Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от « » _________ 2019 г. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № от « »___________2019 г. | «Утверждаю» Директор школы __________ /Н.В. Лысенко/ Приказ № от « »___________2019г. |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
9 класс
на 2019-2020 учебный год
Разработал:
учитель высшей квалификационной категории
Молчевская Елена Владимировна
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающейся 9 класса составлена на основе:
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ от 29. 12. 2012г.
2.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный Издательский Центр "Владос", 2011 г.
3. .Учебника Биология. Человек. 9 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / И.В. Романов, И.Б. Агафонова – 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2013г.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99- ФЗ, от 23.07.2013 №203- ФЗ)
2.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 -15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Естествознание (биология), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Курс биологии включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и не живой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Программа реализуется в течение одного года.
На изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю)
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и д.р., а также их роль в живой и не живой природе;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как компонента условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) приветствие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ними и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция переключаемости и распределение внимания;
2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия
4. Коррекция произвольного внимания
5. Развитие самостоятельности, аккуратности
Содержание учебной программы по биологии
Введение – 1 час
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные части сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личностных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека- 5 часов
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение- 13 часов
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц . 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статистическую и динамическую нагрузку на мышцы; свойств декальценированных и прокаленных косей.
Кровь и кровообращение- 8 часов
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы:
Микроскопическое строение крови
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание-7 часов
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни. передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выделяемом воздухе.
Пищеварение- 9 часов
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, в желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
1. обнаружение крахмала в картофеле и хлебе.
2. обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. действие слюны на крахмал.
4. действие желудочного сока на белки.
Выделение -2 часа
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа -4 часа
Кажа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система -8 часов
Строение и значение нервной системы (спиной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств -6 часов
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). – 3+2 часа
Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ- инфекция и другие. Меры профилактики.
Обобщающий урок «О вреде курения и употребления алкоголя».
Обобщающий урок «Скажи наркотикам НЕТ!»
Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Теоретических | Экскурсий |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Общий обзор организма человека | 5 | 5 | - |
3 | Опора тела и движение | 13 | 13 | - |
4 | Кровь и кровообращение | 8 | 8 | - |
5 | Дыхание | 7 | 7 | - |
6 | Пищеварение | 9 | 9 | - |
7 | Почки | 2 | 2 | - |
8 | Кожа | 4 | 4 | - |
9 | Нервная система | 8 | 8 | - |
10 | Органы чувств | 6 | 6 | - |
11 | Охрана здоровья | 3 | 3 | - |
12 | Повторение | 1 | 1 | - |
13 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
| | 68 | 68 | - |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень | Минимально-необходимый уровень |
9 класс |
Учащиеся должны знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; - элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; - вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила. | Учащиеся должны знать: - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
Тематическое планирование 9 класс
№ урока | Наименование разделов и тем. Тема урока | Кол-во часов | Д.з. | Вид контроля | Дата | Примечание |
План | Факт |
Введение - 1 час | | | | | | |
1 | Место человека в живой природе | 1 | Стр. 11-15 | | 2-8.09 | | |
Тема №1 Общий обзор организма человека- 5 часов | | | | | | |
2 | Общий обзор организма человека. Клетка | 1 | §1 | | 2-8.09 | | |
3 | Химический состав клетки | 1 | §2 | | 9-15.09 | | |
4 | Жизнедеятельность клетки | 1 | §3 | | 9-15.09 | | |
5 | Ткани | 1 | §4 | | 16-22.09 | | |
