МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КУМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНА На заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол № ________ от _____августа 2019 г. Руководитель ШМО _____________ /Шестакова М.В./ | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________ /Санарова А. В./ «__» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/Фирсова О. М./ Приказ № _________ от «__» августа 2019 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
9 класс
Шестакова Марина Владимировна,
учитель биологии и географии
УСТЬ-КУМИР, 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс для обучающихся с ОВЗ составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;
2.Авторской программы «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы» В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Сборник Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Москва. Дрофа.2012.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Усть-Кумирская СОШ», утвержденная приказом №2 от 11 января 2018 года.
4. Положения о рабочей программе МБОУ «Усть-Кумирская СОШ».
5. УМК: учебник «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2017 г.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даѐт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы:
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.
Коррекционно- развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие задачи:
•расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
•обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
•систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
•активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из
ближайшего окружения ученика);
•систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях еѐ организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всѐ это даѐт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приѐмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
• Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ: Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
• Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ОВЗ индивидуальный подход.
• Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
• Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
• Использование многократных указаний, упражнений.
• Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
• Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
• Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
знать:
-признаки биологических объектов; живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание , выделение, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость;
уметь:
-объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения эволюцию растений и животных; взаимосвязи человека с окружающей средой; родство человека с млекопитающими; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления наследственных заболеваний; роль гормонов и витаминов в
организме;
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки;
-сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистемах;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах ,влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами; ВИЧ-инфекции.
2. Содержание учебного предмета «БИОЛОГИЯ»
Введение (3 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрацияи
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 часов)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Раздел 2. Клеточный уровень (15 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Тема 4. Популяционно-видовой уровень (8 часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция — элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды.
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Курской области.
Экскурсии
Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Курской области.
Экскурсии
Биогеоценоз.
Раздел 6.Биосферный уровень (10 часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
3. КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов |
план | факт |
| | | ВВЕДЕНИЕ (3ч) | |
1 | | | Биология – наука о жизни. | 1 |
2 | | | Методы исследования в биологии. | 1 |
3 | | | Сущность жизни и свойства живого. | 1 |
| | | МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ ( 10 ч ) | |
4 | | | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 |
5 | | | Углеводы. | 1 |
6 | | | Липиды. | 1 |
7 | | | Состав и строение белков. | 1 |
8 | | | Функции белков. | 1 |
9 | | | Нуклеиновые кислоты. | 1 |
10 | | | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 |
11 | | | Биологические катализаторы. | 1 |
12 | | | Вирусы. | 1 |
13 | | | Обобщающий урок «Молекулярный уровень» | 1 |
| | | КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ( 15 ч ) | |
14 | | | Основные положения клеточной теории. | 1 |
15 | | | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 |
16 | | | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 |
17 | | | ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 |
18 | | | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 |
19 | | | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 |
20 | | | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 |
21 | | | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 |
22 | | | Энергетический обмен в клетке. | 1 |
23 | | | Типы питания клетки. | 1 |
24 | | | Фотосинтез и хемосинтез. Гетеротрофы. | 1 |
25 | | | Синтез белков в клетке. Генетический код. | 1 |
26 | | | Синтез белков в клетке. Т-РНК трансляция. | 1 |
27 | | | Деление клетки. Митоз. | 1 |
28 | | | Обобщающий урок «Клеточный уровень» | 1 |
| | | ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ( 14 ч ) | |
29 | | | Размножение организмов. Оплодотворение. | 1 |
30 | | | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 |
31 | | | Онтогенез. Биогенетический закон. | 1 |
32 | | | Наследования признаков по Г.Менделю. Моногибридное скрещивание. | 1 |
33 | | | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 |
34 | | | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 |
35 | | | Дигибридное скрещивание. | 1 |
36 | | | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | 1 |
37 | | | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 |
38 | | | Модификационная изменчивость. | 1 |
39 | | | Мутационная изменчивость. | 1 |
40 | | | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | 1 |
41 | | | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 |
42 | | | Обобщающий урок «Организменный уровень» | 1 |
| | | ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ( 8 ч ) | |
43 | | | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | 1 |
44 | | | Экологические факторы и условия среды | 1 |
45 | | | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 1 |
46 | | | Биологическая Классификация Популяция как элементарная единица эволюции | 1 |
47 | | | Борьба за существование и естественный отбор | 1 |
48 | | | Видообразование | 1 |
49 | | | Макроэволюция | 1 |
50 | | | Обобщающий урок-семинар «Эволюция» | 1 |
| | | ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ ( 6 ч ) | |
51 | | | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | 1 |
52 | | | Состав и структура сообщества. | 1 |
53 | | | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 1 |
54 | | | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 |
55 | | | Саморазвитие экосистемы. | 1 |
56 | | | Обобщающий урок «Экосистемный уровень» | 1 |
| | | БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ( 10 ч ) | |
57 | | | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 1 |
58 | | | Круговорот веществ в биосфере. | 1 |
59 | | | Эволюция биосферы | 1 |
60 | | | Гипотезы возникновения жизни | 1 |
61 | | | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | 1 |
62 | | | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 |
63 | | | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 |
64 | | | Обобщающий урок «Биосферный уровень» | 1 |
65 | | | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | 1 |
66 | | | Итоговый урок | 1 |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2019-2020 учебный год
№ урока | Дата по осн. КТП | Дата проведения | Тема | Причина корректировки |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |