Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Улукулево
муниципального района Кармаскалинский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено и принято Руководитель методического объединения учителей ________/Комратова В.Ю../ Протокол №1 от _______________ г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ / Алексеева А.А./ ____________ г. | Утверждаю Директор школы __________/Батталов Р.Р./ Приказ №___ от ___________ г. |
Адаптированная рабочая программа
по истории
для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
5-9 классы
Программа составлена:
на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644). В соответствии с Историко-культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21мая 2012 г. № Пр. -1334, Концепции нового учебно-методического комплекса. В основу данной рабочей программы положена: рабочая программа по истории России под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / АА.Данилов,О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. - Просвещение, 2015. - 77с.
Учебники:
-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс. - М.:
Просвещение, 2018.-240с.
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.-М.: Просвещение, 2017.-214с.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М.: Просвещение,2019.-239с.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М.: Просвещение, 2019-255с.
-Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Медяков А.С. Всеобщая история. История Нового времени. 9класс.-М.: Просвещение, 2019.-239с.
-Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др. ./Под ред. Торкунова А.В. История России 6 класс. Части 1.и 2 -М.: Просвещение, 2019.-128с.
-Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др. / Под ред. Торкунова А.В.История России. 7 класс. Части 1и 2. .- М.: Просвещение, 2019-112с.
-Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., идр. / Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс.- М.: Просвещение, 2019 – 200 с.
-Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России. 9 класс. Части 1.- М.: Просвещение, 2019-160с.
-Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./ Под ред. Торкунова А.В. История России. 9 класс. Часть 2.- М.: Просвещение, 2019-143с.
Составитель программы
ШМО учителей-предметников
гуманитарного цикла
Особенности рабочей программы
Рабочая программа составлена в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитани обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», данная адаптированные программа разработана с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Адаптированная программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
Направления коррекционной работы:
1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций.
3. Формирование умений работать по устному и письменному алгоритмам.
4. Развитие устной и письменной речи.
Принципы работы с учащимися с ОВЗ:
1. Организация работы с учетом их особенностей.
2. Метод сопровождения.
3. Доступность изложения учебного материала.
4. Адаптация к школе и социальному окружению.
5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (даты, термины), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.
Усвоение учебного материала по истории вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь истории с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Построение учебного содержания курса «История» осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух курсов: «Всеобщая история» и «История России», (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) в каждом из которых выделяются тематические разделы.
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Целью данного курса является формирование целостного представления об историческом пути развития России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях как отечественной, так и всемирной истории. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Адаптированная программа ставит следующие цели:
-изучение исторического материала;
-овладение знаниями и умениями;
-коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
-формирование личностных качеств гражданина;
-подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи: гражданско – патриотическое воспитание учащихся; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей; нравственно - эстетическое воспитание; трудовое воспитание; формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи: развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
История как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Исторический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и явления, понимать причинно-следственные связь. Работа с историческими атласами и картами, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках истории расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, зачет, защита проекта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Планируемые результаты освоения истории в 5 классе
В результате изучения истории Древнего мира, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;
• выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников.
Уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Планируемые результаты освоения истории в 6 классе
В результате изучения истории Средних веков, учащиеся с ОВЗ должны:
Называть:
хронологические рамки Средневековья.
имена наиболее известных а) правителей; б) общественных и религиозных деятелей; в) первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры Средневековья;
участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в Средние века.
-Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
-Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
-Составлять описание средневековых памятников:
а) жилых и общественных зданий, храмов; б) предметов быта; в) произведений искусства.
Называть характерные, существенные особенности:
политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных; свободных и зависимых);
представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
В результате изучения истории России, учащиеся с ОВЗ должны:
Указывать: а) хронологические рамки существования Древнерусского государства; б) даты крещения Руси, сражений русских воинов против завоевателей, становления Русского государства.