6 | Органы. Системы органов. | 1 | §5 | | 16-22.09 | | |
Опора тела и движения – 13 часов | | | | | | |
7 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. | 1 | §6 | | 23-29.10 | | |
8 | Строение и соединение костей | 1 | §7 | | 23-29.10 | | |
9 | Скелет головы | 1 | §8 | | 30.09-6.10 | | |
10 | Скелет туловища | 1 | §9 | | 30.09-6.10 | | |
11 | Скелет конечностей | 1 | §10 | | 7-13.10 | | |
12 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | 1 | §11 | | 7-13.10 | | |
13 | Первая помощь при переломах костей | 1 | §12 | | 14-20.10 | | |
14 | Строение и значение мышц | 1 | §13 | | 14-20.10 | | |
15 | Основные группы мышц | 1 | §14 | | 21-27.10 | | |
16 | Работа мышц. Утомление | 1 | §15 | | 21-27.10 | | |
17 | Гигиена физического труда | 1 | §16 | | 28.10-3.11 | | |
18 | Осанка и здоровье человека | 1 | §17 | | 28.10-3.11 | | |
19 | Значение физического упражнения для правильного формирования скелета мышц | 1 | §18 | | 5-10.11 | | |
Тема №3 Кровь и кровообращение – 8 часов | | | | | | |
20 | Значение крови и органы кровообращения | 1 | §19 | | 5-10.11 | | |
21 | Состав крови. Лабораторная работа. | 1 | §20 | | 11-24.11 | | |
22 | Сердце: его строение и работа. Демонстрация муляжа сердца млекопитающего. | 1 | §21 | | 11-24.11 | | |
23 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. | 1 | §22 | | 25.11-1.12 | | |
24 | Движение крови по сосудам. Лабораторная работа. | 1 | §23 | | 25.11-1.12 | | |
25 | Первая помощь при кровотечении. Переливание крови | 1 | §24 | | 2-8.12 | | |
26 | Предупреждение заболеваний кровеносной системы | 1 | §25 | | 2-8.12 | | |
27 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | 1 | §26 | | 9-15.12 | | |
Тема №4. Дыхание– 7 часов | | | | | | |
28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы | 1 | §27 | | 9-15.12 | | |
29 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Демонстрация опыта. | 1 | §28 | | 16-22.12 | | |
30 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | 1 | §29 | | 16-22.12 | | |
31 | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы | 1 | §30 | | 23-28.12 | | |
32 | Болезни дыхательной системы и их предупреждение | 1 | §31 | | 23-28.12 | | |
33 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | §32 | | 13-19.01 | | |
34 | Первая помощь при нарушении дыхания | 1 | §33 | | 13-19.01 | | |
Тема №5. Пищеварение– 9 часов | | | | | | |
35 | Значение и состав пищи. Демонстрация опытов. | 1 | §34 | | 20-26.01 | | |
36 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения. | 1 | §35 | | 20-26.01 | | |
37 | Строение и значение зубов | 1 | §36 | | 27.01-2.02 | | |
38 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | 1 | §37 | | 27.01-2.02 | | |
39 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | §38 | | 3-9.02 | | |
40 | Гигиена и нормы питания | 1 | §39 | | 3-9.02 | | |
41 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | 1 | §40 | | 10-16.02 | | |
42 | Пищевые отравления | 1 | §41 | | 10-16.02 | | |
43 | Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему | 1 | §42 | | 17-23.02 | | |
Тема № 6 Выделение – 2 часа | | | | | | |
44 | Значение выделения. Строение почек | 1 | §43 | | 17-23.02 | | |
45 | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы | 1 | §44 | | 24.02-1.03 | | |
Тема №7. Кожа – 4 часа | | | | | | |
46 | Строение и значение кожи | 1 | §45 | | 24.02-1.03 | | |
47 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма | 1 | §46 | | 2-8.03 | | |
48 | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении | 1 | §47 | | 2-8.03 | | |
49 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | 1 | §48 | | 9-15.03 | | |
Тема №8 Нервная система -8 часов | | | | | | |
50 | Значение и строение нервной системы | 1 | §49 | | 9-15.03 | | |
51 | Спиной мозг | 1 | §50 | | 16-21.03 | | |
52 | Головной мозг | 1 | §51 | | 16-21.03 | | |
53 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь | 1 | §52 | | 30.03-05.04 | | |
54 | Эмоции. Внимание и память | 1 | §53 | | 30.03-05.04 | | |
55 | Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна | 1 | §54 | | 6-12.04 | | |
56 | Гигиена нервной деятельности. Режим дня | 1 | §55 | | 6-12.04 | | |
57 | Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему | 1 | §56 | | 13-19.04 | | |
Тема № 9. Органы чувств – 6 часов | | | | | | |
58 | Значение органов чувств | 1 | §57 | | 13-19.04 | | |
59 | Органы зрения. Демонстрация модели глазного яблока. | 1 | §58 | | 20-26.04 | | |
60 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | §59 | | 20-26.04 | | |
61 | Орган слуха. Демонстрация модели уха. | 1 | §60 | | 27.04-3.05 | | |
62 | Гигиена слуха | 1 | §61 | | 27.04-3.05 | | |
63 | Органы осязания, обоняния, вкуса | 1 | §62 | | 4-10.05 | | |
Тема № 10. Охрана здоровья – 3 часа | | | | | | |
64 | Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. | 1 | §63 | | 4-10.05 | | |
65 | Урок «О вреде курения и употребления спиртных напитков» | 1 | | | 11-17.05 | | |
66 | Урок «Скажи наркотикам НЕТ!» | 1 | | | | | |
67 | Повторение пройденного материала | 1 | | | 11-17.05 | | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | 18-24.05 | | |