Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы К.А.Соловьева
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2016 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2016 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2016 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2016 г.
Директор школы ____________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История» для индивидуального обучения учащегося с ОВЗ
8 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по истории для индивидуального обучения разработана на основе:
Примерной программы по истории.5-9 классы. М.: Просвещение, 2013.
Рабочей программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина - А.О. ,М.: Просвещение, 2014.
Рабочей программы к предметной линии учебников А .А. Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы. М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса. Программа направлена на обеспечение равных возможностей и качественного образования наиболее уязвимой и незащищённой в педагогическом отношении группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность программы. Настоящая программа предоставляет возможность ученику, находящемуся на индивидуальном обучении, получить минимум исторических знаний за курс 8 класса. Значимость заключается в использовании приемов практико-ориентированного обучения, различных подходов, которые способствуют социализации детей с ОВЗ.
Программа по курсу история соответствует программе для 8 класса общеобразовательных школ и рассчитана на 25 часов годовой учебной нагрузки (12 часов Всеобщей истории и 13 часов - истории России). Программный материал выдается в полном объеме за счет уплотнения учебного материала, блочного изучения, самостоятельного изучения некоторых тем. Программа реализовывает компетентностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования. Программа рассчитана: на работу с одним учеником; возможны различные формы организации учебного процесса.
Характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой
определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур,
исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных
ориентаций.
Цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и
человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества
в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
- воспитание учащихся в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и
мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога. Программа по курсу история составлена на 1 учебный год.
Программа состоит из двух курсов: всеобщей истории и истории России. Программа курсов изучается последовательно.
Логика изложения и содержания рабочей программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В процессе изучения истории учащийся:
должен знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XIX в.; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XIX в.; изученные виды исторических источников.
должен уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
Учебно-тематический план по истории
8 класс
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | Из них практических |
1 | Становление индустриального общества | 2 | |
2 | Строительство новой Европы | 4 | |
3 | Страны Западной Европы на рубеже XIX- XIX вв. Успехи и проблемы индустриального общества | 2 | |
4 | Две Америки | 1 | |
5 | Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма | 2 | |
6 | Международные отношения в конце XIX –начале XX вв. | 1 | |
7 | Россия в первой половине XIX века | 7 | |
8 | Россия во второй половине XIX века | 6 | |
| ИТОГО: | 25 | 0 |
Календарно - тематический план по истории (8 класс)
Сроки изучения | № урока | Тема, раздел | Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Повторение ключевых моментов |
Раздел 1. Становление индустриального общества (2 часа) |
| 1 | Индустриальная революция. Индустриальное общество | Этапы индустриальной революции. Промышленный переворот, монополизм | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы | Г.Бессемер |
| 2 | Наука и искусство в XIX веке. Либералы, консерваторы, социалисты. | Тенденции развития научной мысли в Европе в XIX веке | Работать с текстом учебника, конспектировать | Л.Пастер, Э Резерфорд, Р.Кох И.И.Мечников |
Раздел 2. Строительство новой Европы (4 часа) |
| 3 | Образование и падение наполеоновской империи. | Внешний курс наполеоновской империи. Причины краха наполеоновской империи | Характеризовать режим Наполеона | Консульство. Реставрация Бурбонов |
| 4 | Англия и Франция в первой половине XIX века | Развитие английской политической системы | Работать с текстом учебника | Партия реформ – виги. Июльская монархия |
| 5 | Германия и Италия в первой половине XIX века | Особенности политики Бисмарка | Работать по тексту учебника. Отвечать на вопросы. | А. Хилльгрубер «Отто фон Бисмарк» |
| 6 | Франко-прусская война. Парижская коммуна | Причины Франко-прусской войны. Причины поражения Франции | Работать с текстом учебника, анализировать | |
Раздел 3. Страны Западной Европы на рубеже XIX- XX вв. Успехи и проблемы индустриального общества (2 часа) |
| 7 | Германия во второй половине XIX века. Великобритания конца Викторианской эпохи | Политику Бисмарка. Политический курс Вильгельма II | Работать по тексту учебника. Отвечать на вопросы. | Рейхстаг, исключительные законы. Лейборизм, гомруль, джонгоизм |
| 8 | Третья республика во Франции. Италия во второй половине XIX века. | О становлении Третьей республики | Давать характеристику политической жизни Франции во второй половине XIX века | Конституция Третьей республики. Э.Лависс, А.Рамбо |
Раздел 4. Две Америки (1 час) |
| 9 | США в XIX веке. Модернизация. США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка | Социально-экономическое развитие США в первой половине XIX века | Определять причины Гражданской войны в США 1861-1864 гг. | «Дипломатия большой дубинки», Политика Рузвельта |
Раздел 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 часа) |
| 10 | Страны Востока в XIX веке: Япония на пути модернизации. Китай: сопротивление реформам | Общую тенденцию развития Японии в XIX веке. Особенности развития Японии | Работать по тексту учебника. Отвечать на вопросы. | «Революция Мейдзи», ихэтуанское восстание |
| 11 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен | Процесс утверждения английской колониальной администрации Индии. | Работать с дополнительной литературой | Л.С.Васильев. Восстание сипаев |