Называть: а) место, обстоятельства, участников событий, указанных в п. 1.; б) князей, политических, общественных и военных деятелей; в) наиболее значительных представителей и памятники культуры древней и средневековой Руси.
Называть, показывать на исторической карте:
территории расселения восточнославянских племен;
основные древнерусские города;
крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;
основные центры собирания русских земель;
территорию Русского государства в XV —XVI вв.
Описывать занятия, образ жизни населения древней и средневековой Руси.
Составлять описание памятников древнерусской культуры: а) жилых построек, храмов; б) предметов труда и быта; в) произведений искусства.
Соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков; становления и развития Русского государства, закрепощения крестьян.
Называть характерные, существенные особенности:
экономических и социальных отношений в древней и средневековой Руси;
социальные положения разных групп населения;
развития русских земель под властью Орды;
политического устройства Древнерусского государства и Московского государства, внутренней и внешней политики русских самодержцев.
Планируемые результаты освоения истории в 7 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать:
-даты основных событий;
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,
-результаты и итоги событий XVI - XVIII вв.;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVIII в.;
-изученные виды исторических источников.
Уметь:
-сравнивать исторические явления и события;
-объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
-анализировать исторический источник;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям;
-читать историческую карту;
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
-осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
-определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
-обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;
-уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
-определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;
-уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
-осуществлять самоконтроль и самооценку
Планируемые результаты освоения истории в 8 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
Планируемые результаты освоения истории в 9 классе
В результате изучения истории России и Всеобщей истории, учащиеся с ОВЗ должны:
Знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
составлять хронологические и синхронистические таблицы;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
высказывать суждение о назначении, ценности источника;
характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
Содержание учебного предмета: «История»
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 класс (68часов)
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6класс (28 часов).
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (15-17вв) 7 класс (26 часов)
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (18век) 8 класс (26 часов)
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований. Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1800—1914гг. (начало НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ) 9 класс (28 часов).
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества. Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы. Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя. Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем». Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие в начале XX в.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.) 6 класс (42ч)
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества. Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства. Истории и культура родного края.
РОССИЯ В XVI—XVII вв. 7класс (44 ч)
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в. Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества. Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в. Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в. 8 класс. (44ч).
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX в. 9 класс (40 ч.).
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг. Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III. Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в. Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
Тематическое планирование учебного предмета: «История».
5 класс (68ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание | |
Ведение | 1 | | |
1 | Вводное занятие. Что изучает история | | | |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 5 | | |
Первобытные собиратели и охотники | 3 | | |
2 | Древнейшие люди | 1 | | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | | |
Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | | |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | | |
7 | Повторение разделу 1 «Жизнь первобытных людей». | 1 | | |
Счет лет в истории | 1 | | |
8 | Историческая хронология | 1 | | |
| Раздел 2. Древний Восток | 18 | | |
Древний Египет | 8 | | |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | | |
13 | Религия древних египтян | 1 | | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | | |
16 | Повторение по теме 4 «Древний Египет». Самостоятельная работа. | 1 | | |
Западная Азия в древности | 7 | | |
17 | Древнее Двуречье | 1 | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | | |
20 | Библейские сказания | 1 | | |
21 | Древнееврейское царство | 1 | | |
22 | Ассирийская держава | 1 | | |
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | | |
Индия и Китай в древности | 5 | | |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | | |
25 | Индийские касты | 1 | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | | |
28 | Повторение : «Древний Восток». Контрольная работа. | 1 | | |
| Раздел 3. Древняя Греция | 20 | | |
Древнейшая Греция | 5 | | |
29 | Греки и критяне | 1 | | |
30 | Микены и Троя | 1 | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | | |
33 | Религия древних греков | 1 | | |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | | |
36 | Древняя Спарта | 1 | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | | |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | |
Возвышение Афин в V в. до н.э. | 5 | | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | | |
42 | В городе богини Афины | 1 | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | | |
44 | В афинском театре | 1 | | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | |
Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | |
48 | В Александрии Египетской | 1 | | |
49 | Повторение по разделу 3 «Древняя Греция». Самостоятельная работа | 1 | | |
| Раздел 4. Древний Рим | 17 | | |
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | | |
50 | Древний Рим | 1 | | |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | | |
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | | |
Гражданские войны в Риме | 4 | | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | |
57 | Восстание Спартака | 1 | | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | | |
59 | Установление империи | 1 | | |
Римская империя в первые века нашей эры | 5 | | |
60 | Соседи Римской империи | 1 | | |
61 | В Риме при императоре Нероне | 1 | | |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | | |
64 | Вечный город и его жители | 1 | | |
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 4 | | |
65 | Римская империя при Константине | 1 | | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | | |
67 | Повторение: Древний Рим. Тестирование. | 1 | | |
68 | Итоговое повторение: «История Древнего мира». Контрольная работа. | 1 | | |
6 класс (70 ч.)
