СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2019 - 2020 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающейся 9 класса составлена на основе:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29. 12. 2012г.

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный Издательский Центр "Владос", 2011 г.

3. .Учебника Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В. Романов, И.Б. Агафонова – 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2013г.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс 2019 - 2020 учебный год»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

от « » _________ 2019 г.



Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №

от « »___________2019 г.


«Утверждаю»

Директор школы

__________ /Н.В. Лысенко/ Приказ №

от « »___________2019г.










МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области






АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

9 класс

на 2019-2020 учебный год





Разработал:

учитель высшей квалификационной категории

Молчевская Елена Владимировна







Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающейся 9 класса составлена на основе:

1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29. 12. 2012г.

2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный Издательский Центр "Владос", 2011 г.

3. .Учебника Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В. Романов, И.Б. Агафонова – 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2013г.


Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:


1.Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ, от 23.07.2013 №203- ФЗ)

2.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».


Естествознание (биология), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Курс биологии включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и не живой природе, об организме человека и охране его здоровья.


Программа реализуется в течение одного года.

На изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)


Основными задачами преподавания биологии являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье

2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и д.р., а также их роль в живой и не живой природе;

3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как компонента условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

5) приветствие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.


В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.

Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.


Основные направления коррекционной работы


1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;

2. Коррекция логического мышления, зрительной  и вербальной памяти

3. Коррекция слухового и зрительного восприятия

4. Коррекция произвольного внимания

5. Развитие самостоятельности, аккуратности


Содержание учебной программы по биологии


Введение – 1 час

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные части сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личностных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека- 5 часов

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение- 13 часов

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц . 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статистическую и динамическую нагрузку на мышцы; свойств декальценированных и прокаленных косей.

Кровь и кровообращение- 8 часов

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм).

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы:

Микроскопическое строение крови

Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание-7 часов

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни. передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выделяемом воздухе.

Пищеварение- 9 часов

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

1. обнаружение крахмала в картофеле и хлебе.

2. обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3. действие слюны на крахмал.

4. действие желудочного сока на белки.

Выделение -2 часа

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа -4 часа

Кажа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система -8 часов

Строение и значение нервной системы (спиной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств -6 часов

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). – 3+2 часа

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ- инфекция и другие. Меры профилактики.

Обобщающий урок «О вреде курения и употребления алкоголя».

Обобщающий урок «Скажи наркотикам НЕТ!»

Итоговая контрольная работа.






Учебно-тематический план





Тема

Количество часов


Всего



Теоретических


Экскурсий

1

Введение

1

1

-

2

Общий обзор организма человека

5

5

-

3

Опора тела и движение

13

13

-

4

Кровь и кровообращение

8

8

-

5

Дыхание

7

7

-

6

Пищеварение

9

9

-

7

Почки

2

2

-

8

Кожа

4

4

-

9

Нервная система

8

8

-

10

Органы чувств

6

6

-

11

Охрана здоровья

3

3

-

12

Повторение

1

1

-

13

Итоговая контрольная работа

1

1




68

68

-


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Базовый уровень

Минимально-необходимый уровень

9 класс

Учащиеся должны знать:

- названия, строение и расположение основных органов организма человека;

- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

- влияние физических нагрузок на организм;

- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны знать:

- влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

- основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать санитарно-гигиенические правила.




Тематическое планирование 9 класс


урока

Наименование разделов и тем. Тема урока

Кол-во часов

Д.з.

Вид контроля

Дата

Примечание

План

Факт

Введение - 1 час







1

Место человека в живой природе

1

Стр. 11-15


2-8.09



Тема №1 Общий обзор организма человека- 5 часов







2

Общий обзор организма человека. Клетка

1

§1


2-8.09



3

Химический состав клетки

1

§2


9-15.09



4

Жизнедеятельность клетки

1

§3


9-15.09



5

Ткани

1

§4


16-22.09



6

Органы. Системы органов.

1

§5


16-22.09



Опора тела и движения – 13 часов







7

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.