Раздел 6. Международные отношения в конце XIX –начале XX вв. (1 час) |
| 12 | Международные отношения: дипломатия или войны? | Становление блоковой системы. Изменения в системе международных взаимоотношений XIX –XX вв. | Работать с историческими источниками, анализировать, делать выводы | Образование Тройственного союза. Образование II Интернационала |
|
Раздел 1. Россия в первой половине XIX века (7 часов) |
| 13 | Внутренняя и внешняя политика Александра 1 в 1801-1812 гг. | Даты исторических событий, периоды правления Александра 1, основные реформы | Давать сравнительную характеристику идей и деятельности реформаторов и консерваторов | А.А.Аракчеев, М.М.Сперанский Тильзитский мир 1807 г. |
| 14 | Реформаторская деятельность М.М.Сперанского. Отечественная война 1812 года | О сущности реформ М.М.Сперанского | Работать с текстом учебника. Анализировать, отвечать на поставленные вопросы | Идеолог, Инстанция |
| 15 | Заграничные походы русской армии. Внешняя и внутренняя политика в 1813-1825 годах. | Основные цели заграничных походов. Главная цель пятой коалиции. Итоги Венского конгресса | Работать с текстом учебника, анализировать исторические документы | Священный союз, Восточный вопрос. Н.Н.Новосильцев. |
| 16 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 гг. | Причины экономического кризиса 1812-1815 гг. Развитие промышленности и торговли | Работать с картами, историческими документами, анализировать, делать выводы | Экономика. Лёгкая промышленность |
| 17 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. | О династическом кризисе. Причины выступления декабристов | Работать с дополнительной литературой, конспектировать | М.А.Милорадович. П.Д.Киселёв А.Х.Бенкендорф. Жандармерия |
| 18 | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX века. Внешняя политика Николая 1 в 1826-1849 годы | О противоречиях хозяйственного развития. Начало промышленного переворота | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы | Е.Ф.Канкрин. Адрианопольский мир |
| 19 | Общественное движение в годы правления Николая 1. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя | Особенности общественного движения в 30-50-х гг. Восточный вопрос. Этапы войны. Итоги войны | Работать с историческими документами, анализировать | А.И.Герцен, В.Г.Белинский. П.Я.Чаадаев. В.А.Корнилов. |
Раздел 2. Россия во второй половине XIX века (6 часов) |
| 20 | Россия накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. | О предпосылках и причинах отмены крепостного права в России. | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы | К.Д.Кавелин М.П.Погодин. Н.А.Милютин, Я.И. Ростовцев |
| 21 | Либеральные реформы в 60-70–х гг. XIX века. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Земства, «гласные», курия, имущественный ценз, городская дума, городская управа, городской голова, всеобщая воинская повинность | Работать со схемами, таблицей | Н.А.Милютин, Д.А.Милютин. М.Т. Лорис - Меликов |
| 22 | Зарождение революционного народничества и его идеология | Причины роста революционного движения. Теория революционного народничества | Работать с историческими документами, анализировать, делать выводы | Н.Г.Чернышевский, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров |
| 23 | Внешняя и внутренняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Основные направления внешней политики России. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски | Определять задачи, итоги внешней политики, участвовать в проектной деятельности | А.М.Горчаков. М.Д.Скобелев |
| 24 | Внутренняя и внешняя политика в годы правления Александра III | Основные направления внутренней политики. | Работать с историческими документами, анализировать, делать выводы | К.П.Победоносцев, Н.П.Игнатьев |
| 25 | Образование и наука. Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство | Основные тенденции развития науки и образования | Работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы | |
Литература (Всеобщая история)
Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. Москва. 2008.
Богомолов А.Н. Творение рук человеческих. Естественная история машин. Москва. 1999.
Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. Москва, 1986.
Невлер В.Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии. 1982.
Соловьёв К.А. Поурочные разработки по Всеобщей истории. Москва, ВАКО, 2013.
Токвиль А. Демократия в Америке. Москва. 2009.
Тюлар Ж. Наполеон или миф о «спасителе». 2-е издание. Молодая гвардия, 2000.
Фурсенко А.А. Борьба за раздел Китая и американская доктрина «открытых дверей». 1895-1900. М.-Л., 2005.
Чубинский В.В. Бисмарк. СПб., 1997.
Захарова Е.Н. Новая история. Мир с конца XV по XVIII вв. 8 класс, Москва: Мнемозина. 2011.
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История нового времени. 1800-1913: 8 класс. Москва: Просвещение
Контрольно-измерительные материалы
Волкова К.В., Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900 гг.: 8 класс. – Москва: ВАКО, 2012
Литература (история России)
Данилов, А. А. История России XIX век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2007.
Дополнительные пособия для учителя:
2. Данилов, А. А. Поурочные разработки к учебнику «История России. ХIХ век». А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Москва: Просвещение, 2007.
3. Троицкий, Н. А. Лекции по русской истории XIX века. Н. А. Троицкий. Саратов: Слово, 1994.
4. История России в лицах: биографический словарь под общ. ред. В. В. Каргалова. Москва: Русское слово, 1997.
5. Короткова, М. В. История России XIX в.: дидактические материалы. М. В. Короткова. Москва: Дрофа, 2002.
6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Москва. ЭКСМО, 2009.
7. Буганов, В. И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8 класса. В. И. Буганов,
А.И. Назарец. - М.: Просвещение, 2009.
8.Сурмина О.И., Шильнова Н.И. Открытые уроки истории России 6-9 классы. Москва, ВАКО, 2014.
Шестаков, А. В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII в.: хрестоматия А. В. Шестаков, 1989.
Для учащихся:
Антонов А. Ф. В помощь учащимся. - М.: Просвещение, 2010.
Бабич, И. В. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVII в.: в 4 т. / И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. - М.: МИРОС - межд. отнош., 1994.
История в таблицах и схемах. Издание 3-е. СПб, Виктория плюс, 2012.
Контрольно-измерительные материалы
Волкова К.В., Контрольно-измерительные материалы, История России: 8 класс – Москва: ВАКО, 2012.