№ п/п | Раздел / тема | Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы | Примечание |
| ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | 28 | |
1 | Что изучает история Средних веков | 1 | |
| Становление Средневековой Европы VI-XI вв. | 5 | |
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 1 | |
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | |
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв. | 1 | |
6 | Англия в раннее Средневековье. | 1 | |
| Византийская империя и славяне в VI-XI веках. | 3 | |
7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | |
8 | Культура Византии. Образование славянских государств. | 1 | |
9 | Повторение: «Средневековая Европа и Византийская империя в VI-XI веках». Тестирование. | 1 | |
| Арабы в VI-XI вв. | 1 | |
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата | 1 | |
| Феодалы и крестьяне. | 1 | |
11 | Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке | 1 | |
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 2 | |
12 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | 1 | |
13 | Торговля в Средние века Горожане и их образ жизни. Самостоятельная работа. | 1 | |
| Католическая церковь в в XI- XII вв. Крестовые походы. | 2 | |
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | |
15 | Крестовые походы. | 1 | |
| Образование централизованных государств в Западной Европе XI- XV века. | 6 | |
16 | Объединение Франции. | 1 | |
17 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | |
18 | Столетняя война | 1 | |
19 | Усиление королевской власти во Франции и Англии | 1 | |
20 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове | 1 | |
21 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия | 1 | |
| Славянские государства и Византия | 2 | |
22 | Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | |
23 | Повторение: «Европа и Византия XI- XV века». Тестирование. | 1 | |
| Культура Западной Европы. | 2 | |
24 | Образование и философия Средневековая литература и искусство | 1 | |
25 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения | 1 | |
| Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 | |
26 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония | 1 | |
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 1 | |
28 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» Контрольная работа. | 1 | |
| ИСТОРИЯ РОССИИ | 42 | |
29 | Введение. Роль и место России в мировой истории | 1 | |
| Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 5 | |
30 | Древние люди и их стоянки на территории современной России. | 1 | |
31 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. | 1 | |
32 | Образование первых государств. | 1 | |
33 | Восточные славяне и их соседи. | 1 | |
34 | Повторение: «Народы и государства на территории нашей страны в древности» Самостоятельная работа. | 1 | |
| Русь в IX – первой половине XII века. | 10 | |
35 | Первые известия о Руси. | 1 | |
36 | Становление Древнерусского государства. | 1 | |
37 | Правление князя Владимира. Крещение Руси. | 1 | |
38 | Русское государство при Ярославе Мудром. | 1 | |
39 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. | 1 | |
40 | Общественный строй и церковная организация на Руси. | 1 | |
41 | Место и Роль Руси в Европе. | 1 | |
42 | Культурное пространство Европы и культура Руси | 1 | |
43 | Повседневная жизнь населения. Самостоятельная работа. | 1 | |
44 | Повторение: «Русь в IX – первой половине XII века». Контрольная работа. | 1 | |
| Русь в середине XIII– начале XIV веках | 5 | |
45 | Политическая раздробленность в Европе и на Руси. | 1 | |
46 | Владимиро-Суздальское княжество. | 1 | |
47 | Новгородская республика. | 1 | |
48 | Южные и юго-западные русские княжества. | 1 | |
49 | Повторение: «Русь в середине XIII– начале XIV веках». Самостоятельная работа. | 1 | |
| Русские земли в середине XIII – начале XIVвека. | 10 | |
50 | Монгольская империя и изменение политической картины мира. | 1 | |
51 | Батыево нашествие на Русь. | 1 | |
52 | Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. | 1 | |
53 | Литовское государство и Русь. | 1 | |
54 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. | 1 | |
55 | Объединение русских земель вокруг Москвы. | 1 | |
56 | Куликовская битва. | | |
57 | Культурное пространство Руси в середине XIII- XIV. | | |
58 | Повторение: «Русские земли в середине XIII – начале XIVвека». Контрольная работа. | 1 | |
| Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XII- XV в. | 4 | |
59 | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. | 1 | |
60 | Образование новых государств на юго- восточных рубежах Руси | 1 | |
61 | Распад Золотой Орды и его последствия. | 1 | |
62 | Повторение: «Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XII- XV в.». Самостоятельная работа. | 1 | |
| Формирование единого Русского государства | 8 | |
63 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. | 1 | |
64 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | |
65 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | |
66 | Русская православная церковь в XV– начале XIV в. | 1 | |
67 | Человек в Российском государстве во второй половине XV в. | 1 | |
68 | Культурное пространство Русского государства в XV в. | 1 | |
69 | Повторение: «Формирование единого Русского государства». Контрольная работа. | 1 | |
70 | Итоговое повторение: « История России с древнейших времен до конца 15 века». Зачет. | 1 | |
7 класс (26 ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | 26 | |
1 | Введение. От Средневековья к Новому времени. | 1 | |
| Глава 1: « Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация». | 16 | |
2 | Технические открытия и выход к Мировому океану. | 1 | |
3 | Великие географические открытия и их последствия. | 1 | |
4 | Усиление королевской власти в 16-17вв. | 1 | |
5 | Абсолютизм в Европе. | 1 | |
6 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | 1 | |
7 | Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | |
8 | Повседневная жизнь. | 1 | |
9 | Великие гуманисты Европы. | 1 | |
10 | Мир художественной культуры Возрождения. | 1 | |
11 | Рождение новой европейской науки. | 1 | |
12 | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | |
13 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | |
14 | Королевская власть и Реформация в Англии | 1 | |
15 | Борьба за господство на морях. | 1 | |
16 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | |
17 | Повторение: «Мир в начале Нового времени». Тестирование. | 1 | |
| Глава 2: «Первая революции Нового времени. Международные отношения». | 5 | |
18 | Освободительная война в Нидерландах. | 1 | |
19 | Революция в Англии. | 1 | |
20 | Путь к парламентской монархии. | 1 | |
21 | Международные отношения в конце 15-17вв. | 1 | |
22 | Повторение: «Первые революции Нового времени. Международные отношения». Тестирование. | 1 | |
| Глава 3.: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации». | 4 | |
23 | Блистательная Порта: период расцвета и начало упадка. | 1 | |
24 | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 1 | |
25 | Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации. | 1 | |
26 | Повторение: «Новое время с 15-17вв.» Контрольная работа. | 1 | |
8 класс (26 ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
Всеобщая история. | 26 | |
1 | Введение. Мир к началу XVIII в. | 1 | |
Глава 1: « Рождение нового мира». | 7 | |
2 | Европа становится лидером мира. | 2 | |
3 | Эпоха Просвещения. | 2 | |
4 | В поисках путей модернизации. | 2 | |
5 | Повседневная жизнь в Европе. | 2 | |
6 | Мир художественной культуры Просвещения ( литература, живопись). | 2 | |
7 | Мир художественной культуры Просвещения (музыка, архитектура). | 2 | |
8 | Практическая работа: «Рождение нового мира». | 1 | |
