04


2.05


Обследование

Сбор анамнестических данных;

выяснение запроса родителей;

выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка, выявление структуры дефекта.

4

Выявление первично­сти и вторичности в структуре

дефекта позволяет организо­вать коррекционно-развивающее обучение адекватно воз­можностям ребенка с целью его наиболее полной социали­зации.

4.05


11.05


16.05


18.05


23.05


25.05






Календарно-тематическое планирование логопедических занятий по преодолению недостатков чтения (3-5 «н» класс)

п/п

Тема занятия

Характеристика видов деятельности

Коррекционная направленность

Дата проведения


Обследование

Техника чтения, списывание, диктант

Выявление нарушений письменной речи

1.09


Обследование

3.09


Обследование

8.09


Обследование

10.09


Звуки и буквы

Дифференциация гласных и согласных звуков

Развитие познавательной активности.

15.09


Дифференциация гласных звуков

Уточнение артикуляции сравниваемых пар согласных. Использование символов для обозначения звонких и глухих согласных.

Дифференциация звонких и глухих согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа со словами - паронимами. Развитие навыков звукобуквенного анализа слов.

Закрепление знаний норм орфографии. Тренировочные упражнения в подборе проверочных слов для написания сочинительных согласных.

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза.

Обогащение словарного запаса.

Развитие высших психических функций.

17.09


Слово. Предложение


22.09


Дифференциация звуков

24.09


Дифференциация звуков

29.09


Дифференциация звуков

01.10


Дифференциация звуков

6.10


Дифференциация звуков

8.10


Дифференциация звуков

13.10


Дифференциация звуков

15.10


Дифференциация звуков

20.10


Дифференциация звуков

22.10


Дифференциация звуков

27.10


Дифференциация звуков

29.10


Дифференциация звуков

10.11


Дифференциация звуков

12.11


Дифференциация звуков

17.11


Дифференциация звуков

19.11


Дифференциация звуков

24.11


Дифференциация звуков

26.11


Дифференциация звуков



1.12



Родственные слова. Корень слова.

Знакомство с понятиями «корень», «родственные Упражнения в выделении частей слова

Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания.

Пополнение словарного запаса. Развитие самостоятельной связной речи

3.12


Приставка

8.12


Предлоги

10.12


Дифференциация приставок и предлогов

15.12


Суффикс

17.12


Ударение

Упражнения в подборе проверочных слов.







Обобщение знаний


22.12


Безударные гласные

24.12


Безударные гласные

29.12


Безударные гласные

12.01


Состав слова

14.01


Состав слова

19.01.



Слово как часть предложения



21.01


Слово как часть предложения



26.01


Связь слов в предложении



28.01


Связь слов в предложении



2.02


Выделение предложений из сплошного текста



4.02


Выделение предложений из сплошного текста



9.02


Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде



11.02


Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде



16.02


Изменение прилагательного по родам и числам в зависимости от существительного



18.02


Изменение прилагательного по родам и числам в зависимости от существительного



2.02


Изменение глаголов прошедшего времени по родам



1.03


Изменение глаголов прошедшего времени по родам



3.03


Согласование слов




10.03


Согласование слов




15.03


Предложения с однородными членами



22.03


Предложения с однородными членами



24.03


Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные.



5.04


Строить и перестраивать предложения



7.04


Составление плана рассказа.




12.04


Составление плана по картине.




14.04


Составление рассказа по данному началу и концу.



19.04


Составление рассказа по опорным словам



21.04


Составление рассказа по опорным словам



26.04


Составление рассказа на данную тему.



28.04


Составление рассказа по серии сюжетных картин



3.05


Составление рассказа по серии сюжетных картин



5.05



Проект

Техника чтения, списывание, диктант

Выявление результатов освоения программы, решение о необходимости продолжения обучения

10.05


Проект

12.05


Итоговое обследование

17.05


Итоговое обследование

19.05


Итоговое обследование



24.05


Итоговое обследование



25.05




Литература

  1. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. дисс… д. п. н. М.1983

  2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М.: Просвещение, 1991.

  3. Коррекция нарушений речи / / программы специальных (коррекционных образовательных учреждений V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) / Под науч. рук. Р.И. Лалаевой. М.: Просвещение, 1997. С.64-68.

  4. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.

  5. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.

  6. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.

  7. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов- 2-е изд., испр. - М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.

  8. Новичкова И.В. «Коррекция нарушений речи»// Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Д.И. Плаксиной. В 2-х ч. Ч.2. М.: Просвещение, 2001. С. 123-131.

  9. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984

  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru

  1. Бабкина, Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. №3.

  2. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1-2 классов. В 2 ч. Метод. пособие. М.: Владос, 2004.

  3. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

  4. Ишимова О.А., Шаховская С.Н. Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

  5. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

1б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Пятаковой. - М.: Секачев, 2008. 17.Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.





Скачать

© 2022 50 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!