1

§6


23-29.10



8

Строение и соединение костей

1

§7


23-29.10



9

Скелет головы

1

§8


30.09-6.10



10

Скелет туловища

1

§9


30.09-6.10



11

Скелет конечностей

1

§10


7-13.10



12

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах

1

§11


7-13.10



13

Первая помощь при переломах костей

1

§12


14-20.10



14

Строение и значение мышц

1

§13


14-20.10



15

Основные группы мышц

1

§14


21-27.10



16

Работа мышц. Утомление

1

§15


21-27.10



17

Гигиена физического труда

1

§16


28.10-3.11



18

Осанка и здоровье человека

1

§17


28.10-3.11



19

Значение физического упражнения для правильного формирования скелета мышц

1

§18


5-10.11



Тема №3 Кровь и кровообращение – 8 часов







20

Значение крови и органы кровообращения

1

§19


5-10.11



21

Состав крови. Лабораторная работа.

1

§20


11-24.11



22

Сердце: его строение и работа. Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.

1

§21


11-24.11



23

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

§22


25.11-1.12



24

Движение крови по сосудам. Лабораторная работа.

1

§23


25.11-1.12



25

Первая помощь при кровотечении. Переливание крови

1

§24


2-8.12



26

Предупреждение заболеваний кровеносной системы

1

§25


2-8.12



27

Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды

1

§26


9-15.12



Тема №4. Дыхание– 7 часов







28

Значение дыхания. Органы дыхательной системы

1

§27


9-15.12



29

Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Демонстрация опыта.

1

§28


16-22.12



30

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

1

§29


16-22.12



31

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы

1

§30


23-28.12



32

Болезни дыхательной системы и их предупреждение

1

§31


23-28.12



33

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды

1

§32


13-19.01



34

Первая помощь при нарушении дыхания

1

§33


13-19.01



Тема №5. Пищеварение– 9 часов







35

Значение и состав пищи.

Демонстрация опытов.

1

§34


20-26.01



36

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

§35


20-26.01



37

Строение и значение зубов

1

§36


27.01-2.02



38

Пищеварение в ротовой полости и в желудке

1

§37


27.01-2.02



39

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

1

§38


3-9.02



40

Гигиена и нормы питания

1

§39


3-9.02



41

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

1

§40


10-16.02



42

Пищевые отравления

1

§41


10-16.02



43

Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему

1

§42


17-23.02



Тема № 6 Выделение – 2 часа







44

Значение выделения. Строение почек

1

§43


17-23.02



45

Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы

1

§44


24.02-1.03



Тема №7. Кожа – 4 часа







46

Строение и значение кожи

1

§45


24.02-1.03



47

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма

1

§46


2-8.03



48

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении

1

§47


2-8.03



49

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви

1

§48


9-15.03



Тема №8 Нервная система -8 часов







50

Значение и строение нервной системы

1

§49


9-15.03



51

Спиной мозг

1

§50


16-21.03



52

Головной мозг

1

§51


16-21.03



53

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь

1

§52


30.03-05.04



54

Эмоции. Внимание и память

1

§53


30.03-05.04



55

Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна

1

§54


6-12.04



56

Гигиена нервной деятельности. Режим дня

1

§55


6-12.04



57

Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему

1

§56


13-19.04



Тема № 9. Органы чувств – 6 часов







58

Значение органов чувств

1

§57


13-19.04



59

Органы зрения. Демонстрация модели глазного яблока.

1

§58


20-26.04



60

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

1

§59


20-26.04



61

Орган слуха. Демонстрация модели уха.

1

§60


27.04-3.05



62

Гигиена слуха

1

§61


27.04-3.05



63

Органы осязания, обоняния, вкуса

1

§62


4-10.05



Тема № 10. Охрана здоровья – 3 часа







64

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1

§63


4-10.05



65

Урок «О вреде курения и употребления спиртных напитков»

1



11-17.05



66

Урок «Скажи наркотикам НЕТ!»

1






67

Повторение пройденного материала

1



11-17.05



68

Итоговая контрольная работа

1



18-24.05






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!