Глава 2.: «Европа в век Просвещения». | 5 | |
9 | Англия на пути к индустриальной эре. | 1 | |
10 | Франция при Старом порядке. | 2 | |
11 | Германские земли в XVIII в. | 1 | |
12 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII в | 1 | |
13 | Практическая работа: «Европа в век Просвещения». | 2 | |
Глава 3.: «Эпоха революций». | 6 | |
14 | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | |
15 | Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. | 1 | |
16 | Французская революция в XVIII в.: начало революции. | 4 | |
17 | Французская революция в XVIII в.: продолжение революции. | 1 | |
18 | Европа в годы Французской революции. | 1 | |
19 | Повторение: «Европа в век Просвещения и эпоху революций». Контрольная работа. | 2 | |
Глава 4.: «Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации». | 7 | |
20 | Османская империя. | 1 | |
21 | Персия. | 1 | |
22 | Индия. | 1 | |
23 | Китай. | 1 | |
24 | Япония. | 1 | |
25 | Колониальная политика европейских держав в XVIII в. | 1 | |
26 | Повторение: «Новое время - XVIIIв.» Контрольная работа. | 1 | |
9 класс (28 ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | | |
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. | 1 | |
Глава 1. Начало индустриальной эпохи. | 7 | |
2 | Экономическое развитие в 19-начале 20 в. | 1 | |
3 | Меняющееся общество. | 1 | |
4 | Век демократизации. | 1 | |
5 | «Великие идеологии». | 1 | |
6 | Образование и наука. | | |
7 | 19-й век в зеркале художественных исканий. | 1 | |
8 | Повседневная жизнь человека 19 века. Самостоятельная работа. | 1 | |
9 | Повторение: «Начало индустриальной эпохи». Тестирование. | 1 | |
Глава 2. Страны Европы и США в первой половине 19в. | 8 | |
10 | Франция. Консульство и Империя. | 1 | |
11 | Франция в первой половине 19в.: от Реставрации к Империи. | 1 | |
12 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы. | 1 | |
13 | Объединение Италии. | 1 | |
14 | Германия в первой половине 19в. | 1 | |
15 | Монархия Габсбургов и Балканы в первой половине 19в. | 1 | |
16 | США до середины 19 века. | 1 | |
17 | Повторение: «Страны Европы и США в первой половине 19в.». ? | 1 | |
Глава 3. Азия, Африка и Латинская Америка в 19-начале 20 в. | 4 | |
18 | Страны Азии в 19 – начале 20 в. | 1 | |
19 | Африка в 19-начале 20 в. | 1 | |
20 | Латинская Америка: нелёгкий груз независимости. | 1 | |
Глава 4. Страны Европы и США во второй половине 19-начале 20в. | 8 | |
21 | Великобритания до Первой мировой войны. | 1 | |
22 | Франция: Вторая империя и Третья республика. | 1 | |
23 | Германия на пути к европейскому лидерству. | 1 | |
24 | Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны. | 1 | |
25 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | |
26 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | |
27 | Международные отношения в 19-начале 20в. | 1 | |
28 | Повторение : «Новая история 19-начало 20в.». Тестирование. | 1 | |
ИСТОРИЯ РОССИИ
7 класс (44ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
| ИСТОРИЯ РОССИИ | 44 | |
1 | Введение. От великого княжества к царству. | 1 | |
| Глава1. «Россия в 16веке». | 21 |
2 | Мир и Россия в начале эпохи ВГО. | 1 | |
3 | Территория, население и хозяйство России в начале 16в. | 1 | |
4 | Формирование единых государств в Европе и России. | 1 | . |
5 | Российское государство в первой трети 16в. | 1 | |
6 | Внешняя политика Российского государства в первой трети 16в. | 1 | |
7 | Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной Рады. | 1 | |
8 | Государства Поволжья в середине 16в. | 1 | |
9 | Государства Северного Причерноморья, Сибири в середине 16в.Самостоятельная работа. | 1 | |
10 | Внешняя политика России во второй половине 16в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. | 1 | |
11 | Внешняя политика России во второй половине 16в. Присоединение Сибирского ханства. | 1 | |
12 | Ливонская война. | 1 | |
