СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-КУМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНА

На заседании ШМО

учителей ЕМЦ

Протокол № ________

от _____августа 2019 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Шестакова М.В./


СОГЛАСОВАНА


Заместитель директора по УВР

________ /Санарова А. В./

«__» августа 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор _________/Фирсова О. М./

Приказ № _________

от «__» августа 2019 г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии


9 класс




Шестакова Марина Владимировна,

учитель биологии и географии






УСТЬ-КУМИР, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс для обучающихся с ОВЗ составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;

2.Авторской программы «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы» В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Сборник Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Москва. Дрофа.2012.

3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Кумирская СОШ», утвержденная приказом №2 от 11 января 2018 года.

4. Положения о рабочей программе МБОУ «Усть-Кумирская СОШ».

5. УМК: учебник «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2017 г.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даѐт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

Коррекционно- развивающие задачи:

При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:

•расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;

•обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;

•систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;

  • уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;

  • улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;

•активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из

ближайшего окружения ученика);

•систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях еѐ организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всѐ это даѐт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приѐмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

• Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ: Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

• Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ индивидуальный подход.

• Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

• Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

• Использование многократных указаний, упражнений.

• Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

• Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

• Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

знать:

-признаки биологических объектов; живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание , выделение, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость;

уметь:

-объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения эволюцию растений и животных; взаимосвязи человека с окружающей средой; родство человека с млекопитающими; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний; роль гормонов и витаминов в

организме;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки;

-сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистемах;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах ,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами; ВИЧ-инфекции.

2. Содержание учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

Введение (3 часа)

Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

Демонстрацияи

Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.

Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)

Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация

Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

Лабораторные и практические работы

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой

Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)

Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.

Демонстрация

Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторные и практические работы

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

Раздел 3. Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрация

Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторные и практические работы

Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)

Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация

Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области.

Экскурсии

Причины многообразия видов в природе.

Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)

Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация

Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.

Экскурсии

Биогеоценоз.

Раздел 6.Биосферный уровень (10 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.

Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.





3. КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

план

факт




ВВЕДЕНИЕ (3ч)


1



Биология – наука о жизни.

1

2



Методы исследования в биологии.

1

3



Сущность жизни и свойства живого.

1




МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ( 10 ч )


4



Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

5



Углеводы.

1

6



Липиды.

1

7



Состав и строение белков.

1

8



Функции белков.

1

9



Нуклеиновые кислоты.

1

10



АТФ и другие органические соединения клетки.

1

11



Биологические катализаторы.

1

12



Вирусы.

1

13



Обобщающий урок «Молекулярный уровень»

1




КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ( 15 ч )


14



Основные положения клеточной теории.

1

15



Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

16



Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

1

17



ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

1

18



Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

1

19



Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

20



Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

1

21



Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

22



Энергетический обмен в клетке.

1

23



Типы питания клетки.

1

24



Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы.

1

25



Синтез белков в клетке. Генетический код.

1

26



Синтез белков в клетке. Т-РНК трансляция.

1

27



Деление клетки. Митоз.

1

28



Обобщающий урок «Клеточный уровень»

1




ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ( 14 ч )


29



Размножение организмов. Оплодотворение.

1

30



Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

31



Онтогенез. Биогенетический закон.

1

32



Наследования признаков по Г.Менделю. Моногибридное скрещивание.

1

33



Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

1

34



Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

1

35



Дигибридное скрещивание.

1

36



Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1

37



Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

38



Модификационная изменчивость.

1

39



Мутационная изменчивость.

1

40



Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

1

41



Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

42



Обобщающий урок «Организменный уровень»

1




ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ( 8 ч )


43



Популяционно-видовой уровень: общая характеристика

1

44



Экологические факторы и условия среды

1

45



Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений

1

46



Биологическая Классификация

Популяция как элементарная единица эволюции

1

47



Борьба за существование и естественный отбор

1

48



Видообразование

1

49



Макроэволюция

1

50



Обобщающий урок-семинар «Эволюция»

1




ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ ( 6 ч )


51



Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

1

52



Состав и структура сообщества.

1

53



Межвидовые отношения организмов в экосистеме


1

54



Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

55



Саморазвитие экосистемы.

1

56



Обобщающий урок «Экосистемный уровень»

1




БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ( 10 ч )


57



Биосфера. Средообразующая деятельность организмов

1

58



Круговорот веществ в биосфере.

1

59



Эволюция биосферы

1

60



Гипотезы возникновения жизни

1

61



Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1

62



Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни

1

63



Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

64



Обобщающий урок «Биосферный уровень»

1

65



Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

1

66



Итоговый урок

1




Лист корректировки календарно-тематического планирования


2019-2020 учебный год



урока

Дата по осн. КТП

Дата проведения

Тема

Причина корректировки




































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!