13 | Российское общество 16в.: «служилые» | 1 | |
14 | Российское общество 16в.: «тяглые». | | |
15 | Опричнина. | 1 | |
16 | Итоги царствования Ивана IV. | 1 | |
17 | Россия в конце 16в. Царь Федор. | 1 | |
18 | Россия в конце 16в. Царь Борис Годунов. | 1 | |
19 | Церковь и государство в 16в. | 1 | |
20 | Культура России в 16в.: просвещение, архитектура. | 1 | |
21 | Культура России в 16в.: изобразительное искусство, музыка. | 1 | |
22 | Повторение: « Россия в 16веке». Контрольная работа. | 1 | |
| Глава2. «Смута. Россия в 17веке». | 22 | |
23 | Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце 16-начале 17в. | 1 | |
24 | Смута в Российском государстве: предпосылки и причины . | 1 | |
25 | Самозванство. Правление Василия Шуйского. | 1 | |
26 | Окончание Смутного времени. | 1 | |
27 | Экономическое развитие России в 17в. | 1 | |
28 | Россия при первых Романовых. Михаил Федорович. | 1 | |
29 | Россия при первых Романовых. Алексей Михайлович. | 1 | |
30 | Изменения в социальной структуре российского общества. | 1 | --- |
31 | Народные движения в 17в. | 1 | |
32 | Восстание под руководством Степана Разина | 1 | |
33 | Внешняя политика России. Война с Речью Посполитой. | 1 | |
34 | Внешняя политика России. Война со Швецией. | 1 | |
35 | Вхождение Украины в состав России. | 1 | |
36 | Русская православная церковь. | 1 | |
37 | Реформа патриарха Никона и раскол. | 1 | |
38 | Народы России в 17в. Самостоятельная работа. | 1 | |
39 | Русские путешественники 17в. Освоение Сибири. | 1 | |
40 | Русские путешественники 17в. Походы на Дальний Восток. | 1 | |
41 | Культура России в 17в.: образование, наука. | 1 | |
42 | Культура России в 17в.: литература, архитектура, живопись. | 1 | |
43 | Повторение: «Россия в 17веке». Контрольная работа. | 1 | |
44 | Итоговое повторение: «Россия с 16-17вв.» Тестирование. | 1 | |
8 класс (44ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
1 | Введение. У истоков российской модернизации | 1 | |
| Глава 1: «Россия в эпоху преобразований Петра I». | 13 | |
2 | Россия и Европа в конце XVII века | 1 | |
3 | Предпосылки петровских реформ | 1 | |
4 | Начало правления Петра I | 1 | |
5 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 | |
6 | Реформы управления Петра I | 1 | |
7 | Экономическая политика Петра I | 1 | |
8 | Российское общество в петровскую эпоху | 1 | |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 | |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 | |
11 | Перемены в культуре в годы петровских реформ | 1 | |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I | 1 | |
13 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 | |
14 | Повторение: «Россия в эпоху преобразований Петра I». Контрольная работа. | 1 | |
| Глава2: «Эпоха дворцовых переворотов». | 6 | |
15 | Причины дворцовых переворотов | 1 | |
16 | Эпоха дворцовых переворотов. (1725-1762 гг.) | 1 | |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 1 | |
18 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | |
19 | Урок-практикум «Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг.» | 1 | . |
20 | Повторение: «Эпоха дворцовых переворотов». Контрольная работа. | 1 | |
| Глава3: «Правление Екатерины II». | 9 | |
21 | Россия в системе международных отношений | 1 | |
22 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 | |
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 | |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII века | 1 | |
25 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | 1 | |
26 | Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II | 1 | |
27 | Внешняя политика Екатерины II | 1 | |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма. | 1 | |
29 | Повторение: «Российская империя при Екатерине II» Контрольная работа. | 1 | |
| Глава 4: «Россия при Павле I». | 2 | |
30 | Внутренняя политика Павла I. | 1 | |
31 | Внешняя политика Павла I. | 1 | |
| Глава5: «Культура Российской империи в XVIII в.». | 13 | |
32 | Общественная мысль, публицистика, пресса в XVIII веке | 1 | |
33 | Образование России в XVIII веке. Российская наука и техника в XVIII веке | 1 | |
34 | Урок-практикум «Русская архитектура в XVIII веке». | 1 | |
35 | Урок-практикум «Живопись и скульптура» | 1 | |
36 | Музыкальное и театральное искусство | 1 | |
37 | Народы России в XVIII веке | 1 | |
38 | Перемены в повседневной жизни | 1 | . |
39 | Повторение: « Культура Российской империи в XVIII веке». Тестирование. | 1 | |
40 | Башкортостан в XVIII веке | 1 | |
41 | Кармаскалинский район в XVIII веке | 1 | |
42 | Итоговое повторение: «Россия в конце XVII – XVIII веке» Контрольная работа. | 1 | |
43 | Итоговое повторение: «Россия в конце XVII – XVIII веке». Зачет. | 1 | |
44 | Защита творческих проектов | 1 | |
9 класс (40 ч.)
№ | Раздел / тема | Кол-во часов, отводимых на изучение темы | Примечание |
| Тема I. Россия в эпоху правления Александра I. | 9 | |
1 | Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. | 1 | |
2 | Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского.. | 1 | |
3 | Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг. | 1 | |
4 | Отечественная война 1812 г. | 1 | |
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813—1825 гг. | 1 | |
6 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815— 1825 гг. | 1 | |
7 | Национальная политика Александра I. Самостоятельная работа. | 1 | |
8 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. | 1 | |
9 | Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. | 1 | |
| Тема II. Правление Николая I. | 8 | |
10 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. | 1 | |
11 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. | 1 | |
12 | Общественное движение при Николае I. | 1 | |
13 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. Самостоятельная работа. | 1 | |
14 | Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. | 1 | |
15 | Крымская война 1853—1856 гг. | 1 | |
16 | Культурное пространство империи в первой половине XIX в. | 1 | |
17 | Повторение: «Россия в первой половине XIXв.» Контрольная работа. | 1 | |
| Тема III. Россия в правление Александра II. | 7 | |
18 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | |
19 | Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | |
20 | Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 1 | |
21 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | |
22 | Общественное движение при Александре II и политика правительства. | 1 | |
23 | Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе | 1 | |
24 | Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. | 1 | |
| Тема IV. Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в конце XIX – начале XXв. | | |
25 | Александр III: особенности внутренней политики | 1 | |
26 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | |
27 | Общественное движение при Александре III | 1 | |
28 | Национальная и религиозная политика Александра III | 1 | |
29 | Внешняя политика Александра III | 1 | |
30 | Культурное пространство империи во второй половине XIX в. | 1 | |
31 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Самостоятельная работа. | 1 | |
| Тема V. Кризис империи в начале XXв. | | |
32 | Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. | 1 | |
33 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв. | 1 | |
34 | Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. | 1 | |
35 | Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905 гг. | 1 | |
36 | Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. | 1 | |
37 | Социально-экономические реформы П. А. Столыпина | 1 | |
38 | Политическое развитие страны в 1907—1914 гг. | 1 | |
39 | Серебряный век русской культуры. | 1 | |
40 | Повторение: «Россия на рубеже XIX-XX вв». Контрольная работа. | 1 | |